Вита Деньгина
Тренинг «Толерантность» для педагогов дошкольных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
ТРЕНИНГ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Цель: формирование у педагогов дошкольных учреждений навыков толерантного поведения.
Задачи:
1. систематизировать у педагогов знания о понятии “ толерантность”;
2. помочь педагогам в осознании того, что существует взаимосвязь в толерантном отношении к себе и другим;
3. способствовать формированию толерантного отношения к детям с особыми возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Публикация «Тренинг „Толерантность“ для педагогов дошкольных учреждений» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Оборудование: мячи, фломастеры, бумага, визитные карточки, булавки, кегли,
игрушки (зайчик, ежик из природного материала, шарфы, наушники, доска,
нарисованное дерево (формат А3, заготовки-цветные листочки, клей. Отдельно три стоящих стола подготовить для проведения упражнения 7.
Количество участников: 15 человек.
Продолжительность: 2 часа.
ХОД
Знакомство с тренинговой формой работы.
Обсуждение правил группы. Принятие правил.
1. Упражнение «Приветствие»
Цель: создание благоприятной атмосферы, сплочение группы.
Поздороваться разными способами.
2. Упражнение «Круг»
Цель: сплочение группы, мотивация к дальнейшей работе.
Все участники тренинга крепко смыкаются в кругу. При этом по очереди пробуют расслабиться и ощутить, как держит их сила остальных участников в кругу. Активного участника поместить за пределы круга и его задача «пробиться» в круг.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие ощущения испытали?
2. Какие трудности возникли?
3. Сложно ли было «пробиться» в круг и что при этом чувствовалось?
3. Беседа «О толерантности к детям с ОВЗ»
В истории человеческой цивилизации отмечается разное и противоречивое отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья: от равнодушия и агрессии, до примеров заботы и милосердия. Стратегией решения социальной и психолого-педагогической проблемы адаптации детей с нарушениями в развитии стало введение инклюзивного образования в России. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, приспособление к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование, с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России.
Для реализации инклюзивного образования необходимо формирование толерантности у взрослых и детей. Давайте более подробно рассмотрим понятие «толерантность».
4. Упражнение «Дерево толерантности»
Цель: систематизирование знаний о понятии «толерантность».
Перед вами «дерево толерантности», на нем отсутствуют листья. Ваша задача написать на листочке: «Что для Вас толерантность?».
Общее обсуждение того, что получилось.
Понятие «Толерантность» и понятие «Интолерантность»
В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает ТЕРПЕНИЕ.
С точки зрения исследователей толерантности, педагогов Г. В. Безюлевой и Г. М. Шеламовой, толерантность – это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения методами разъяснения и убеждения.
На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора отношения к человеку вообще, к другим людям.
Более глубокое понимание толерантности может быть достигнуто через проявление её противоположности – интолерантности (или нетерпения).
Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой я принадлежу, стоят выше остальных. Как видно, это неприятие другого человека только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость - это и обычная невежественность, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей.
Толерантность является важной составляющей психологической культуры любого человека. В профессиональной деятельности педагога толерантное отношение очень важно.
5. Упражнение «Из опыта…»
Цель: повышение мотивации к деятельности.
Ведущий: приводит личный положительный пример из инклюзивного опыта работы с ребенком ОВЗ (без называния личных данных ребенка — ФИО и т. п.).
6. Упражнение “Внутренняя опора”
Цель: повышение ресурсного состояния лично каждого участника.
Если мы не научимся находить в себе и своей жизни положительное, то мы ничего положительного не увидим и в другом человеке и в жизни в целом.
Рассмотреть жизненные сферы: моя жизнь, моя работа, моя семья, мои мечты и цели. Найти в себе внутренний ресурс для работы.
Примерные вопросы для обсуждения:
Какие трудности возникли при выполнении упражнения?
Что может служить Вашим внутренним ресурсом?
7. Упражнение «Почувствуй себя другим…»
Цель: формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Участники делятся на три подгруппы. Из каждой подгруппы выбирается один педагог, для того, чтобы изобразить ребенка с ОВЗ.
Например:
1. ребенок с ДЦП (детский церебральный паралич);
2. ребенок слабослышащий;
3. ребенок слабовидящий.
Педагогам, изображающим детей с ОВЗ, дополнительно добавить: слабослышащему - наушники, слабовидящему – повязку на глаза, с ДЦП - связать руки и ноги.
Задание в каждой подгруппе: участникам нужно выбрать педагога, который объяснит и поможет выполнить задание:
1. сбить мячами кегли;
2. сделать поделку из пластилина и природного материала «Ежик» (основа пластилиновая, иголки- семечки подсолнечника);
3. слепить из пластилина фигурку животного (зайца).
Примечание: обязательно дать возможность высказаться, в первую очередь, участникам, изображающим детей. Затем педагогам и наблюдателям-помощникам.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Сложно ли было участникам, кто был в роли детей с ОВЗ?
2. Какие ощущения испытали?
3. Какие трудности возникли?
8. Упражнение «Профилактика эмоционального выгорания»
Цель: стабилизация эмоционального состояния педагогов.
Проводится упражнение на релаксацию; пример массажа активных точек; снятие эмоционального напряжения через работу с голосом.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Что понравилось?
2. Какие ощущения испытали?
3. Что еще можете делать для стабилизации эмоционального состояния?
Рефлексия
“Что я узнал и понял…”
Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, делится своими мыслями и ощущениями, затем передаёт мяч соседу.
Список литературы
1. Андреас С., Андреас К. 50 психологических приемов, которые должен знать каждый психолог-практик, Санкт-Петербург, 2007.
2. Безюлева Г. В., Шеламова Г. М. Толерантность. Взгляд – поиск - решение., М., 2002.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди, Минск, 2000.
4. Кукушкин В. С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов–на–Дону, 2002.
5. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях, Санкт-Петербург, 2005.
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, М., 2000.