Наталья Геннадьевна Цуренкова
Педагогические технологии в музыкальном образовании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитывающий потенциал музыки зависит от того, каким образом осуществляется профессионально-педагогическая работа по музыкальному восприятию, какие технологии и с какой целью используют воспитатель, музыкальный педагог, родители в работе с детьми в детском саду и дома. Конкретизируем возможности процесса восприятия музыки в целостном развитии ребенка-дошкольника, т. е. назовем аспекты развития, которые обеспечивают процесс восприятия музыки детьми : эмоциональное развитие; •социализация и культурация; •развитие основных познавательных процессов — мышления, памяти, внимания, воображения, интереса, собственно восприятия; •особым образом организованный процесс восприятия музыки, влияющий на развитие исполнительских умений и творчества в художественных видах детской деятельности — речевой, игровой, изобразительной. Что же понимается под педагогической технологией в современной педагогической науке? Педагогическая технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Публикация «Педагогические технологии в музыкальном образовании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом из них, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Подчеркнем, что эффективность педагогической технологии всегда зависит от знания педагогом последовательности, поэтапности развития того или иного психического процесса, детской деятельности, возрастных особенностей ребенка. Поэтому, прежде чем проектировать авторские технологии организации процесса восприятия музыки дошкольниками, следует изучить своеобразие процесса восприятия в целом и особенности становления данного вида детской музыкальной деятельности в дошкольном возрасте.
На каких же принципах базируются предлагаемые вариативные педагогические технологии организации процесса восприятия музыки дошкольниками?
1. Принцип гуманизации — ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, показывающий необходимость использования первичной диагностики восприятия музыки детьми и учитывающий ее результаты и основные новообразования возраста в ходе работы по слушанию музыки.
3. Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе восприятия музыки, означающий учет музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта; развития этих качеств и свойств в музыкальной деятельности.
4. Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки, означающий свободу реакций и высказываний ребенка в ходе слушания музыкальных произведений, недопущение педагогом насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанное им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать, вносить предложения по репертуару. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.
5. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки. Основной задачей воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.
6. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации восприятия музыки дошкольниками, как в целом и всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Принцип подразумевает тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду.
7. Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми. Восприятие — это целенаправленный процесс. Задачи, которые решаются ребенком в ходе восприятия музыкальных произведений, разнообразны, и педагогу необходимо знать, ради достижения какой цели организуется музыкальное восприятие. Целенаправленность процесса восприятия позволит определить этапы педагогической технологии, оснастить их адекватными методами и приемами, содействующими лучшему пониманию и проникновению ребенка в музыкальное произведение, музыкальный образ. 8. Принцип отбора музыкальных произведений в процессе организации восприятия музыки детьми дошкольного возраста, означающий необходимость критериального отбора музыкальных произведений для достижения конкретной цели посредством их слушания.
Принцип систематичности и последовательности в организации процесса восприятия музыки детьми, предполагающий планомерную работу по восприятию музыкальных произведений дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, связь содержания, форм, средств и методов работы.
10. Принцип продуктивности процесса детского восприятия музыкальных произведений, означающий, что результатом восприятия музыки может явиться некий творческий продукт, например, образ, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т. д.
11. Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации восприятия музыки детьми в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов художественно-творческой деятельности дошкольников. Обобщенный алгоритм действий педагога в процессе организации восприятия музыки детьми дошкольного возраста обусловлен логикой четырех последовательных этапов:
1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие; первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него;
2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности;
3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послушать его еще раз; создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в деятельности — игровой, художественной, двигательной. Напомним, что в условиях вариативности технологий организации восприятия музыки детьми данный алгоритм может дополняться подэтапами, новыми этапами, не нарушающими общий ход музыкального восприятия, каждый этап должен оснащаться новыми педагогическими приемами, отличаться разнообразием этих приемов с учетом музыкального опыта ребенка, его индивидуальных особенностей. Рассмотрим некоторые вариативные технологии организации восприятия музыки детьми дошкольного возраста, апробированные в практике дошкольного образования и позволившие получить высокие развивающие результаты.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Цель: обогащение и развитие сюжетов детских игр старших дошкольников посредством восприятия музыкальных произведений. Этапы технологии 1 этап — обогащение музыкально-слухового опыта детей новыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания музыкальных произведений. 2 этап — обучение детей умениям переноса музыкального образа в игровой с дальнейшим развитием сюжетной игры. 3 этап — развитие игровой деятельности дошкольников за счет восприятия новых музыкальных произведений. Количество детей, участвующих в процессе восприятия музыки — 6—8 человек.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА НА КАЖДОМ ИЗ ЭТАПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Формы педагогического взаимодействия и организация детской деятельности
1. Введение Беседа с детьми с целью установки на восприятие музыкального произведения, и активизация реакций на музыку
2. Организация восприятия музыки Слушание музыки
3. Реагирование на музыку в движении Передача образа и сюжетной линии музыки через игровое действие под музыку (или через свободное манипулирование с игрушкой)
4. Реагирование на музыку в слове Сочинительство. Разгадывание сюжетной линии (от действия к слову)
5. Игровой Коллективная игра-фантазия под музыку с помощью педагога
6. Итоговый Раскрытие детьми сюжета коллективной игры-фантазии через коллективный рассказ Пространство взаимодействия с педагогом : музыкально-игровая среда (удобное для прослушивания музыкальных произведений место в групповой комнате, расположение детей свободное — на ковре, на подушечках, на мягких игрушках). Необходимый инструментарий: магнитофон или музыкальный центр, кассеты, иллюстрированные картинки, куклы, элементы костюмов. Игра-фантазия «Полет шмеля» на музыку Н. А. Римского-Корсакого «Полет шмеля»
Воспитатель приглашает детей занять удобные места на ковре, который «перенесет» их в волшебную страну. Появляется шмель. Воспитатель. Ребята, в стране, куда мы с вами попали, шмель не может говорить на человеческом языке, но он может рассказывать о своих приключениях с помощью музыки. О том, где шмель побывал, что с ним произошло, с кем он повстречался, мы сейчас услышим. Слушайте внимательно, а потом покажите своими действиями то, что услышали (звучит «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакого). После прослушивания произведения дети-«шмели» по очереди движениями, мимикой «рассказывают» историю, которую они представили себе при прослушивании данного произведения. Остальные разгадывают «немые» комментарии своих сверстников. Таким образом сочиняется коллективный сюжет. Далее воспитатель предлагает всем «шмелям» выйти на полянку. (Звучит «Полька», и дети под музыку начинают танцевать, сопровождая танец разными действиями, на которые их побуждает музыка. Затем все возвращаются на волшебный ковер.) В
Воспитатель. Расскажите, что происходило на полянке, где встретились шмели? Дети рассказывают о том, во что они сейчас играли. Таким образом отдельные сюжетные линии соединяются в один игровой сюжет.
Игра-фантазия «Приключение бабы-яги и ее подружки бабки-ёжки» с использованием произведений А. Лядова «Баба-яга» и П. Чайковского «Баба-яга» Рекомендуемый материал: коробка, в ней две игрушечных бабы-яги.
Дети сидят на удобных подушечках полукругом. Воспитатель. Ребята, у меня в коробочке кто-то спрятался и не хочет выходить до тех пор, пока вы не отгадаете кто это. Чтобы легче было угадать, я включу музыку, которая подскажет вам. Послушайте пьесу композитора Анатолия Константиновича Лядова и скажите, какой характер изображен в музыке? (Дети слушают отрывок из оркестровой пьесы А. Лядова «Баба-яга».) Дети. Характер музыки злой, колючий, прыгающий. Воспитатель. Как вы думаете, кого изобразил композитор такой «злой», «колючей» музыкой? Дети. Наверное, Бабу-ягу. Она злая, хитрая, прыгает и летает в ступе. Воспитатель. Послушайте музыку еще раз и убедитесь, что вы правы (звучит отрывок из пьесы Лядова).
Воспитатель (вынимает игрушечную бабу-ягу из коробки). Надоело Бабе-яге прятаться, захотелось ей на волю выбраться да с подружкой своей, Бабкой-ёжкой, повидаться, в силах помериться (вынимает из коробки вторую игрушку). Послушайте, как композитор Петр Ильич Чайковский рассказал про нее в своей музыке. (Дети слушают фортепианную пьесу П. Чайковского «Баба-яга».) А теперь давайте подумаем, что общего в музыке первой и второй пьес? В чем отличие?
Дети. И в том и в другом произведении музыка недобрая, мрачная. Первую пьесу исполняет оркестр, вторая звучит на фортепиано, и она не такая страшная. Воспитатель. Попробуем подвигаться под музыку, показать, как ведут себя Бага-яга и Бабка-ёжка. (Звучат отрывки из музыки Лядова и Чайковского, дети в движениях демонстрируют поведение персонажей.) Воспитатель. Итак, у нас есть две подружки Баба-яга и Бабка-ёжка, они такие разные, но обе получили приглашение на праздник к Кощею Бессмертному. Давайте разделимся на две группы: одна будет представлять Бабу-ягу, а другая — Бабку-ёжку. (Воспитатель берет на себя роль Кощея.) Игра продолжается.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНИКОВ — ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ.
Цель: развитие творческого воображения старших дошкольников в процессе восприятия музыки. Этапы технологии
1. этап — организация развивающей среды в группе.
2. этап — накопление у детей музыкального опыта, практических умений в изобразительной деятельности (рисовании и аппликации); активизация творческого воображения.
3. этап — самостоятельная продуктивная деятельность детей. На данном этапе предполагается организация слушания музыки, после чего дети смогут выразить свои фантазии в изобразительной деятельности (рисовании и аппликации). Деятельность педагога на 1-м этапе заключается в создании музыкальной зоны для слушания музыки, которая должна содержать проигрыватель или магнитофон, музыкальный центр, кассеты или грампластинки с записью музыкальных произведений портреты известных композиторов, книги музыковедческого характера, доступные детям, хорошо иллюстрированные детские книги, могут быть также иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин, подобранные воспитателем.
После организации музыкальной зоны или уголка для слушания музыки необходимо провести беседу с воспитанниками на тему «Что нового появилось у нас в группе?», настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности. На 2-м этапе педагог осуществляет работу по накоплению детьми представлений, впечатлений и эмоциональных переживаний в ходе восприятия музыки, активизирует творческое воображение детей с помощью специальных игр и упражнений. Осуществляется данная работа в определенной логике. Вводная часть. Разминка. Игры и упражнения (2—3, направленные на активизацию творческого воображения детей. Основная часть. Организация процесса восприятия детьми музыкальных произведений (1 — 2, беседа о них, проведение различных музыкальных дидактических игр. Заключительная часть.
Проведение нескольких игр (2 — 3) на развитие творческого воображения детей в изобразительной деятельности (рисовании). Такую работу воспитатель проводит с детьми 1 — 2 раза в неделю в течение всего учебного года совместно с музыкальным педагогом. По результатам работы (за один месяц) необходимо провести промежуточную диагностику, используя метод наблюдения и диагностики творческого воображения. Наблюдение проводится на музыкальных занятиях, в процессе слушания музыки по следующим критериям: • интерес к слушанию музыки, сосредоточенность; • готовность самостоятельно определять характер музыкального произведения, опираясь на изменения доминирующих средств музыкальной выразительности (ритм, темп, динамику и т. д., впечатления и эмоции, которые она вызвала у них; • стремление передать характер услышанного музыкального произведения, своеобразие музыкального образа в движении, действиях под музыку; • самостоятельность детей в процессе слушания музыки, организация восприятия музыкальных произведений по их собственной инициативе. Работа на заключительном этапе технологии осуществляется в форме интегрированных музыкально-изобразительных занятий.
Необходимое оборудование: магнитофон, кассеты с записью музыки, бумага, фломастеры, краски, мелки, карандаши, кисточки (по количеству детей). В ходе занятия детям предлагается прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Особенно подчеркивается то, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаковых. Тем самым делается попытка активизировать творческое воображение каждого ребенка.
После этого дети слушают музыкальное произведение, название которого не сообщается, чтобы не ограничивать детское воображение. После слушания детям предлагается нарисовать то, что им «рассказала» музыка. В процессе рисования музыкальное произведение воспроизводится еще 2 — 3 раза для активизации и развития фантазии. По окончании рисования дети комментируют свои рисунки. Тем, кто испытывает определенные затруднения, воспитатель оказывает педагогическую поддержку.
Литература.
Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. —— М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.