Боровик Валентина
Педагогическая заметка «Совместный труд взрослых и детей — великий воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость, любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту окружающего мира, пробуждает первое гражданское чувство- чувство созидания материальных благ, без которых невозможна жизнь ребёнка».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Педагогическая заметка „Совместный труд взрослых и детей — великий воспитатель“» размещена в разделах
Глубокие мысли педагога о значении труда в воспитании детей, в основу организации педагогического процесса, как в дошкольном учреждении, так и в семье, формируя у них любовь к земле, к труду. Я считаю, что мы педагоги должны обогащать и обобщать детские впечатления. Для того чтобы педагог мог справиться с этой задачей, ему самому необходимо много знать, с уважением относиться к труду, любить не только свой педагогический труд, но и труд на земле. В ходе наблюдения любого труда взрослого, обращаю внимание ребят на самое главное: всё, что нас окружает, чем питаемся, что надеваем на себя – это всё сделано руками рабочих городов и сел. Необходимо подчеркивать также мысль о взаимосвязи труда : механизаторы облегчают труд рабочих во всех сельскохозяйственных производствах, хлеборобы и овощеводы выращивают продукты, которые нужны и людям, и животным. Работа каждого важна и необходима в общем труде. Вся проводимая нами работа важна и необходима в общем труде. Вся работа должна дать результат. Это касается не только знаний и умений детей, их представлений и чувств, но пересмотра взглядов родителей на роль своего авторитета в воспитании у детей доброго отношения к людям их труду. Мы учим малышей любить труд, с уважением относиться к любому виду человеческой деятельности.
Приобщение к труду начинается с раннего детства. Мы учим детей элементарным правилам самообслуживания. Руководя самообслуживанием, формируя самые необходимые навыки, мы должны учитывать решение воспитательных задач. Учим заранее представлять ход действий, находить более быстрый и экономный путь их выполнения, быть настойчивым и терпеливым, не отвлекаться, не торопиться, делать красиво, аккуратно, чтобы результат труда вызывал чувство удовлетворения. Труд постоянно сопровождает самостоятельную деятельность ребё нка в детском саду и дома: и тогда когда он готовит удобное место для занятий, а в конце убирает всё за собой и когда собирается на прогулку. Любая деятельность сопряжена с трудовыми усилиями и заключает в себя большие воспитательные возможности. В быту детского сада и дома возникает множество непредвиденных случаев, когда возникает необходимость потрудиться. Например: увидел беспорядок – исправь, потерялась вещь – найди. Всё это – поводы для включения в работу при условии, что воспитатель обращает внимание на любое нарушение порядка.
Правильно поступает тот взрослый, который заметив беспорядок и исправляя его на ходу привлекает к этому детей, и в первую очередь тех, у кого, не сформированы аккуратность, бережное отношение к вещам. Привычка к порядку заставляет его без напоминаний взрослого включиться в работу. И если окажется, что в подобном случае кто – либо из детей остался нечувствительным,- значит, были допущены ошибки, и нужно помочь ребёнку эти ошибки исправить. Мотивом, побуждающим детей трудиться, может стать будущая игра: чтобы её начать, надо приготовить атрибуты, чтобы сделать из конструктора задуманную постройку, приходится сначала разобрать старую и разложить все детали по формам.
Под влиянием интереса к будущему результату дети проявляют волевые усилия, сосредоточенность, стремление преодолеть трудности. Время от времени, предлагаю детям, устроить выставку : дети рассматривают изделия. Отмечается старательность, интересный замысел и аккуратность. Так, приучая, поддерживая интерес к ручному труду, я формирую у детей нравственно-волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость.
ПРИУЧАЙТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ТРУД.
В дошкольном возрасте родители и педагоги должны развивать у детей интерес и любовь к труду, приучать выполнять поручения старательно и аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы.
Приучать регулярно выполнять некоторые обязанности дома: убирать свою постель, игрушки, книги, принадлежности для рисования, поливать растения, помогать старшим в накрывании стола.
Приучать детей : осенью помогать в уборке овощей с огорода и в цветниках рыхлить землю, выпалывать сорняки, поливать посевы.
Дети должны уметь сгибать, склеивать, сшивать, резать ножницами, должны учиться делать игрушки, ремонтировать книги.
Дети должны уметь работать с тканью: вдевать нитку в иголку, учиться работать с природным материалом.
Дети должны хорошо владеть КГН.
«Под совместной трудовой
Деятельностью мы подразумеваем
Такую деятельность взрослых с
Детьми, когда взрослые выступают
Не только в качестве лица
Непосредственно организующего
И направляющего труд детей, но и
В качестве непосредственного
Участника трудового процесса.
(З. И. Родина)
Чем младше ребёнок, тем беднее его трудовой опыт, тем больше значение приобретает участие взрослого в том, что делает ребёнок. Взрослый ставит цель, говорит ребёнку о значении работы, определяет способы выполнения, её последовательность действий. Старший наставник активен и в процессе её выполнения- её делает вместе с детьми. При этом он фиксирует внимание ребёнка, как на результатах промежуточных действий, так и на понимании конечного результата, приложенных усилиях, оценивает их. Совместный труд с детьми выступает как форма организации их деятельности. Чаще это происходит в младшем дошкольном возрасте. Действуя вместе со взрослыми дети постепенно осознают значимость каждого отдельного действия, начинают устанавливать связь между ними и полученным результатом.
Выполнение взрослыми своей доли труда- образец того, как нужно делать и как относиться к труду, делу.
Педагог, взрослый вызывает. Поддерживает положительные эмоции, которые возникают у ребёнка в связи с тем, что он делает
Что- то сам, от интереса к тем действиям, которые он выполняет. Эмоциональное поведение самого взрослого, его речь играет здесь важную роль.
Часто взрослые опасаются работы с водой: нальют кругом, сами вымокнут…
Однако в совместной со взрослыми деятельности дети с большим удовольствием и успехом могут участвовать в работе с водой, снегом, песком.
Организуя трудовые поручения с детьми взрослые должны учитывать участие ребёнка в них, тем самым обеспечивая систематическое включение ребёнка в работу.
Необходимо позаботиться об усвоении детьми правил пользования трудовым оборудованием, об усвоении последовательности способов действий.
Именно это позволяет в дальнейшем ребёнку самостоятельно выполнять поручения взрослого.
Совместная деятельность взрослого и ребят может выступать как метод педагогического воздействия на ребят. Такое участие взрослого бывает необходимым лишь в особых ситуациях.
Например: когда у детей нет достаточного опыта, умения строить свои отношения в труде.
Участие взрослого нужно и в том случае, когда он не уверен в том, что дети доведут дело до конца. Целесообразно применять промежуточную оценку. Иногда взрослые осуществляют лишь контроль за работой, не включаясь в процесс. Для этого важно, чтобы взрослые выразили своё отношение к деятельности детей : «Я очень рад, что работа получается хорошая, хорошо справились с заданием.»
Совместная трудовая деятельность обогащает и взрослых и детей. Дети также могут выполнять разную работу с родителями. Исключительно сильное влияние оказывает на детей то, что труд в одинаковой мере увлекает и их, и взрослых.
.,А. Сухомлинский считал совместную работу с детьми часами педагогического труда».
Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться рано, и начинаться оно должно в семье, в игре.
От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.
Любовь к родителям – основа всех добродетелей.
Знаете ли Вы, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным – это приучить его не встречать ни в чём отказа.
И. И. Руссо.
Лучшая школа дисциплины есть семья.
С. Смайлс
Главной функцией семьи должна быть функция воспитания человека и гражданина.
А. Грамити
Главный смысл и цель семейной жизни- воспитание детей : главная школа воспитания детей- это взаимоотношения отца и матери.
А. Сухомлинский
Семейное воспитание для родителей- есть прежде всего самовоспитание.
Совместная трудовая деятельность взрослого и ребёнка.