Христина Злобина
Педагогическая технология организации детского оркестра как средства развития взаимоотношений старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая технология организации детского оркестра как средства организации развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Содержание.
1. Краткое теоретическое обоснование технологии
2. Цели, Задачи.
3. Перспективный план.
4. Конспекты занятий.
5. Диагностика.
6. Используемая литература.
Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии
Публикация «Педагогическая технология организации детского оркестра как средства развития взаимоотношений старших дошкольников» размещена в разделах
1. Особенности развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста определяются спецификой умений общения, владением культуры взаимодействия, характером эмоциональных переживаний, социальным статусом ребенка в группе.
2. Взаимодействие ребенка с равноправными партнерами развивает у него свои действия, мысли и чувства, соотносимые с действиями, мыслями и чувствами других, позволяет предвидеть причинно-следственные связи в социальных взаимодействиях.
3. Взаимодействие между детьми в совместной деятельности способствует снижению когнитивного эгоцентризма в социальных отношениях, развитию рефлексии, формированию социальной чувствительности и моральных установок. Общение с ровесниками и совместная деятельность детей-дошкольников
Педагогическая технология организации детского оркестраявляются первоисточником формирования эмоционального отношения детей друг к другу и открывают для них новые возможности социоэмоциональной регуляции поведения.
4. Специфика общения тесно связана с особенностями взаимного восприятия (возникновение аттракции, эмпатии, способности к рефлексии).
5. Эмпатические переживания (подразумевающие эмоциональный отклик на сверстника, его состояние) выделяются в особый класс эмоций, возникающих при становлении детских отношений. При их отсутствии у ребенка затрудняется процесс усвоения нравственных ценностей.
6. Отношение как к совместной деятельности, так и к сверстнику, который в ней участвует, основано на симпатии и предполагает активность ребенка как субъекта отношений. Эта позиция во взаимоотношениях позволяет развивать такие качества, как доброжелательность, отзывчивость, стремление оказать помощь, активность в преодолении трудностей, восприятие положительных образцов поведения и др. В случаях эмоционально-отрицательного отношения эти качества превращаются в диаметрально-полярные по содержанию.
7. Источником гуманных чувств детей-дошкольников являются взаимоотношения не только с близкими людьми из числа взрослых, но и со сверстниками, при условии того, что у детей происходит постепенная выработка способности видеть и понимать состояние партнера, не только испытывать проявления сопереживаний со стороны других (сочувствия, со-радости, сострадания, но и самому проявлять сопереживание по отношению к другим людям.
8. Воспитание в дошкольниках гуманных чувств, а также наличие у них эмпатических переживаний способствует возникновению положительных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.
9. Содержание совместной детской деятельности многообразно. Потенциал для развития детских взаимоотношений скрыт в том числе и в совместном музицировании.
10. Игра на детских музыкальных инструментах — один извидов музыкального исполнительства. Выдающиеся музыканты-просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, австрийский композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования и развития музыкальности детей. Музицирование предполагает собой желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие (К. Орф).
11. Существуют методики обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах (Н. Г. Кононова, С. П. Бублей и т. д.). Многими авторами подчеркиваются большие возможности оркестровой деятельности для обогащения социального опыта дошкольников (Н. А. Ветлугина, Н. Г. Кононова, Т. Тютюнникова и др.).
12. Следовательно, требуется найти новые специализированные методы и приемы создания детского музыкального оркестра, обеспечивающие накопление и широкое применение опыта положительных взаимоотношений дошкольников не только в музыкальной деятельности, но и в повседневной жизни.
13. В дошкольном возрасте педагог занимает особое место в организации совместной (в частности, музыкальной) деятельности детей, оказывает существенное влияние на установление положительного межличностного взаимодействия.
14. Детский оркестр, доступный и эмоционально привлекательный для ребенка, служит для развития положительных взаимоотношений детей в том случае, если:
— у детей есть опыт взаимодействия друг с другом;
— накоплены соответствующие знания, умения и навыки игры на детских музыкальных инструментах;
— педагогом создаются ситуации, способствующие формированию положительных детских взаимоотношений.
Цель: Нравственное и культурное становление личности в процессе обучения.
Задачи:
- Развить интерес к музыке и музыкальным инструментам;
- обогащать музыкальный кругозор детей;
- развивать навыки музыкальной импровизации на инструментах;
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.
Перспективный план.
Группа № 4 и №8 старшая.
Месяцы Музыкальный
репертуар Программное содержание
Сентябрь Диагностика
«Деревянные истории»
Познакомить с деревянными музыкальными инструментами.
Октябрь «Осенний калейдоскоп»
Привлечь внимание детей к красоте и богатству звуков окружающей природы. Рассказать о история возникновения, ансамбля.
Ноябрь
«Инструменты симфонического оркестра»
Познакомить детей с инструментами смычковые струнные (скрипка, контрабас). С инструментом фортепиано, рояль.
Декабрь «Снежная сказка»
Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.
Январь «Деревянно духовые инструменты». Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте звуков деревянно духовых интрументов (флейта, габой, кларнет).
Февраль «Металлическая фантазия духовых инструментов»
Познакомить детей со звуками медно духовых инструментов (валторна, тромбон, труба, саксофон).
Март «Солнечная капель». «Ударные музыкальные инструменты».
«Киска», Развивать способность детей слышать «музыку природы». Знакомство с ударными музыкальными инструментами
(Литавры, металофон ксилофон, колокольчики, барабан).
Апрель «Дождик бегает по крыше».
«Музыкальные игры»
Привлечь внимание детей к разнообразию звуковых явлений, сопровождающих дождики, ливни. Играть с детьми используя музыкально шумовые инструменты.
Май «С утра до вечера» «Детский оркестр». «А у меня есть флейта».
Развивать способность к импровизации.
Перспективный план группа № 3 подготовительная.
Месяцы Музыкальный
репертуар Программное содержание
Сентябрь Музыкальные понятия «Шумовые звуки».
Познакомить с шумовыми музыкальными инструментами.
Октябрь «Мелодия и ритм», «Андрей воробей», «Сорока». Познакомить с понятием мелодия и ритм.
Ноябрь
«Детский оркестр».
Научиться правильно подбирать шумовые инструменты к музыкальным произведениям. Изображать звуки природы.
Декабрь «Снежная сказка».
Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.
Январь «Стеклянное королевство» Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественное определение.
Февраль «Игра в оркестре». «Весёлый оркестр»,
Музыкальные игры с использованием музыкально шумовых инструментов.
Март «Солнечная капель» Развивать способность детей подыгрывать на музыкальных инструментах простые детские песенки. Дать возможность поимпровизировать на предложенную мелодию. Научить играть сильную и слабую доли такта.
Апрель «Гамма до мажор» Научить детей играть гамму до мажор на металофоне.
Май «А у меня есть флейта».
«Черный кот».
Развивать способность к импровизации, выучить с детьми ритмический рисунок песенки. Разделить детей на группы с инструментами.