Виктория Шматкова
Опыт работы «Толерантность: мы вместе!»
▼ Скачать + Заказать документы
До конца XVIII века латинское слово tolerantia переводилось на русский язык словом "терпеливость". Позднее для этого стало использоваться слово "терпимость", явно подразумевающее элемент снисходительности и отрицательную оценку явления или свойства человека, с которыми мирятся по необходимости или из милости. "Терпимый, что или кого терпят только по милосердию, снисхождению; терпимость - свойство, качество это" (Даль В. "Толковый словарь живого великорусского языка". М., 1994, т. IV) .
Публикация «Опыт работы „Толерантность: мы вместе!“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется
Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию, толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.
Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить целенаправленную работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.
Перед современной педагогикой и психологией стоит задача создания “портрета” личности, обладающей толерантным сознанием. Следующим образом формирует в своей работе основные психолого-этические характеристики, которыми ей необходимо обладать, Н. А. Асташов. К ним он относит:
• Гуманность как неограниченную веру в силу добра в межличностных отношениях и в самоценность внутреннего мира человека, не допускающего никаких форм насилия;
Рефлексивность как способность осмысливать личностные особенности, видя в них плюсы и минусы, соотносить их с толерантным мировоззрением;
• Ответственность за принятие решения и их реализацию, защищенность как поддержка и понимание других людей
•
• Гибкость как способность корректировать систему отношений в зависимости от условий и обстоятельств;
•
• Уверенность в себе и своих силах;
•
• Самообладание;
•
• Вариативность в подходе к окружающей действительности, способность правильно оценивать ситуацию и принимать нужное решение;
•
• Перцепция как умение наблюдать за людьми, эмпатия как способность представить себя на месте другого человека, понять его поступки и образ мыслей;
•
• Чувство юмора;
Задача детского сада растить не только образованного и культурного человека, но и человека счастливого. А в полной мере таким может быть только тот, кто живет в МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ. Толерантности можно научить. Как этикету, по принципу убеждения что хорошо, а что плохо. Ее можно развивать и укреплять. А можно ВОСПИТАТЬ, и тогда она станет органичной и естественной. Как дышать!
«Если человек любит себя, мир, людей, если он внутренне свободен и наполнен энергией, знает, для чего он живет, – он сам решит все свои проблемы. Помочь человеку воспитать свою душу можно». Лихачев Д. С.
Я хочу предложить вашему вниманию систему воспитания толерантности :
Я - МЫ –ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА –ГОРОД – СТРАНА – МИР.
А детский сад посередине, как мостик, соединяющий мир детства и МИР большой.
И так же как любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине, с любви к семье, так и воспитание толерантности должно начинаться с воспитания собственного «Я»
Совершенствование мира надо начинать с себя. Кто я? Какой Я? Зачем Я? Почему Я?
Воспитание толерантности, на мой взгляд, должно осуществляться в классическом треугольнике: «РОДИТЕЛИ-ДЕТИ-ПЕДАГОГИ». На начальном этапе ведется работа с родителями. Начинать работу следует очень аккуратно, ведь родители-сформироованные личности со своими убеждениями. Беседы и родительские собрания-основная форма по выявлению проблемы «западания» сфоримированного чувства толерантности.
Родительское собрание в старшей группе детского сада: "Толерантность в разрешении конфликтов"
Цель: Познакомить родителей подготовительной группы детского сада с понятиями толерантность, воспитание в духе толерантности, толерантный подход к игровой деятельности ребенка, разрешение конфликта с позиции толерантного подхода.
Задачи:
Образовательная.
• Научить родителей быть толерантными в отношениях с детьми между собой и с окружающими.
Развивающая.
• Развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.
Воспитательная.
• Применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.
Форма: Игра – тренинг.
Основание:
1. Каждодневная работа воспитателя в детского сада.
2. Взаимосвязь с родителями.
3. Родительские собрания.
4. Индивидуальная работа с родителями и детьми.
Виды работы :
1. Беседа с родителями.
2. Ответы на вопросы.
3. Решение педагогических ситуаций.
4. Игры, тренинги.
5. Домашнее задание.
6. Работа на перспективу.
План работы :
1. Встреча с родителями (беседа). Вопрос: “ Что означает, по вашему мнению, быть толерантным”? Ответы родителей: способность мирным путем разрешить проблему (1 человек); способность встать на место другого человека и понять (1 человек); незнаем (большинство).
. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка детский сад и семьи
Следующий этап_работа с детьми. Вашему вниманию представляю проект «Воспитание толерантности в детском саду».
Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.
Участниками образовательного процесса являются дети, педагоги родители (законные представители).
Основными направлениями проекта являются:
1. Формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру;
2. Формирование компетенций у педагогов и родителей в области интеркультурного воспитания.
Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении.
В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т. д.
Цели и задачи проекта.
Цель:
Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.
Задачи:
1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
2. Пополнение материальной базы ДОУ.
3. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
4. Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством города.
5. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
6. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты.
После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
3. В методическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Ребенок в многонациональном мегаполисе», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.
Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
- положительное отношение к реализации данного проекта – 100%;
- участие родителей в проводимых мероприятиях -80%;
- успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;
- положительный психологический климат в группе – 100%;
- участие и помощь педагогов ДОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию -80%.
Практическая значимость.
Считаю, что реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
И как в продолжение данной цепочки связь с социумом.