Татьяна рысева
Педагогическая толерантность
▼ Скачать + Заказать документы
Умей чувствовать рядом с собой человека,
умей понимать его душу,
видеть в его глазах сложный духовный мир
– радость, горе, беду, несчастье.
Думай и чувствуй,
как твои поступки могут отразиться
на душевном состоянии другого человека.
В. А. Сухомлинский
Воспитание толерантности -общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектом выступают дети,главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов-учителей, воспитателей, социальных педагогов. Им в этом труднейшем деле остро необходимы, во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, во-вторых, представление о возможных средствах- технологиях такого воспитания, в-третьих, толерантность необходима и самому педагогу.
Публикация «Педагогическая толерантность» размещена в разделах
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Толерантность понимается - как способность человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни. Эта способность формируется у каждого человека как существа социального, у каждой общности, неизменно «соприкасающейся» с другими общностями.
Спору нет: каждый из нас - удивительная и неповторимая индивидуальность. Другое дело, что все мы, так или иначе, вынуждены сосуществовать в коллективе. А коллектив, как живой организм, имеет свои болезни. Безусловно, в педагогическом коллективе всё гораздо сложнее в силу специфики профессии, преобладания женского начала, однако и здесь спорные ситуации разрешимы. Главное - помнить завет Иоганна Гё те: «Обращаясь с близкими так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше»
Лев Толстой говорил: «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним.» В трудной ситуации задаё шь себе вопрос: нравится тебе этот человек? Если нет, значит, дружи с тем, кто нравится. А с человеком, который тебе не симпатичен, общайся на уровне элементарной вежливости. Любое проявление внимания рождает внимание ответное, ведь добро и зло ходят по кругу, Хорошо, когда в коллективе проводятся совместные мероприятия: поздравления с днём рождения, выезды на природу. Чья-то болезнь тоже сплачивает коллектив. Приходит понимание, что есть главное, а что второстепенное. Есть такое замечательное упражнение: говорить комплименты друг другу. Ответьте, что хорошего у соседа справа и что хорошего у соседа слева? Что вас с ними объединяет? Думая о другом с позитивом, люди начинают улыбаться. А где улыбка, там атмосфера разряжена. В большом коллективе трудно достичь идеальной сплочённости, но вполне можно создать комфортную обстановку.
Школа знает мудрость великого мыслителя: «Знания в руках необлагороженного человека то же самое, что сабля в руках сумасшедшего, Что сделает сумасшедший с саблею? То же самое ждите от человека, который знает всю науку, но не имеет духовной опоры, не имеет нравственность»
ЧЕРТЫ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ.
-Расположенность к другим
-Снисходительность
-Терпение
-Чувство юмора
-Чуткость
-Доверие
-Терпимость к различиям
-Умение владеть собой
-Доброжелательность
-Умение не осуждать других
-Гуманизм
-Любознательность
-Способность к сопереживанию.
Анкета для самооценки толерантности учителя
Ответьте на приведенные ниже вопросы. Варианты ответов: «да», «нет», «иногда бывает». Отметьте подходящий Вам ответ в таблице. Полученные баллы сложите. Важно получить положительную суммарную оценку своего умения быть толерантным в общении с ребенком. Если у Вас получился отрицательный результат, стоит задуматься о своем отношении к учащимся.
№ Вопрос Да Нет Иногда бывает
1 Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка? +1 –1 0
2 Отличается ли стиль Ваших отношений с «плохим» и «хорошим» школьником? –1 +1 0
3 Препятствуете ли Вы неуспевающим и несимпатичным Вам учащимся активно участвовать в коллективных делах? –1 +1 0
4 Часто ли Вы жалуетесь на детей их родителям? –1 +1 0
5 Позволяете ли Вы себе в присутствии детей нелестные высказывания в адрес коллег? –1 +1 0
6 Позволяете ли Вы себе в присутствии детей резкие высказывания в адрес их сверстников из параллельных классов? –1 +1 0
7 Поощряете ли Вы открыто лидеров, противопоставляя их группе ребят или класса? –1 +1 0
8 Позволяете ли Вы себе резкие высказывания по поводу внешнего вида учащихся? –1 +1 0
9 Хватает ли у Вас терпения разъяснить ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения? +1 –1 0
10 Демонстрируете ли Вы любовь к отдельным учащимся? –1 +1 0