светлана христ
Тренинг для педагогов «Толерантность»
▼ Скачать + Заказать документы
Никто не может любить другого,
если до этого не полюбил себя…
Эразм Роттердамский
Цели: формирование у педагогов установки на толерантное поведение.
Задачи: познакомить с понятием “толерантность”; помочь осознать педагогам свою индивидуальность, уважать и принимать себя и коллег; показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны;
Структура занятия:
1. Вводная часть
• Сообщение участникам цели занятия;
Публикация «Тренинг для педагогов „Толерантность“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
• Разминка «Мировое приветствие»
• Упражнение «Линейка»
2. Основная часть
• Мини-лекция
• Упражнение «Эмблема толерантности»
• Упражнение «Новый круг»
• Викторина
• Упражнение на невербальную поддержку
• Упражнение «Волшебное озеро»
• Упражнение «Примерка социальных ролей»
• Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
3. Заключительная часть
• Упражнение «Я заслуживаю…»
• Рефлексия занятия.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть
Тема нашего сегодняшнего занятия – толерантность. Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения. При этом очевидно, что толерантность у детей может воспитывать только толерантный педагог. Мы рассматриваем толерантность как профессионально важное качество педагога, один из аспектов коммуникативной компетентности, так как эта черта находит свое проявление в межличностном взаимодействии.
Разминка
Упражнение «Мировое приветствие».
Цель: Приветствовать коллег без слов, принятыми в различных странах способами.
Материал: таблица с вариантами приветствий:
• Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.
• Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.
• Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки.
• Индия – легкий поклон, ладонь к ладони руки согнуты перед грудью.
• Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.
• Испания – поцелуй в щеку, ладони лежат на предплечьях партнера.
• Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.
• Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.
• Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами.
Инструкция: Встанем в круг и по очереди поприветствуем друг друга без слов, принятыми в разных странах способами, используя подсказку.
Упражнение «Линейка»
Цель: осознание характеристик толерантного и не толерантного человека.
Материал: листы бумаги- желтый,красный, зеленый.
Инструкция: Посмотрим, понимаете ли вы, что такое толерантность. У красного листа встаньте те, кто считает, что для толерантного человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у желтого – те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию у зеленого листа ближе к тому или другому полюсу (педагоги располагаются согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных педагогов о причине их выбора).
Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к желтому листу. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других.
А как ведет себя не толерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления, насмешки, предубеждение.
Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:
«Я хороший – ты плохой»;
«Я плохой – ты хороший»;
«Я плохой – ты плохой»;
«Я хороший – ты хороший».
Последний вариант отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе и коллегам, своей стране, своим традициям.
2 Основная часть
Мини- лекция
Толерантность стала предметом психологического изучения относительно недавно. За рубежом ее стали исследовать в первую очередь Г. Оллпорт и К. Роджерс. Г. Оллпорт, рассматривая развитие личности, вводит два понятия: «психологический рост» и «психологическая зрелость», а в качестве критериев последней выделяет наряду с другими «способность устанавливать теплые отношения с окружающими», которая является одним из проявлений толерантности.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах: в английском языке толерантность – “готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь”, во французском – “уважение свободы другого”, в китайском – быть толерантным значит “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”, в арабском - “прощение, снисхождение”, в персидском – “терпение, выносливость, готовность к примирению”.
З. А. Кочергина, обобщая современные представления зарубежных психологов, дает следующее определение толерантности : «это сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; это добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому "другому" при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению "другого"».
Г. В. Безюлева и Г. М. Шаламова дают следующее понятия «толерантности» : терпение, терпимость; адаптация как приспособление человека к чему-либо; устойчивость, выносливость (к стрессу, к конфликту и пр.); допущения, позволения (разных точек зрения, ценностей, идеалов); принятие (другого); стремление достичь понимания с другими, согласовать разные установки, мотивы, ориентации, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства.
В русском языке термин толерантность использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А термин «терпимость» (способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей) не включал до последних пяти – семи лет в себя все значения, присуще толерантности.
На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Существует семь основных принципов толерантности :
• Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.
• Уважение различий.
• Понимание индивидуальной неповторимости.
• Взаимодополняемость как основная черта различий.
• Взаимозависимость как основа совместных действий
• Культура мира.
• Сохранение памяти.
В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.
Упражнение «Эмблема толерантности»
Цель: обобщение понятия толерантности с позиции группы.
Материалы: бумага, фломастеры.
Инструкция: Разделимся на группы. Ваша задача – нарисовать эмблему толерантности.
Затем представители от каждой команды продемонстрируют и пояснят свои рисунки.
Упражнение «Новый круг»
Цель: снятие напряжения
Инструкция: Пожалуйста, встаньте все в один большой круг и возьмитесь за руки. Расцепите руки. Одно мгновение постойте с закрытыми глазами совершенно неподвижно, ощутите свое тело, почувствуйте свое положение в пространстве комнаты. Хорошо, если вы сумеете расслабиться и успокоиться. Когда я дам команду, вы все начните, не открывая глаз, двигаться к центру круга до тех пор, пока не сойдетесь в середине. Сделайте это очень медленно и осторожно и вновь возьмите друг друга за руки. Когда вы окажитесь в центре, то постойте там минуту спокойно, но глаз не открывайте. Потом вы должны так же медленно и спокойно, все еще не открывая глаз, снова отойти назад и там открыть глаза. Вот и все.
Упражнения дает возможность участникам почувствовать солидарность и уважение друг к другу. Физический контакт является символом единства группы.
А теперь проведем викторину и узнаем, что Вы запомнили.
Викторина.
Материал: бумага, ручки, таблица «Принципы толерантности», задание к викторине.
1. Как вы понимаете слово «Толерантность»?
2. Подберите 5 наиболее подходящих глаголов к термину «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
3. Как вы считаете, кто самый толерантный человек в нашей группе и почему?
4. Когда отмечают Международный День толерантности?
5. Расшифруйте аббревиатуру «ООН».
6. Какой принцип толерантности, на ваш взгляд, является самым главным.
7. Назовите самое не толерантное событие в истории России и в истории Мира.
8. Сочините синквейн к теме викторины «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
1 строчка – одно существительное, отражающее тему викторины.
2 строчка – два прилагательных, наиболее характеризующих первое существительное.
3 строчка – три глагола, раскрывающие тему.
4 строчка – 1 короткое предложение выделяющее основную идею викторины.
5 строчка – одна ассоциация.
Обсуждение ответов команд.
Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А также желание помочь ближнему, видеть нуждающегося в помощи.
Упражнение на невербальную поддержку
Цель: умение принимать и оказывать помощь
Сейчас Вы с закрытыми глазами будите ходить по комнате. Как только я дотронусь до плеча одного из Вас, Вы кричите: «SOS». Те, кто находится ближе всего, берут «терпящего бедствие» за руки с двух сторон, остальные образуют «круг защиты». Глаза открыть по команде!
Затем проводится интервью с «терпящим бедствие» - что ты почувствовал, когда по твоему сигналу к тебе подошли «спасатели»?
Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом “терпимость” является слово “толерантность”.
Упражнение «Волшебное озеро».
Цель: принятие себя
Материал: шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало
Инструкция: Садитесь в круг и закрывайте глаза. Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему. Закройте шкатулку и передайте ее соседу. Шкатулка должна побывать у каждого.
Обсуждение:
Как вы понимаете слово «Уникальность»?
Как вы должны относиться к себе? К другим людям?
Упражнение «Примерка социальных ролей»
Цель: осознание степени толерантности по отношению к другому человеку,
формирование милосердия и эмпатии к различным социальным группам.
Материал: бумажные обручи с надписями социальных ролей (президент, банкир, бомж, директор школы, алкоголик, «панк», ВИЧ инфицированный, пенсионер, "гасторбайтер", олигарх.
Инструкция: Вы сейчас по одному будите надевать на голову обруч с с указанной социальной ролью, не читая. Остальные будут подходить к Вам и обращаться с просьбами, вопросами, но при этом не называть социальную роль, которую Вы играете.
Обсуждение: комфортно ли чувствовали себя? Догадывались ли о социальном статусе своего героя, если да, то по каким признакам? Насколько мы терпимы к другим людям?
Мы еще раз убедились в том, что человеческие отношения многообразны. Вам предлагается оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми. При ответе важна первая реакция. Помните, что нет плохих или хороших ответов. Отвечать надо, долго не раздумывая, не пропуская вопросы. Свои ответы следует проставлять «+» в одной из четырех колонок.
Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
(Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова)
Итак, вы ознакомились с некоторыми поведенческими признаками, свидетельствующими о низком уровне общей коммуникативной толерантности. Подсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем признакам, и сделайте вывод: чем больше балов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые можно заработать – 135, свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно так же невероятно получить ноль баллов – свидетельство терпимости ко всем типам партнеров во всех ситуациях. В среднем, по нашим данным, опрошенные набирают:
руководители медицинских учреждений и подразделений – 40 баллов,
медсестры – 43 балла,
воспитатели – 31 балл.
Сравните свои данные с приведенными и сделайте вывод о своей коммуникативной толерантности.
3. Заключительная часть
Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые вас часто огорчают.
Завершая наши занятия, я хочу предложить вам последнее упражнение
Упражнение «Я заслуживаю…».
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
Инструкция: Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю. ”, вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, чтобы муж вынес мусор”, и т. п.
Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю. ” Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим.
Рефлексия занятия
Цель: услышать мнение о проведенном занятии, дать возможность проговорить то, что не успели сказать или упустили.
Инструкция: Передавая игрушку по кругу, поделитесь своими чувствами, впечатлениями о нашей встрече, выскажите свои пожелания.
Литература
1. Девина, И. Мы с тобой одной крови [Текст] / И. Девина // Школьный психолог – 2009.- №20 – 46-47 с.
2. Казарова, Е. Эмблема толерантности [Текст] / Е. Казарова // Школьный психолог – 2009.- №23 – 8-9 с.
3. Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова – М: Генезис, 2000.
4. Харрис, Т. Э. Я – ОК, ты – ОК. [Текст] / Т. Э. Харрис – М: Академия, 2006.
5. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О. В. Хухлаева - М. : Генезис, 2001.