Анна Крижевская
Брейн-ринг. Интеллектуальная игра для родителей «Толерантность: учимся понимать друг друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта.
Бэкон Ф.
Цель: Повышение когнитивной компетентности родителей в области познавательной и эмоционально – волевой сфере детей с ОНР, мотивационной компетентности, способствующей становлению устойчивой потребности в реализации воспитательной функции по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста, как ценного, неотъемлемого нравственного качества личности.
Задачи:
Публикация «Брейн-ринг, Интеллектуальная игра для родителей „Толерантность: учимся понимать друг друга“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игрушки. Консультации для родителей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
1. Показать родителям необходимость воспитания у детей старшего дошкольного возраста такого нравственного качества как: толерантность (сочувствие, доброта, верность, благородство, готовность прийти на помощь, принятие других людей).
2. Способствовать развитию осознанного педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.
3. Содействовать проявлению у родителей желания решать проблемные ситуации, возникающие у ребенка при общении со сверстниками и взрослыми, и интереса к оценке собственных воспитательных достижений.
4. Способствовать формированию ответственности у родителей за результаты семейного воспитания, становлению общественно – значимых мотивов реализации собственной воспитательной функции.
Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности. Однако, воспитанию нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста уделяется мало внимания из-за недостатка времени у родителей. В результате дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в в семье, в детском саду, а затем в школе. В современном мире на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития человечества. Каким будет наше общество, и как будут решаться экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается еще в детском возрасте. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей :
- «О способах воспитания».
-«Умеет ли Ваш ребенок говорить вежливые слова?»
- «Как воспитать ребенка добрым и отзывчивым?»
2. Беседы с родителями о добрых делах их детей.
3. Чтение рассказов о проявлении толерантности по отношению к другим людям.
4. Проведение парада игрушек и любимых героев из сказок, которые совершили добрый поступок и помогли другим.
5. Прослушивание песен о доброте.
6. Просмотр вместе с родителями мультфильма «Приключения Фунтика».
7. Выставка детских книг о толерантности :
- Н. Носов «Огурцы».
- Н. Купин «Хорошо или плохо».
- В. Осеева «Синие листья».
- Э. Мошковская «Вежливое слово».
- А. Барто «Вовка – добрая душа».
8. Выставка методической литературы для родителей.
9. Консультации для родителей.
10. Оформление стендов для родителей : стихи и пословицы о доброте, поговорки о значении добрых дел в жизни человека.
11. Изготовление приглашений для гостей и родителей «Карлсон»
12. Изготовление призов для участников интеллектуальной игры : книжки – малышки.
Оформление стенда для родителей :
1. Цветок толерантности
2. Советы М. Монтессори о воспитании детей:
- Ребенок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры толерантных отношений.
- Любить ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным.
- Не унижать ребенка, не делать за ребенка: помоги сделать самому.
Ход брейн - ринга :
тихо звучит классическая музыка Ф. Шопена «Сад Эдема»
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости и родители!
Одним из важнейших условий успешного социально – нравственного развития ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, забота, поддержка способствуют положительному, эмоциональному развитию ребенка.
С детских лет родители прививают своему чаду мнение, что он самый, самый, самый. В результате, он начинает считать себя лучше других детей, а, значит, все окружающие должны подчиняться ему и только ему.
Темой разговора будет «Толерантность : учимся понимать друг друга».
Сегодня у нас состоится интеллектуальная игра «брейн – ринг». За игровым столом собрались родители, готовые показать свою эрудицию и знания по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Для начала я предлагаю провести жеребьевку и определить, как сформируются две команды. Перед Вами жетоны двух цветов: желтые и зеленые.
Вы можете выбрать любой жетон. Образуйте команды, согласно цвета жетона.
1 команда называется «Умники» с жетонами желтого цвета;
2 команда называется «Знатоки» с жетонами зеленого цвета.
Приветствие команд друг друга!
Ведущий: Уважаемые гости! Я хочу представить Вам сегодняшнее жюри:
У каждого члена жюри лист оценивания для команд с названием раундов и цифры от 1-5 (присуждение баллов). После окончания раундов жюри подведет итоги набранных баллов и станет известна команда - победитель брейн - ринга!
Этапы раундов:
1. Вопросный раунд
Команда «Умники»
• 1. Какие методы воспитания вы считаете самыми эффективными?
- воспитание на положительных примерах.
Эффективное воспитание ребенка в семье:
• нравственно-положительные личные интересы, убеждения и потребности родителей, добросовестное отношение к процессу воспитания и развития ребенка;
• осуществление целенаправленного воспитания: понимание целей и задач воспитания, стремление реализовать их на практике, взаимосвязь с ДОУ, активность обоих родителей в решении педагогических задач;
• эмоционально-нравственные взаимоотношения родителей и детей в повседневной жизни.
Команда «Знатоки»
• 1. Что главное в воспитании?
Воспитание – это работа без гарантийного результата. Силы родителя должны распределяться разумно: на своё счастье и счастье ребёнка. Ребёнок научится быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей; он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям. Самое главное в воспитании детей - любовь, терпение и личный пример.
• Создайте в душе идеал, высокую мечту и стремитесь к ней. Помните, что совершенству нет предела.
• Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки.
• Будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.
• Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых; находите ошибки и причины недоразумений не в других, а в себе.
• Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.
• Живите легко, просто и радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят все, за что бы человек ни взялся.
• Будьте всегда доброжелательны.
• Всюду наводите порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
• Будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернется многократно увеличенным.
Команда «Умники»
• 2. Толерантность – это….?
(от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию.
- Принятие других такими, какие они есть, уважение к другим, соблюдение прав другого человека, сострадание, сотрудничество, сопереживание, сочувствие.
В «Философском энциклопедическом словаре» (М., 1997) оно определяется как «терпимость к разного рода взглядам». Таковая является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции».
Команда: «Знатоки»
• 2. Как можно сформировать толерантность у детей старшего дошкольного возраста?
К средствам формирования толерантности можно отнести :
- традиции;
- общение;
- художественная литература;
- сказки;
- пословицы и поговорки;
- национальные куклы;
- подвижные игры, с использование национальных атрибутов;
- проектная деятельность;
-произведения искусства и др.
Традиции - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость.
Команда «Умники»
• 3. Какой документ по празднованию Дня толерантности был принят?
Декларация принципов толерантности : «Гармония в многообразии». Один из Принципов толерантности :
- уважение человеческого достоинства всех без исключения людей.
Команда «Знатоки»
• 3. Когда люди на всей планете начали отмечать Международный День Толерантности?
Ответ: 16 ноября 1995 года
Выводы психолога
Оценка жюри
2. Домашнее задание:
Команда «Умники»
Первая сценка: «Подарок для папы»
Пыхтит, старается дочурка, еще мазок и медвежонок появился на листке. Вот солнце, домик и пенек, а вот веселый ручеек! На день рождения картину, решила папе подарить. Старалась очень-очень, чтоб одобренье получить! А папа, взяв рисунок в руки, сказал, что это ерунда! Что не сумеешь, дочка, рисовать ты, наверно в жизни никогда.
Вопрос: Правильно ли поступил папа?
Вывод: очень важна положительная оценка! Спасибо, доченька!
Вторая сценка: «Любимое увлечение»
Засев однажды за игру увлекся мальчик сильно, забыл он даже про сестру, забрать ее просили. С работы мама прибежав, ужасно огорчилась, сама сходила в детский сад.
Вопрос: Что мама сказала сыну?
Вывод: а после к сыну обратилась: игра игрой, но в жизни есть и правила и нормы! Не запятнай сыночек честь и буду я довольна!
Третья сценка: «Дружба детей»
В доме крик и шум, и гам, визг и слезы тут и там, рассердились дети друг на друга, мяч не могут поделить. Что же делать маме с папой? Как детей угомонить?
Вопрос: Как поступили родители?
Вывод: Папа в руки взял свисток, громко свистнул:
-Дети, стоп! Спор, я вижу, затянулся, даже дракой обернулся. Мы сейчас присядем вместе и обсудим этот спор. Ну а драться, обзываться, не культурно, стыд, позор!
Команда «Знатоки»
Первая сценка: «Почемучка»
Сын пришел к отцу с вопросом: Папа, папа, вот смешно!
Почему, скажи мне, просом называется зерно!
Почему сосед – новатор, что такое экскаватор?
Почему шагает он? Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
ПАПА: Да отстань же ты, отстань же с почемучканьем своим!
-Папа! Сын вернулся вскоре, а бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море могут, думаешь киты!
Почему с ушами заяц, папа, что такое грань!
После! Некогда! Отстань!
Снова сын пришел к папаше! Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же мы с тобой в театр пойдем!
А в ответ сверкнула вспышка, у меня свои дела!
И, вздохнув, побрел сынишка от отцовского стола!
Почему! Когда же! Где же! Всякий раз ответ один….
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын!
Вопрос: Прав ли папа?
Вывод: все дети - почемучки и радуйтесь, что они хотят много знать, но им нужна помощь родителей, а когда ребенок научится читать, он сам сможет получать нужную ему информацию.
Вторая сценка: «Помощь близким»
Подбежал ребенок к папе и кричит: «Хочу гулять! А игрушки я не буду за собою убирать, пусть убирает их сестренка» Папа в комнату вошел, папа на полу нашел: книжку, мячик, самосвал…
Папа:- Кто, скажи-ка, здесь играл?
Ребенок: – Я играл, да ну и что же, надоело мне играть! Пусть сестренки убирают, ну, а я пойду гулять!
Вопрос: что, по Вашему мнению, ответил папа?
Вывод: – Я гулять не запрещаю, но с условием о том, что игрушки уберешь ты, либо сейчас, либо потом!
Третья сценка: «Кто обзывается, тот сам так называется»
Весь в слезах вбежал сынок, на колени маме влез:
-Меня девчонки обижают, говорят, что я балбес!
Мама кроху пожалела, мама кроху обняла,
Вопрос: Какой совет дала мама сыночку?
Вывод: и спокойным, ровным тоном, она совет ему дала:
-Если будешь не воспитан,
- Обзываться будешь сын, всех друзей ты растеряешь, и останешься один!
Выводы психолога
Оценка жюри
3. Творческий раунд:
- изготовление памятки «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Командам предлагается создать памятку по воспитанию толерантности :
Ведущий: Вам необходимо вспомнить все, о чем говорилось сегодня. Памятка может быть в виде эмблемы, геометрических фигур, других изображений, на которых вы пишите тезисы: формы, методы и средства по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста. При оценивании жюри будет учитываться: эстетичность, доступность, красочность, педагогическая компетентность. Одному из участников команд будет предложено презентовать памятку и передать жюри.
Все необходимые материалы для изготовления памяток у вас на столах.
Материал:
Белая и цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей-карандаш, влажные салфетки, клеенки, сухие салфетки для аппликации.
Выводы психолога
Оценка жюри
Музыкальная пауза «Песенка Фунтика»
4. Подведение итогов.
Слово председателю жюри: Итоги жюри: количество баллов, определение победителя Брейн – ринга и вручение призов: книжки- малышки.
5. Заключительное слово ведущего:
Этап релаксации.
Цель: подведение итогов брейн - ринга.
Родители должны помнить, что умеренная строгость, справедливость в оценке действий своего ребенка, не только не причиняет ему вреда, но и принесут пользу.
В завершение нашей встречи хочу рассказать вам одну притчу: «Идет прохожий и видит – люди что-то строят. Что ты делаешь? – спрашивает он одного каменщика. Я укладываю кирпичи, - отвечает тот. А ты что делаешь? – спрашивает он второго. Я возвожу стену, - отвечает второй. А ты что делаешь? – спрашивает он третьего. Я строю Храм, - был ответ. Когда мы строим «дом», в котором будет жить наш ребенок, важно заботиться о качестве «кирпичей» и правильности их «укладки». От нас зависит, насколько этот Храм будет наполнен солнечным светом добра, взаимопонимания и уважения друг к другу».
Ведущий: А сейчас я предлагаю всем встать в круг, образовав большое солнышко, и сказать: «Я уважаю всех людей и желаю всем добра»
До новых встреч!
Музыкальное сопровождение: песня «Дорогою добра»
Литература:
1. Бесова М. А. В школе и на отдыхе. – Ярославль, Академия Развития, 1998.
2. Вакуленко Л. В., Верещагина Н. В. Вариативность организованной совместной деятельности в детском саду. – Санкт- Петербург, Детство – Пресс, 2013.
3. Давыдова О. И., Майер А. А. Компетентный подход в работе ДОУ с родителями. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2013.
4. Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду. – Ярославль, ЯрИПК, 2008.
5. Некрасова Н. Н. Ты учись, а мы поможем. – Санкт – Петербург, Питер, 2010.
6. Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В. нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. – Москва, Скрипторий 2003, 2012.
7. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - Москва, Айрис- Пресс, 2003.
8. Шалаева Г. П., Иванова Н. В. Хорошие манеры для дошколят. –Москва, Аст-Слово, 2009.