Приложение МААМ

Педагогические исследование мотивов обучения детей дошкольного детства

Елена Рылова
Педагогические исследование мотивов обучения детей дошкольного детства
▼ Скачать + Заказать документы

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) мотивация на учебу;

Публикация «Педагогические исследование мотивов обучения детей дошкольного детства» размещена в разделах

2) развитие произвольности;

3)сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

4) развитие пространственных представлений;

5) умение фантазировать;

5) проявление самостоятельности.

Мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Во-первых система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.

Во-вторых, у ребёнка возможна негативная мотивация к школьному обучению. Причины её выясняются индивидуально, в каждом конкретном случае. Но как правило – это страх ребёнка перед школой, который формируют сами родители непосредственно или косвенно; ситуация в семье: отрицательный пример старших детей – школьников; пресыщение ребёнка самим процессом подготовки к школе, занятиями по типу школьного урока, усталость.

В-третьих, у многих детей, которые посещают подготовительные курсы при школе, размыта грань между будущей и настоящей «субботней» школой. На вопрос: «Ты хочешь учиться в школе?», дети отвечают: «А я и так уже учусь в школе». Интерес к школе у некоторых детей также не выраженный, поскольку у детей, посещающих подготовительные курсы при школе, отсутствует некая интригующая новизна предстоящего важного события – поступления в школу.

Не определено в литературе место изучения мотивов в системе диагностики психологической готовности: одни авторы, моделируя диагностические методики, не уделяют внимания изучению мотивационного компонента (тест школьной зрелости А. Керна-Я. Йирасека). Другие лишь признают мотивацию одним из подлежащих к изучению компонентов школьной зрелости (Я. Л. Коломинский, В. А. Панько). Третьи считают мотивационный компонент ведущим основанием для прогноза успешности школьного обучения (И. О. Денисенкова, К. Р. Климова).

Методика, которая часто используется в целях определения готовности к школьному обучению, направлена на изучение произвольности дошкольника. Это методика "Домик" (Н. И. Гуткиной).

Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным, выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасека выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

Для выявления кругозора ребенка используется тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

Для выявления уровня развития речи, логического мышления психологами часто используется тест "Составление рассказа по картинкам".

Р. С. Немов к показателям мотивационной готовности относит произвольные представления у детей о школе, их желание учиться и познавательную активность.

Проблема мотивационной готовности является не достаточно разработанной, но существует большое количество методов, позволяющих изучать мотивационную сферу поступающего в школу ребенка. Педагоги интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего, потому, что на практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения.

Список литературы:

1. Формирование интереса к учению у школьников/под ред. А. К. Марковой. – М. : Просвещение, 1996.

2. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М. : Просвещение, 1991.

В своей работе я использую следующие диагностики психологической готовности дошкольников :

1. «Что я думаю о школе» (по А. Колеченко)

ЦЕЛЬ: Выявить уровень развития мотивационной и эмоционально-волевой готовности.

Педагог предлагает ребенку следующую инструкцию: Художник в этих картинках хотел рассказать о школьниках, школьной жизни да забыл нарисовать лица, настроения школьников. Давай поможем художнику определить их настроения. Но сначала давай вспомним, какие бывают настроения у людей. А у тебя сейчас какое настроение? (Педагог предъявляет ребенку карточки с изображением трех эмоциональных состояний и просит их назвать). Представь себя учеником, отвечающим у доски или сидящим за партой на уроке и т. д. В зависимости от ситуации на рисунке ребёнок должен нарисовать лица учеников и учителя (весёлые, грустные или сердитые). Когда ребёнок закончит рисовать, попросите его объяснить, почему ученик добрый, а учитель грустный и т. д.

*

Оценка результатов.

Если на всех картинках количество грустных, серьёзных или тревожных лиц 0-1, значит, ребёнок с оптимизмом воспринимает будущую школьную жизнь;

Если 2-3 – повышенная тревожность, ребёнок чего-то опасается в школе;

Если 4 и более – ребёнок очень боится или не хочет идти в школу. Психологически он не готов к школьной жизни.

2. «Что я знаю о школе»

Этот тест проводится индивидуально с каждым ребёнком. Ведётся разговор с ребёнком на различные темы, при чтении опросов не спешить, не следует задавать все вопросы за один раз. Постараться получить развёрнутые ответы, давать ребёнку возможность порассуждать. Если у ребёнка возникают затруднения, предлагается помощь. Предложите ребёнку ответить на вопросы.

1. Как обращаются к учителю?

2. Как привлечь к себе внимания, если нужно о чем-то спросить?

3. Что говорят, если нужно выйти в туалет?

4. Что такое урок?

5. Как узнают, что настало время начать урок?

6. Что такое перемена?

7. Для чего нужна перемена?

8. Как в школе называется стол, за которым сидят дети?

9. На чём пишет учитель, когда объясняет задание?

10. Что такое оценка?

11. Какие оценки хорошие, а какие плохие?

12. Что такое школьный дневник?

13. В классе учатся дети одного возраста или разного?

14. Что такое каникулы?

Оценка результатов:

Если ребёнок ответил правильно на 11-14 вопросов- школьные правела для него не будут неожиданностью;7-10 вопросов – неплохо, но можно еще поговорить о школе;4-6 вопросов- необходимо поподробнее поговорить о школьных правилах;1-3 вопросов-сходите с ребёнком в школу; возможно, он не ходил в сад и не знает, что такое школа.

Примеры вариантов ответов смотрите в приложении.

3. Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно- потребностной сфере ребенка.

(Р. С. Немов)

Данная методика применяется как для предварительного знакомства с ребёнком, так и с целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового мотивов.

Порядок провидения.

Ребёнка приглашают в комнату, где на столе выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца?

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать продолжение сказки. Дети с выраженным игровым мотивом предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипуляционный характер: то за одно схватятся, то за другое.

Текстовый материал:

Сказка «Почему зайцы зимой белые шубки носят?»

Повстречались как –то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

- Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

- Не хвастай, Мороз Иванович, не одолеешь!- говорит заяц.

-Нет, одолею!

- Нет, не одолеешь!-стоит на своем заяц.

Спорили они,спорили, надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

- Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

- Давай,- согласился заяц.

(В данном месте чтение прерывается)

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу и поет: Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит – Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем – то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца: - Разве тебя, косой,заморозишь- ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

Назначение этих методик выявить относительную выраженность мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Нетрадиционные педагогические технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста «Нетрадиционные педагогические технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста» «Истоки способностей и дарований детей - на.

Презентация «Педагогические аспекты музыкального развития детей дошкольного возраста» 1слайд:«Педагогические аспекты музыкального развития детей дошкольного возраста" Подготовила: музыкальный руководитель Иваныкина Елена Валерьевна.

Педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста «Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста» Цель: повышение психолого-педагогической компетенции по вопросам,.

Социально-личностное развитие детей посредством формирования мотивов трудовой деятельности в средней группе Консультация для воспитателей средних групп «Социально—личностное развитие детей посредствам формирования мотивов трудовой деятельности.

Детское исследование как метод обучения старших дошкольников .

Педагогические рекомендации по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Введение Могущество страны не только в одном материальном богатстве, но и в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия.

Педагогические технологии в музыкальном образовании детей дошкольного возраста ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Воспитывающий потенциал музыки зависит от того, каким образом.

Психолого-педагогические особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста Межличностные отношения в детской группе, начиная с дошкольного возраста, представляют собой достаточно сложное социально-психологическое.

Психолого-педагогические основы обучения сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу развития человека соответствует определенный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические исследование мотивов обучения детей дошкольного детства
Опубликовано: 28 ноября 2018 в 16:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические исследование мотивов обучения детей дошкольного детства» (включая файлы) размещена пользователем Елена Рылова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД