Марина Юрга
Толерантность как социально-педагогическое явление
▼ Скачать + Заказать документы
Толерантность как социально-педагогическое явление.
Понятие толерантность может быть проанализировано с различных точек зрения: как этико-философская категория, как способ взаимодействия между сторонниками различных идеологий и конфессий, как метод социально-политических реализаций и намерений и. т. д. Одним из значимых событий в истории развития толерантности в обществе стало принятие и подписание "Декларации принципов толерантности", утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Так же принципы толерантности отражены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской федерации «Об Образовании», в Национальной доктрине образования в Российской Федерации и других нормативных документах.
Публикация «Толерантность как социально-педагогическое явление» размещена в разделах
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2016
В современных исследованиях в сфере педагогики, психологии, социологии особо подчеркивается, что толерантность важна и актуальна во всех слоях социума. Изучив и обобщив работы психологов и педагогов (А. Г. Асмолова, С. А. Козлова, А. М. Виноградова, Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского и др.) мы можем констатировать, что в исследованиях данных авторов обращается внимание на формирование толерантности в дошкольном возрасте. Именно дошкольный возраст по результатам исследований детской психологии (А. А. Реан, Е. Ф. Рыбалко, Д. Б. Эльконин) является сенситивным для формирования толерантности. В связи с этим нами будет рассмотрена толерантность как социально-педагогическое явление, прежде всего, на примере развития терпимости у детей дошкольного возраста.
Проблема воспитания толерантного отношения у детей дошкольного возраста к отличным от других людям является особенно острой для нашей многонациональной страны. В последнее время усилились религиозные и межкультурные конфликты. Поэтому важно заложить в человеке основы терпимого отношения именно в дошкольном возрасте, когда в процессе воспитания и образования у ребёнка начинают складываться основные ценности, формируется его личность, психика и самосознание, закладываются познавательные функции. В этот период времени он начинает знакомиться и общаться с представителями других культур, т. е. вступает в социальные связи. При общении с люди ребёнок ориентируется на моральные эталоны, которые формируются обществом. Как отмечается в исследовании Г. Б. Марченко, «дошкольникам данные эталоны поведения преподносятся с помощью сказок, где их (эталонов) носителями являются соответственно сами сказочные персонажи».
Одновременно современными педагогами разрабатываются различные методики и программы по решению данной проблемы, в образовательных учреждениях проводятся культурно-досуговые и другие мероприятия, направленные на сплочение детского (или подросткового) коллектива, классные часы, которые посвящены вопросам толерантности. Кроме того, стоит также вспомнить о создании в 2001-2005 годах единых целевых федеральных программ, среди них одной из важных стала программа по «Формированию установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».
Проведенный нами анализ показал, что Е. А. Ильинская в своем исследовании отмечает: закладывать основы толерантного воспитания следует ребёнку старшего дошкольного возраста. А в исследовании Г. Олпорта выдвигается тезис о том, что предрасположенность человека к толерантности или к интолерантности (предубеждённости) формируется у человека в раннем возрасте. В частности, автор отмечает: «Нам представляется, что толерантные дети вырастают в семьях с принимающей атмосферой. Их любят и принимают вне зависимости от того, что и как они делают. Наказания в таких семьях не бывают слишком суровыми или непоследовательными, и ребенок не вынужден каждую минуту подавлять свои импульсы во избежание родительского гнева».
Современные исследователи отмечают, что «в прошлом предубежденных детей, в отличие от толерантных, как правило, обнаруживается «угрожающая обстановка». Лейтмотивом жизни толерантных детей оказывается безопасность, а не угроза. В процессе самосознания ребенок приучается сопоставлять свою тягу к удовольствию с требованиями наличной ситуации и своим потенциалом развития. Он получает достаточно удовольствия без подавления других и чувства вины и не проецирует чувство вины на окружающих. Его ментальная и эмоциональная жизнь не расколота на сознание и бессознательное»
Таким образом, изучив труды, посвященные изучению феномена толерантности можно сделать вывод, что воспитание толерантности целесообразно начинать с дошкольного возраста. Нам представляется, что наиболее эффективным для достижения этой педагогической задачи будет применение средств Монтессори-педагогики.