Порхун Анна Владимировна
Опыт работы «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».
"Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. "(В. А. Сухомлинский).
Публикация «Опыт работы „Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Патриотизм - нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому задачами воспитателя в с детьми младшего дошкольного возраста являются :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду взрослых;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка -- сложный педагогический процесс. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое и умственное воспитание маленького человека. Начинать работу нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы патриотического воспитание ролевой игрой.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, по которой и работает наш детский сад, основными целями и задачами по патриотическому воспитанию детей 3-4 лет является формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
Система работы по патриотическому воспитанию в моей группе ведется по следующим направлениям:
- НОД;
- совместная деятельность педагога и детей;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- создание предметно-пространственной среды в группе;
Далее хотелось бы подробно остановиться на формах и методах, которые я использую в работе с детьми младшего дошкольного возраста, решая вопросы патриотического воспитания.
В течении всего года с детьми проводятся беседы :
«Моя семья», «Праздники в моей семье», «Я и мое имя», «Что значит любить родителей», «Как зовут маму, папу, сестренку…», «Какие они…», беседы с детьми о папах в преддверии праздника Дня защитника Отечества, беседы о мамах к 8 марта.
В группе собран большой материал по теме «Семья» - это подборки пословиц и поговорок, потешек, закличек, песенок, загадок, стихов.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушайся родителей», «Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.
Детей младшего дошкольного возраста знакомлю с русскими народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя».
С детьми провожу дидактические игры : «Чья мама?», «Вежливые слова», «Полное и неполное имя», «Ласковые слова для мамы», «Чей малыш».
Применяю в работе с младшими дошкольниками разыгрывание различных ситуаций по теме «Семья». «День рождения», «Как помириться», «Как поднять настроение маме», «Вечер в семье», что создает предпосылки к формированию сюжетно – ролевой игры.
В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Оформлены все уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно- ролевой игры.
Я использую сюжетно-ролевую игру как одну из активных форм работы по патриотическому воспитанию детей. Ни для кого не секрет, что возможности сюжетно-ролевой игры не используются в полной мере. Она часто недооценивается педагогами и родителями. Наблюдения за играми детей в группе показали, что темы игр однообразны, сюжеты бедны и формальны. Роли традиционны.
Достаточно редкими становятся игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. Дети в основном отражают сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты. Поэтому использование сюжетно-ролевой игры как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является актуальным. Мною составлена схема последовательной работы по патриотическому воспитанию детей через сюжетно-ролевую игру.
Патриотическое воспитание младших дошкольников охватывает несколько блоков:
1. Блок «Моя семья. Мой дом». Цель: Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям. Впервые он осознает себя человеком -- членом семейного сообщества. В последнее время семья переживает не лучшие времена: стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неблагополучных, неполных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, детский сад. Поэтому необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать. Эти задачи мы можем реализовать через сюжетно-ролевую игру «Семья».
Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки»
Сюжетно – ролевая игра «Семья».
Сюжетно –ролевая игра «Дочки- матери».
Сюжетно –ролевая игра «В гостях у бабушки».
Большую роль в воспитании нравственных качеств играет правильно подобранная художественная литература: стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки»,А. Яковлев «Мама»; Дора Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К. Д. Ушинский «Петушок с семьей» и др.
Вместе с детьми играли в дидактические игры : «Чей малыш», «Назови ласково», «Мамины помощники», «Собери картинку». С большим удовольствием с ребятами играли в такие игры : «Салочки- догонялочки», «Лохматый пес», «Лиса и гуси», «Воробушки и автомобиль», «Смелые мышки», «Пустое место», «Кто раньше дойдет до флажка?», «Курочка хохлатка», которые учат детей не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому.
Теме «Семья» в нашей группе уделяется большое внимание и реализуется она также и в художественном творчестве: лепке, рисовании, аппликации - наших любимых видах деятельности с детьми. Дети готовят рисунки, подарки для мам, пап, бабушек и дедушек и затем организуются выставки.
По теме «Семья» мной собран большой материал – картотеки пальчиковой гимнастики, физкультминуток, утренних зарядок.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.
А это вся моя семья!
Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.
2. Блок «Мой детский сад». Цель: Формировать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией. Сначала я организовала знакомство детей со своей группой. Придумали с детьми правила поведения в каждом помещении группы. Например: в столовой (когда я ем, я глух и нем, в игровых зонах (поиграл – убери).
Затем была проведена экскурсия в медицинский кабинет с целью познакомить детей с профессией медработника детского сада (медсестрой, показать расположение и оборудование медкабинета, познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Наида Нурулаевна рассказала детям, для чего необходим медицинский кабинет в детском саду. В ходе экскурсии был сделан замер веса и роста детей. По окончании экскурсии детей угостили витаминами.
Экскурсия в столовую произвела на детей большое эмоциональное впечатление. Во время экскурсии дети познакомились с поваром и его помощником, рассмотрели отделы пищеблока, назвали знакомые предметы кухонной утвари. Ребята своими глазами увидели, где и как им готовят вкусную и полезную пищу.
Провела экскурсию по территории детского сада с целью ознакомления детей с природой, с участками, посмотреть, что на них есть. Прошлись по всей территории и посмотрели на поделки, которые находятся в разных местах детского сада. В ходе экскурсии напомнила правила бережного отношения к растениям и животным.
Рассказываем детям о труде людей, работающих в детском саду. Читаем соответствующую литературу и рассматриваем тематические иллюстрации. Полученные новые знания дети используют и закрепляют в сюжетно-ролевых играх : «Детский сад», «Мы песенку поем», «Кто ухаживает за нами в детском саду», «Мы -- поварята» и т. д.
Сюжетно – ролевая игра «Поварята».
Сюжетно – ролевая игра «Музыканты».
Задача воспитателя в данном блоке - создать эмоционально благополучную атмосферу в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на доброжелательности, взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Тогда дети будут испытывать любовь и привязанность к родному дому, детскому саду, с удовольствием ходить в детский сад.
При чтении сказки «Доктор Айболит» К. Чуковского не только знакомила детей с трудом врачей и медсестер, а в первую очередь обращала их внимание на такие качества, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях. Играя в игру «Больница», ребята также учились проявлять доброту, учились культуре общения.
3. Блок «Родной город». Ребенок уже к 4 годам должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, расположенным на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д. Необходимо рассказать об их назначении и подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Полученные знания используются в таких играх, как «Школа», «Почта», «Аптека», «Ателье». Более детально познакомиться с родными местами позволяют следующие игры : «Путешествие на автобусе», «Я - парикмахер», «Наша больница», «Магазин», «Шоферы».
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на автобусе».
Сюжетно – ролевая игра «Шоферы».
Сюжетно – ролевая игра «Больница».
Сюжетно – ролевая игра «Я- парикмахер»
3. Блок «Родной город». Цель: Знакомить детей с историей родного города, достопримечательностями, людьми разных профессий. Воспитывать любовь к родному городу.
Дети получают краеведческие сведения о родном городе (о его красоте, о его достопримечательностях, видах транспорта, трудовой деятельности людей). С этой целью проводятся экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых (здесь конечно отводиться большая роль родителям). Дети очень любят игры-путешествия, поэтому организовали сюжетно-ролевые игры «Путешествие на автобусе».
Всю работу по патриотическому воспитанию провожу в тесном взаимодействие с родителями, как активными участниками педагогического процесса.
Совместно с родителями наших воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
Наши родители принимают активное участие в жизни группы. Мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей: «Краски Осени» (поделки из листьев, цветов и ягод); «Лесная красавица» (изготовление игрушек на елку своими руками).
Мною для родителей были подготовлены: родительское собрание «Роль отца и матери в воспитании самостоятельности у детей».
Консультации «Нравственное воспитание детей», «Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».
консультации: «Какие игрушки нужны малышу», «Как играть с ребенком дома», «Воспитание познавательных интересов и любознательности», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера», «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста». Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?».
Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:
- Дети проявляют активный интерес к словам и действиям взрослых, эмоционально откликаются на ярко выраженное состояние близких.
-Охотно участвуют в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми.
- Отвечают на вопросы о своей семье и ближайших родственниках.
Называют свое имя, фамилию, пол, возраст. Научились говорить о себе в первом лице- «Я», высказывать свои желания («Я хочу», называть любимые игрушки, предметы, любимые игры, сказки, стихи).
-Стали охотно посещать детский сад, включаются в общий ритм жизни, с доверием относятся к воспитателю.
-Рассматривают сюжетные картинки, иллюстрации в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентируются в ближайшем окружении (в группе ДОУ, на участке ДОУ и в семье).
-Научились наблюдать за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель).
Анализируя свою работу, на будущее, наметила следующие задачи:
- Пополнить методическую литературу, практический материал;
- Обогащать и совершенствовать воспитание патриотических чувств, ведь это было – есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему именно общие человеческие ценности;
- Разработать и провести проект со старшими дошкольниками «Мой город».
Данный педагогический опыт возможно применять в работе детских образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Эти слова в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному городу и родной стране.