Юлия Казакова
Педагогический совет «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический педагогический совет по теме :
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Старший воспитатель : Казакова Ю. А.
2018 год
Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания. Закрепить знания воспитателей о современных требованиях по формированию у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, станице, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родной страны, воспитанию собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Публикация «Педагогический совет „Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Форма проведения: «круглый стол».
Подготовка к педсовету.
1. Оформление информационного листа о планируемом педсовете на доске для воспитателей.
2. Проведение оперативного контроля «Анализ средовых условий группы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
3. Проведение консультации для воспитателей : «Патриотическое воспитание дошкольников» (Старший воспитатель).
4. Проведение анкетирования родителей по теме «Патриотическое воспитание ребенка».
5. Самоанализ воспитателя по патриотическому воспитанию.
6. Проведение тематической проверки «Анализ работы воспитателя по патриотическому воспитанию дошкольников».
Повестка дня:
1. Вступление. Актуальность темы педсовета.
2. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников.
3. «Растим патриотов России» (выступление ст. воспитателя)
4. Патриотическое воспитание дошкольников старших, подготовительных групп. Выступление воспитателя старшей логопедической группы Сергеевой О. Н. (презентация)
5. Обзор литературы по данной теме.
6. Задание для воспитателей «Собери и объясни пословицу»
7. Анализ анкет и результаты тематической проверки.
8. Итог и решение педсовета.
Ход педсовета
1. Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение им ело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.
Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Еще классики педагогики, такие как Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
В процессе патриотического воспитания огромную роль имеет преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Разработка и апробация моделей содержания и организации образовательного процесса по теме «Патриотическое воспитание дошкольников», способствует преемственному развитию детей дошкольного и школьного возраста.
2. Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:
- Конституция Российской Федерации.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.
- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»
3. «Что такое патриотическое воспитание?» выступление старшего. (презентация)
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.
4. Выступление воспитателя старшей логопедической группы Сергеевой О. Н.
5. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.
• Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
• Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России»
• Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
• Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина»
• «Мой родной дом» под редакцией Оверчук Т. И.
Новицкая М. Ю. «Наследие»
6. Предлагаю Вам немного поиграть в игру «Собери и объясни» (воспитателям предлагаются пословицы в разрезанном виде, их нужно собрать и объяснить)
7. Перед педсоветом было проведено анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка», а также была проведена тематическая проверка по анализу развивающей предметно-пространственной среды группы по патриотическому воспитанию.
Родителям предлагалось анонимно ответить на такие вопросы, как:
Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания детей?
Вы обладаете данными качествами?
Какими личностными качествами нужно обладать человеку, чтобы служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей»?
Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?
Как, по Вашему, мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
Актуальна ли для вашей семьи тема ознакомления детей с родословной семьи?
К каким семейным традициям вы приобщаете своих детей?
Что лично Вы делаете для патриотического воспитания своего ребёнка?
Какой помощи вы ждёте от детского сада?
Удовлетворены ли вы качеством образовательных услуг, оказываемых в детском саду?
Проанализировав ответы, можно с уверенностью сказать, что большинство родителей считаю что, проблема патриотического воспитания детей актуальна в наше время и только 2% из опрошенных уверены в обратном.
При ответе на вопрос, какими личностными качествами нужно обладать человеку, чтобы служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей были следующие ответы:
• Любовь и привязанность к Родине 86%
• Бескорыстие 43 %
• Готовность к самопожертвованию 27 %
• Чувство долга по отношению к Родине 53 %
• Активная гражданская позиция 55%
А на вопрос обладают ли они этими качествами 85% ответили «Да» и 14% «Частично»
15% считают, что основную ответственность за патриотическое воспитание несут родители, 8 % считают что родители и педагоги, 4% уверены что родители и общество, всего 2% родители и СМИ и большинство а это 67% убеждены, что ответственность несут все в целом.
В нашем современном мире компьютерных технологий взрослые очень осведомлены во многих направлениях. 38 % наших родителей считают себя компетентными в вопросах патриотического воспитания, 70 % компетентны «Частично» и лишь 2 % ничего не знают о патриотическом воспитании.
На вопрос об актуальности ознакомления детей с родословной Вашей семьи 95% ответили положительно, что не может не радовать. И только у 15% семей эта тема не актуальна.
На вопрос «Что Вы делаете для патриотического воспитания своего ребёнка?» многие ответили так:
- беседуем о Родине, станице, традициях, об уважении и почитании. старших;
- участвуем в районных традиционных праздниках и гуляньях;
- смотрим только советские мультфильмы;
- читаем художественную литературу;
- путешествуем;
- рассматриваем иллюстрации и фотографии о Родине, её просторах.
А вот на вопрос какой помощи вы ждете от детского сада для патриотического воспитания своего ребёнка, ответы были самые разнообразные:
- больше познавательных бесед и консультаций в данном направлении;
- взаимопомощи и поддержки ждут родители от педагогов;
- «Ждём совместной работы!»
- посещения музея и различных экскурсий;
- проведения совместных праздников и развлечений;
- организацию группы казачьей направленности;
Самый приятный ответ на этот вопрос был такой: «Спасибо за развитие наших детей во всех направлениях!»
На самый последний вопрос об удовлетворённости качеством образовательных услуг, оказываемых в детском саду 95% ответили положительно, и 5% удовлетворенны частично.
Из всего вышесказанного видно, что многие родители заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, родины. Ведь всем известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
В рамках тематической проверки по организации патриотического воспитания дошкольников в ДОУ воспитателям (. педагогов) раздавались анкеты «Воспитание патриотизма», в которых они ответили на следующие вопросы:
Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?
Какими личностными качествами нужно обладать педагогу, что бы служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?
Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?
Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?
Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?
Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?
Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?
Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?
Анализ анкет и результаты проверки показали: почти все воспитатели отметили, что они владеют методиками и технологиями по вопросам патриотического воспитания, но не имеют достаточных знаний о русской народной культуре и традициях, о Краснодаре. По вопросу о создании в группе соответствующей предметно-развивающей среды, только три педагога считает, что такая среда в его группе организована не достаточно хорошо («Частично»).
Итоги тематической проверки центров по патриотическому воспитанию.
В конце января 2018 г. была проведена тематическая проверка центров по патриотическому воспитанию всех возрастных групп, кроме первых младших.
Все центры были оснащены в соответствии с требованиями ФГОС ДО, методическая и художественная литература соответствовала возрасту детей.
Среди младших групп
в номинации «Приобщение к истокам народной культуры» награждается группа № 8 (вторая младшая)
в номинации «Воспитание любви к малой Родине» группа № 1 (вторая младшая)
в номинации «Растим достойного гражданина» группа № 2 (вторая младшая)
Старшие группы
в номинации «Растим патриотов России» группа № 10,4
в номинации «Потонцеал педагога в воспитании подрастающего поколения»
группа № 11
в номинации «Всесторонний подход в нравственно-патриотическом воспитании детей» группа № 3
в номинации «Ответственный подход в нравственно – патриотическом воспитании детей» группа № 6
в номинации «Творческий подход в нравственно - патриотическом воспитании детей» группа № 9. С чем мы их и поздравляем!
7. Решение педсовета :
1. Провести анализ календарного и перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Взять одной из годовых задач на 2018-2019 уч. год следующую задачу: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истокам русской народной культуры».
3. Провести развлечения совместно с родителями по патриотическому воспитанию. Ответственные: воспитатели.
4. Провести консультации для родителей: «Где побывать с ребенком», «Как провести свой досуг».
5. Провести консультацию для педагогов о русской народной культуре и традициях, о Краснодаре.