Лучший педагог года

Нетрадиционные педагогические технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста

Лариса Жукова
Нетрадиционные педагогические технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Нетрадиционные педагогические технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста»

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». В. А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка. Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развита речь. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности. Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось и причин этому множество. Причины возникновения детских речевых нарушений : - ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей); - увеличение числа патологий беременности (родовые травмы); - различные социальные проблемы. В наше время дети большую часть времени проводят за компьютерами, просмотром телепередач, прослушиванием музыки, может быть это само по себе и не плохо, но, на мой взгляд, всё это должно разбавляться и живым общением. Актуальность моей работы определяется тем, что в последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остаётся нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов. Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость. Мною были определены следующие задачи: - проанализировать теоретические аспекты проблемы в работах специалистов, обобщить рекомендации различных авторов в единую систему; - развивать речь детей, используя в своей работе все группы нетрадиционных методов; - разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию мнемотаблиц, синквейна, биоэнергопластики, кинизиологии и Су – Джок терапии. Свою работу по развитию речи я начала с детьми раннего возраста. В группу пришли детки «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания, у отдельных детей была недостаточно развита речь для их возраста. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Для определения уровня развития мелкой моторики у детей была проведена диагностика. На основании данной диагностики составила перспективное планирование работы по речевому развитию и развитию мелкой моторики рук. Я стала вводить в работу с детьми пальчиковые игры, в течение года мы играли в эти игры, затем постепенно, с возрастом детей, комплексы пальчиковой гимнастики усложнялись, в работу с детьми по речевому развитию стала вводить нетрадиционные технологии : синквейн, мнемотаблицы, кинизиологию, биоэнергопластику, Су-Джок терапию. Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не воспитатель обязан владеть культурой речи. Речь педагога служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. Поэтому работая с детьми, я всегда контролировала свою речь, говорила эмоционально, грамотно, не забывая о том, что дети подражают взрослому, впитывают как губка. Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно- развивающая среда. В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В моей группе организован книжный уголок и «Полочка умных книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. И, конечно, театрализация – самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! В своей педагогической практике уделяю работе с родителями. Провожу собрания, беседы, организовываю консультации по проблемам речевого развития. Творческое сотрудничество совместно с семьей дает свои положительные результаты. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна. • правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; • вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи. Правила составления интеллектуальных карт: 1. В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ); 2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета; 3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей; 4. Добавляются символы и иллюстрации; 5. Писать надо разборчиво (печатными) буквами; 6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом; 7. Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы; 8. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. Более подробно остановлюсь на новых методах в своей работе. Биоэнергопластика – это соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук, синхронное выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики помогают распределять биоэнергию в организме ребёнка, что в свою очередь развивает мелкую моторику пальцев рук и оказывает благотворное влияние на физическое и речевое развитие детей. Кинизиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Кинизиологические упражнения совершенствуют психические функции (память, внимание, мышление, воображение и т. д., благодаря им формируется быстрота импульсов от руки к центру речи головного мозга, в результате чего активизируется речь детей. Так же в свою работу я ввела последнее достижение восточной медицины: Су – Джок терапию в переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Данный способ разработан учёным из Южной Кореи Паку Дже Ву. Профессор и врач больше 30 лет потратил на разработку данного метода. В чём же заключается данный метод? На кистях рук и стопах расположена проекция всех частей, систем и органов тела. Но в своей работе я использую только те точки, которые оказывают благотворное влияние на речь детей, т. е. точки, которые расположены на кончиках пальцев рук. В процессе работы по речевому развитию детей мною были выработаны следующие критерии: Грамматический строй речи; Звуковая культура речи; Развитие связной речи Коммуникативные умения Словарь Мною проведён сравнительный анализ результатов обследования речи детей. В результате анализа выяснилось, что уровень развития речи детей значительно улучшился. Таким образом, вариативность использования разнообразных методов в моей работе дали определённые результаты. Речь детей значительно улучшилась, дети достигли хорошего уровня развития мелкой моторики.

Публикация «Нетрадиционные педагогические технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Публикации по теме:

Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста. С первых лет жизни ребенок под влиянием.

Фотоотчет «Технологии по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР»Фотоотчет «Технологии по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР» Биоэнергопластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые.

Использование современных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста .

Картотека игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Картотека игр для развития речи детей дошкольного возраста Ниже представлена картотека игр, направленных на формирование всех компонентов.

ОД по речевому развитию «Давайте жить дружно» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное.

Памятка для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Важно знать и понимать, что речь ребенку не передается по наследству,.

Педагогические технологии, способствующие развитию певческих и исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста Педагогические технологии, способствующие развитию певческих и исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста. Михалдыка.

Педагогические технологии в музыкальном образовании детей дошкольного возраста ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Воспитывающий потенциал музыки зависит от того, каким образом.

Подборка игр и упражнений по речевому развитию для детей дошкольного возраста Упражнения и игры по воспитанию чистого и правильного произношения «Чей одуванчик раньше улетит?», «Чей паровоз лучше гудит». Очень полезны.

Современные образовательные технологии в организации образовательной деятельности по речевому развитию детейСовременные образовательные технологии в организации образовательной деятельности по речевому развитию детей Современные образовательные технологии в организации образовательной деятельности по речевому развитию детей На тему: «Космический мир».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные педагогические технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 сентября 2018 в 10:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные педагогические технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Жукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД