ЕКАТЕРИНА ГНОТ
Родительское собрание «Толерантность-часть нравственной культуры человека»
▼ Скачать + Заказать документы
«Толерантность - часть нравственной культуры человека».
Методические рекомендации:
Предлагаемое родительское собрание составлено для ознакомления родителей дошкольников с понятиями: толерантность, Возможные способы проведения собрания: игра-тренинг, собрание-лекторий, круглый стол.
Собрание включает в себя: упражнение-игра, подвижные игры как метод нравственного воспитания, беседа, подведение итогов родительского собрания.
Публикация «Родительское собрание „Толерантность-часть нравственной культуры человека“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Подготовительная работа:
составление приглашения на родительское собрание, памятка для родителей «Основы нравственного отношения в семье», Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» «Памятка родителям от ребенка.
Направление:
духовно – нравственное
Цель:
повышение педагогической культуры родителей,
показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей.
Задачи:
создать условия для активного и сознательного участия родителей в обсуждении проблемы собрания,
познакомить родителей с понятием толерантность, подвести к изучению и раскрытию качеств толерантного человека,
побудить родителей к деятельности по формированию норм нравственного отношения к миру, к людям и к себе.
Ход собрания
Добрый вечер, уважаемые папы и мамы!
Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга.
Существует такое красивое слово толерантность. Именно об этом я хочу поговорить на нашем собрании.
Тема собрания очень актуальна и важна в воспитании нравственной культуры подрастающего поколения.
Вопросы формирования нравственной культуры дошкольников нельзя отдавать только на откуп детскому саду, эту проблему надо решать совместно с семьей.
Педагоги сколь угодно долго могут говорить, что люди должны жить в мире и дружбе. Но реальная действительность диктует совсем другое.
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор.
Для начала мне хотелось бы услышать ваше определение слова «толерантность».
Задание:
Запишите на стикерах, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать толерантный человек. (Пишут на стикерах, прикрепленных на планшете)
Слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по разному:
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать иначе, нежели ты сам.
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В арабском – прощение, снисхождение, мягкость.
В русском – способность терпеть что-то или кого-то
То есть толерантность – это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то не похожего на вас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому- либо.
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
Черты толерантной личности
- терпение
- умение владеть собой
- доверие
- чуткость
- способность к сопереживанию
- снисходительность
- расположение к другим
- чувство юмора
- терпимость к различиям
- доброжелательность
- гуманизм
- любознательность
- умение слушать
- несклонность осуждать других
- альтруизм
(На доске показаны лепестки ромашки с чертами толерантной личности)
Наша с вами задача - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой:
понимание + сотрудничество + дух партнерства.
Первое испытание родителей на толерантность – принятие пола ребенка, когда вместо, скажем, долгожданного наследника, на свет появляется дочь.
В литературе есть понятие «кубик толерантности».
Как у всех кубиков у него 6 граней: ПОГОВОРИ, ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ОБЪЯСНИ, ПРОСТИ, УЛЫБНИСЬ.
Поверти его в руках, брось, посмотри, что выпало, задумайся. На гранях кубика простые и доступные каждому человеку действия и хорошо, если такие действия стали для человека привычными, стали нормой его жизни.
Сегодня для всех наступило время выбора, особенно для наших детей: поддаться на провокацию или сохранить твердую гражданскую позицию мира, согласия, толерантности. Наши дети становятся мишенью манипуляции и психологического воздействия тех, кто делит мир на своих и чужих. Поддадутся ли они на эту провокацию или нет, зависит от нас. Не дадим им совершить непоправимую глупость. Поможем им не быть вовлеченными в бессмысленные агрессивные действия провокаторов и сохранить свои хрупкие жизни.
А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Во-первых, не обижать его.
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.
В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т. п.
В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
Для того чтобы вы, родители, могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно вам необходимо формировать у ребёнка систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, сочувствия, понимание, сопереживание и т. п. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребёнка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне нее.
При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего.
Как же воспитать в ребенке толерантность. Ответ прост – самому быть толерантным. Личный пример – великая сила. Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте интерес к тому, как он смотрит на мир и себя в нем.
Игра – это один из обязательных компонентов воспитания и развития детей. Не случайно каждый народ без исключения всячески поощряет детские игры; старики любят смотреть, кто и как проявил себя в них, справедливо полагая игру репетицией взрослой жизни.
Предлагается поиграть в подвижные игры, чтобы родители самостоятельно убедились, что даже через подвижные игры можно воспитывать в ребенке нравственность. «Скакалка», «Лошадки».
Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошёл даром, чтобы он, в хорошем смысле слова, повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребёнок понял, что он любим? Чувствует ли ребёнок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребёнку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть», чтобы ваш ребёнок мог сказать:
В моей семье все
• терпимые и терпеливые
• здоровые и добрые
• уважающие и понимающие, поддерживающие друг друга
окружающие друг друга заботой
• внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга,
• успешные, независимые, счастливые
Итог собрания
Подводя итоги нашего собрания, мне хотелось бы задать ещё три вопроса и выслушать ваши мнения. Предлагаю три группы. (Можно поднять карточку с вопросом)
Вопрос к первой группе ПОЧЕМУ?
(ПОЧЕМУ мы должны воспитывать толерантного человека)
Вопрос ко второй группе ЗАЧЕМ?
(ЗАЧЕМ мы должны воспитывать толерантного человека)
Вопрос к третьей группе КАК?
(КАК мы должны воспитывать толерантного человека)
Вы можете себе выбрать ту группу, на вопрос которой вы хотели бы ответить.
Рефлексия
- О чём вы задумались? Какие сделали выводы?
Решение родительского собрания:
1. Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.
2. Пресекать некорректное поведение по отношению к другим детям, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.
3. Продолжить сотрудничество с детским садом, активно участвовать в жизни ребенка.
До новых встреч.
Памятка родителям от ребенка
1. Не балуйте меня, вы меня этим портите.
Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.
2. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.
Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
3. Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.
Это ослабит мою веру в вас.
4. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
5. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
6. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.
Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
7. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.
Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
8. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.
Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
9. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.
Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.
10. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.
Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.
11. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.
Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
12. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе мало времени.
Значение имеет то, как мы его проводим.
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.
И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же…
Анкета для родителей
«Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»
1. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема нравственного воспитания детей?
А)Да
Б) Нет
В) Не знаю
2. Считаете ли Вы возможным проводить работу по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ?
А)Да
Б) Нет
В) Не знаю
3. Готовы ли Вы сотрудничать с ДОУ в решении данного вопроса?
А)Да
Б) Нет
В) Не знаю
4. Какие качества, Вы считаете, особенно необходимы педагогу для осуществления духовно – нравственного развития детей?
А) доброта отзывчивость любовь, понимание
Б) доброта, трудолюбие, душевная чуткость
5. По вашему мнению, показателем духовно – нравственного развития человека является?
А) Доброта, отзывчивость, любовь, понимание, стремление прийти на помощь
Б) Любовь, отзывчивость, понимание
6. Обучаете ли Вы детей правильному поведению в общественном транспорте, обществе и т. д. ?
А)Да
Б) Нет
7. Внесите Ваши предложения в работу по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ___
Памятка для родителей
«Основы нравственных отношений в семье»
Проявляйте заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним – подражая, малыш очень скоро вернет это вам.
Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учиться лжи и лицемерию.
Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливы к чужим недостаткам – это будет уроком для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
Не говори о людях неуважительно, плохо. Ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.
ПОВЕДЕНИЕ – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах.
Станьте примером для своего ребенка.
«Путешествие в мир русских народных игр»
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.
2. Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.
3. Доставить детям радость.
4. Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх.
Оборудование:
Костюм Бабы Яги, метла,
Ход развлечения:
(дети под музыку входят в зал)
Ведущая: Ребята, приглашаю вас отправится в страну русских народных игр!
Игры мы начинаем
Всем здоровья пожелаем!
Прими участие скорей!
Да зови своих друзей!
Всем в дорогу нам пора!
В гости нас зовёт игра!
(под музыку входит Баба Яга)
В: Здравствуй Бабушка Яга! Как попала ты сюда?
Яга: К вам сегодня заглянула не случайно я друзья,
Игр много собрала и в мешке их принесла!
В. : Бабушка Яга, а какая твоя самая любимая игра?
Яга: Из спортивной жизни всей обожаю я хоккей!
Мне бы клюшку да ворота — шайбу так забить охота!
А ещё люблю, друзья, танцевать я до утра!
В. : А наши ребята тоже любят танцевать!
Яга: Умеете танцевать?
Сейчас проверю!
На танец становись!
(дети встают врассыпную)
Музыкально - ритмическая композиция
«Не бывает в наши дни чудес на свете»
(движения показывает Баба Яга)
В. : Баба Яга, читали мы в книжках, что твоя метла волшебной силой обладает!
Яга: Конечно! А иначе как бы я до вас добралась, в такую даль?
(Баба Яга держит метёлку, а она как- будто вырывается из рук)
Метёлка, стоять!
Что-что? (слушает метёлку) хочешь с ребятами поиграть?
Давай, попробуем!
ИГРА «Полёт на метле»
Дети встают в колонну за Бабой Ягой, и держат друг друга за плечи. Под музыку идут по прямой или «змейкой». По команде «стоп» — дети приседают. Баба Яга ловит тех, кто не присел.
Яга: Ой, метёлочка моя, как же я люблю тебя!
Ждёт вас новая игра — веселитесь детвора!
ИГРА «Метёлка волнуется – раз.»
(«лесная фигура на месте замри»- лиса, медведь, мышка, заяц)
Яга: А давайте устроим заячьи бега!
Игровое задание «Заячьи бега»
Дети выстраиваются в одну шеренгу напротив «пеньков»
Задание: после слов Раз, два, три — не зевай!
Заячьи бега начинай!
Дети прыгают на двух ногах до пенька, побеждает тот, кто прискакал первым.
Яга: Где мешочек мой, подай!
Ты бабуле помогай! (обращается к ребёнку)
(Баба Яга достаёт из мешка рыбку)
Рыбку очень я люблю, из неё уху варю!
А вы умеете рыбку ловить?
ИГРА «Рыбаки и рыбки»
Два ребёнка – рыбаки, остальные рыбки.
Эй вы, кильки и бычки!
Что вам надо, рыбачки?
Будем вас сейчас ловить
И в бочоночках солить
А мы дырочку найдём
И от вас мы уплывём!
Дети «рыбаки» держат друг друга за руки, дети -«рыбки» пробегают «через сети».
Дети, которых поймали рыбаки, становятся рыбками.
Яга:Ну, спасибо вам, друзья! Вдоволь поиграла я!
Обещаю, впредь не буду
Я детей ловить повсюду
Буду доброй я старушкой
Добродушной и послушной,
Буду спортом заниматься,
И водою обливаться,
И в своём родном лесу
Должность новую внесу:
Буду сказок сказительница,
Леса нашего хранительница!
Мне пора уже прощаться!
Печь топить, уху варить, гостей кормить!
А вам желаю не скучать, в игры русские играть!
(Баба Яга уходит)
В. :Много есть на белом свете
Игр разных и затей.
Выбирай себе по вкусу!
И учи играть друзей!
(под музыку дети выходят из зала)
Список используемой литературы и источников
1. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М. : ВАКО, 2006.
2. Николаева Л. Педагогика понимания. Газета «Начальная школа», 1997г.
3. С. В. Чиркова «Родительское собрание в детском саду» - М «ВАКО» 2014г.