Приложение МААМ

Квест-игра как эффективная педагогическая технология в развитии речи дошкольников

ольга харитонова
Квест-игра как эффективная педагогическая технология в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Переход современной системы дошкольного образования на работу по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту обусловил появление новых педагогических технологий. Одной из таких технологий,особенно полюбившейся и моим детям и мне, является квест-игра. Эта форма работы открывает неограниченные возможности, как в закреплении пройденного материала, так и в поиске ответов на какие- то впервые возникшие проблемные ситуации. Коллективно решая задания посредством мозгового штурма дети сами получают информацию. В то время,как воспитатель является только проводником и партнёром. Что позволяет детям почувствовать свою значимость, стать увереннее в себе, самостоятельнее и в тоже время прочувствовать рядом «плечо товарища». Квест-игра позволяет решать задачи любой образовательной области и,как правило, создаёт дополнительные возможности для интеграции. Сложно переоценить эффективность этой технологии и для речевого развития дошкольников. Мы с ребятами часто используем эту форму в проведении занятий, досугов, организации прогулок.

Публикация «Квест-игра как эффективная педагогическая технология в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

В ходе организации работы по квест-технологии реализую следующие задачи:

- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;

- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста я следую следующим принципам:

1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.

2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

При подготовке квеста для дошкольников соблюдаю три основных условия:

1. Игры должны быть безопасными.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

4. В конце участников должен ждать приз, причем он должен быть таким, чтобы никому не было обидно. Если игра командная, то и приз должен быть рассчитан на всю команду. По желанию можно давать маленькие призы на каждом из этапов прохождения.

Сейчас очень много сценариев квест-игры для дошкольников можно найти используя интернет-ресурсы. Но иногда бывает так, что нужно решить какую-то конкретную задачу, а подходящего сценария нет. И вот тогда начинается увлекательный для воспитателя процесс творчества. Хочу поделиться с вами разными вариантами заданий, скомпоновав которые можно составить свой собственный неповторимый сценарий

Тайное письмо

Чтобы его прочесть, с ним надо проделать определенные действия. Примеры такого письма:

надпись молоком. Проявляется при нагревании. Для этого понадобятся спички или зажигалка, поэтому такое задание нельзя давать малышам. Но даже если делаете квест для школьников, на этом этапе желательно участие или хотя бы присутствие взрослого в целях безопасности.

восковая свеча или мелок. Бумагу с подсказкой надо закрасить карандашом, чтобы надпись проявилась. Отличный безопасный вариант задания.

вдавленная надпись. Берем два листа бумаги, кладем на мягкую поверхность и пишем послание так, чтобы оно отпечаталось на нижнем листе. Он то и будет нашим тайным письмом. Чтобы прочесть надпись, ее так же, как и в предыдущем варианте, надо закрасить.

Кроссворд

Легко можно составить самостоятельно. Например, отгадкой к следующему этапу будет слово “солнце”. К каждой букве слова придумываем еще одно слово: буква “С” — собака, и т. д. Причем это может быть не обязательно первая буква слова. Потом к каждому из слов подбираем наводящий вопрос или загадку. Ответы вписываются в клеточки и в результате получается слово-подсказка в одном из столбцов. Его окрашиваем каким-нибудь цветом.

Спрятанная подсказка

Для такого вида заданий потребуется емкость с песком, любой крупой или макаронами, в которой и спрятана капсула с подсказкой. Также можно использовать ведро с водой.

Подобные задания больше подойдут для квеста, который проводится на природе.

Можно спрятать подсказку и не в емкости, а на определенной местности. Это могут быть какие-то кусты или густая трава.

Викторина

Один или несколько вопросов, разгадав которые, участники получают подсказку. Желательно, чтобы вопросы викторины были объединены одной темой. Это могут быть фразы из сказок, по которым надо отгадать саму сказку.

Еще варианты викторин:

берем несколько предметов или картинок, надо угадать из какого фильма или мультфильма эти предметы;

викторина с вопросами про животных, птиц или насекомых;

викторина с вопросами про бытовую технику или про любые предметы, используемые в быту.

Лабиринт

Больше подходит для природы, но и дома можно организовать. На улице это могут быть натянутые веревки, между которыми нужно проползти, или тоннель из веток — это уже надо смотреть из наличия материалов.

Загадка

Она может быть как в прозе, так и в стихотворной форме. Отгадка — ключ к следующему заданию.

Чтобы усложнить задание, запишите загадку задом наперед — тогда детям придется постараться, чтобы прочитать ее, а потом только отгадывать.

Ребус

Изображаем слово-ключ с помощью ребуса. Ребус можно подобрать готовый, а можно придумать самому.

Пазл

Предварительно печатаем на бумаге слово или картинку, наклеиваем бумагу на плотный картон и разрезаем на части. Задача ребенка — сложить пазл, чтобы получить подсказку.

Слово, зашифрованное с помощью кнопок телефона

На телефонных кнопках есть буквы, а значит каждую букву в слове можно обозначить цифрой. Но каждой цифре соответствует несколько букв, что усложняет задачу. Такие задания подойдут для школьников, малыши с ними могут не справиться.

Слово, зашифрованное значками

Каждая буква алфавита обозначается каким-то знаком — кружок, квадратик, звездочка. Детям дается шифр из знаков и алфавит с условными обозначениями. Их задача — как можно скорее подобрать буквы и разгадать слово.

Найди 10 отличий

Известное с детства развлечение — сравнить две картинки и найти различия. Его вполне можно сделать заданием для детского квеста. Командой искать различия гораздо веселее и интереснее.

Эстафеты

Это составляющая квеста на природе. Вариаций эстафет очень много. Можно придумать свою, стилизовав ее под тематику квеста. Например, если квест посвящен Новому году, то дети могут вместо мячика передавать друг другу игрушечного снеговика или мешок Деда Мороза с подарками.

Кто здесь лишний?

Детям предлагается несколько слов или картинок. Их задача — определить, какой предмет или слово лишние. Лишнее слово как раз и будет ключом к следующему этапу. Вариант с усложнением — каждое слово загадываем загадкой или ребусом, тогда детям сначала надо разгадать слова, а потом уже искать среди них лишнее.

Посчитай

Заранее подготавливаем карточки с подсказками, на каждой карточке — слово и номер. Чтобы узнать, какое же слово и есть ключ, надо что-то посчитать. Считать можно ступеньки в подъезде, лавочки или деревья на улице, окна в доме и т. д. Усложняем задачу — посчитать надо несколько объектов, затем сложить эти числа, чтобы получить ключ.

Найди нужную коробку

Надо подготовить несколько одинаковых коробок, в одной из которых ключ или слово. Задача участников — открыть все коробки. Вариант посложнее — в каждую кладем по ключу, но только один из них подходит к замку, или в каждую кладем по бумажке, но только на одной из них подсказка.

Зеркальное отображение

Пишем слово или загадку в зеркальном отображении. Участники должны сами догадаться, что для прочтения надо применить зеркало. Кстати зеркало тоже можно спрятать, сделав тем самым задание еще интереснее.

«Острова». Деление слов на слоги.

На асфальте рисуются «острова» - квадраты с цифрами 1,2,3,4,5.

Дети произносят слово по слогам и перепрыгивают с острова на остров.

Затем определяют количество слогов в слове. Слово по слогам можно и прошагать, и пропрыгать на одной ноге, прошагать и отхлопать одновременно, пропрыгать, как лягушка, на корточках и. т. д.

Речевой материал: слова по лексической теме или с определенным заданным звуком (в начале, середине, в конце слова).

«Вертушка». Звукобуквенный анализ слов.

На асфальте рисуются буквы, расположенные по кругу диаметром около 50 см.

Задание: «Отгадай слово»

Левой ногой встань на букву, с которой начинается слово-отгадка, а правой — на последнюю букву в этом слове. Например, «фартук» - левой ногой встаем на «Ф», а правой—на «К». Набор букв, речевой материал варьируются.

Речевой материал:

- Кто подметает двор и улицу? (дворник);

- Кто готовит пищу в детском саду? (повар);

- Как зовут маму у теленка? (корова);

- Назови детеныша свиньи? (поросенок);

- Назови одним словом, кто это: щука, окунь, лещ, сом? (рыба/рыбы)

- Назови одним словом, что это: мандарины, яблоки, бананы, груши? (фрукты);

- Назови лишнее слово: трамвай, автобус, пароход, троллейбус? (пароход);

- Что быстрее: ракета или самолет? (ракета);

«Лесенка». Развитие лексико-грамматического строя речи.

На асфальте рисуем ступеньки

Задание: 1-ый вариант задания:

«Отгадай загадку, назови отгадку и прыгни на первую ступеньку. Измени это слово — назови это слово ласково (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами) и прыгни на вторую ступеньку.

Измени отгадку, продолжи - у меня большие. (множественное число существительных) и прыгни на третью ступеньку.

Подбери к слову - отгадке слово-признак (какой) и прыгни на четвертую ступеньку (согласование прилагательных с существительными).

Придумай с этим словом предложение и прыгни на пятую ступеньку (языковой синтез).

Если ребенок отвечает неправильно, то спускается на ступеньку ниже.

2-ой вариант задания: перепрыгивая со ступеньки на ступеньку, считать слова-отгадки до 5. Например, один крот, два крота. пять кротов (числительные+существительные).

«Найди потерявшиеся слоги». Изготавливаются карточки на которых написаны слова с отсутствующими слогами и маленькие карточки со слогами.

Задание: подобрать слоги и прочитать слова.

В зависимости от наполнения квест-игры, эта педагогическая технология может наиболее полно удовлетворять ведущие потребности каждого конкретного возраста. В младшем дошкольном возрасте реализовать образовательные задачи через игру. А в подготовительной к школе группе позволяет подготовить ребёнка к учебной деятельности. В данном случае я представила вашему вниманию свой опыт использования этой технологии в старшей и подготовительной к школе группах.

Публикации по теме:

Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников [«Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников» /i] Проблема: В настоящее время, когда нравственное и коммуникативное.

Квест-игра как средство формирования связной речи у дошкольников. Открытое занятие по сказкам во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №48 Открытое занятие во второй младшей группе. «Квест- игра.

Синквейн — новая технология в развитии речи дошкольников Специалисты и педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются не только нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют.

Детское экспериментирование как педагогическая технология Детское экспериментирование как педагогическая технология Важным фактором развития современного дошкольного учреждения выступает организация.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Квест-игра как форма экологического обучения и воспитания дошкольников Молчанова Алена Вячеславовна МА ДОУ «Детский сад №9» с. Визинга В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании.

Квест как технология физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Квест как технология физкультурно-оздоровительной работы в доу. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию.

Педагогический квест как технология Я как педагог нахожусь в поиске новых методов, приемов, знаний, как правильно организовать деятельность воспитанников, как сделать так,.

Консультация для педагогов «Проекты в работе с дошкольниками как эффективная технология взаимодействия взрослых и детей» «Проекты в работе с дошкольниками как эффективная технология взаимодействия взрослых и детей. Консультация для педагогов. Подготовили: Аркатова.

Педагогическая технология «Сказкотерапия» в развитии детей раннего возраста Статья «Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста». Автор Валентина Комолова Волшебный мир сказок оказывает большое внимание на детскую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Квест-игра как эффективная педагогическая технология в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 12 апреля 2018 в 10:44
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Квест-игра как эффективная педагогическая технология в развитии речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем ольга харитонова (УИ 859287) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД