Приложение МААМ

Мастер-класс «Использование загадок как средства формирования познавательно-речевого развития дошкольников»

Власюк Марина Павловна
Мастер-класс «Использование загадок как средства формирования познавательно-речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Использование загадок как средства формирования познавательно-речевого развития дошкольников»

Приготовила:

Воспитатель МБДОУ «Новониколаевский детский сад №13»

Власюк М. П.

Цель мастер-класса : Повышение компетентности педагогов в вопросе использования загадок как средства формирования познавательно-речевого развития дошкольников.

Публикация «Мастер-класс „Использование загадок как средства формирования познавательно-речевого развития дошкольников“» размещена в разделах

Задачи:

- познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;

- показать на конкретных примерах способы составления загадок в работе по речевому развитию.

- активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса :

- получение педагогами представления об использовании загадок в работе по речевому развитию детей.

Раздаточный материал: «Цветочки», «Бабочки», картинки со стихотворениями.

Приветствие участников. Знакомство. Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе.

Изменения в российском обществе привели к серьёзным изменениям и в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Наметился отказ от жёстко регламентированных форм обучения и принятия педагогической общественностью гуманистической педагогики.

Я хочу познакомить вас с одним из методов познавательно речевого развития дошкольников и его практическим применением.

Правила мастер – класса :

-«Находи здесь и сейчас»

-«Говори, что знаешь»

-«Делай, что умеешь»

-«Позитивно относись к мнениям других»

-«Уважай время»

А сейчас я предлагаю всем участникам мастер-класса взять цветочек (предварительно раздать каждому). На цветочке предлагаю написать, что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса. И мы прикрепим наши цветочки на полянку.

Установление эмоционального контакта.

Прием, используемый перед началом деятельности детей (игра, беседа, в данном случае направлен на взрослых.

- Давайте начнём нашу работу. Чтобы преодолеть вашу застенчивость, нерешительность давайте поприветствуем друг друга.

Установка «Давайте поздороваемся»

Сейчас я попрошу встать и походить по залу, здороваясь со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определённым образом.

- на хлопок - здороваемся за руки и произносим любое приветствие;

- на звук бубна – здороваемся плечиками и произносим «Добрый день».

Комментарий:

— В работе с детьми очень важно установить с ними эмоциональный контакт, настроить их на игру, на общение, используя приёмы, способствующие возникновению психологического комфорта. Для этого существуют разные приёмы, один из них был использован мною сейчас.

Постановка проблемы, актуальность темы мастер-класса.

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования особое внимание уделяется созданию условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств воспитанников, коррекцию недостатков в развитии, обеспечению равных стартовых возможностей для обучения в школе. На современном этапе ФГОС требуют от нас, от педагогов качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего педагогического процесса. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Василевой, на основе которой мы строим свою работу и которая полностью соответствует ФГОС, ставит перед нами задачу грамотного выстраивания образовательного процесса, творческую организацию и вариативность использования образовательного материала.

В последнее время наблюдается неуклонный рост числа детей, речь которых не соответствует возрастным возможностям. Традиционно речь рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития : мышление, воображение, память, эмоции. Мы, педагоги знаем, что, обучая ребенка родной речи, одновременно способствуем развитию у него интеллекта, готовим почву для успешного обучения в школе. Среди всех речевых проблем детей остро стоит вопрос нарушения развития связной речи, что является сегодня наиболее распространенным нарушением. Работа воспитателя в группе с детьми, у которых имеются нарушения речи, требует целенаправленно организовывать работу по развитию у детей всех сторон родного языка. Воспитанники с различными речевыми нарушениями, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания, а, следовательно, испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе.

Одним из направлений коррекционной помощи детям является построение развивающего, увлекательного, проблемно-игрового процесса обучения, обеспечивающего постоянный рост в развитии каждого воспитанника.

При введении ребёнка в игровую ситуацию хорошо используется всем известный приём.

- В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».

- Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

- Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать.

- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

- Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)

- Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА

- Итак, тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Общая характеристика загадки

- В своей работе с детьми я, как и все воспитатели, часто использую такие малые формы фольклора, как потешки, пестушки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы, в том числе и загадки.

- Давайте немного вспомним, что такое загадка?

- Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. В древности загадки служили средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов. В древнерусском языке слово гадать означало думать, размышлять.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки :

- развивают и обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

- помогают увидеть вторичные значения слов;

- формируют представления о переносном значении слова;

- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

В целом загадки стимулируют процессы: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления.

Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

- А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно до - гадаться, от - гадать.

- Виды загадок : народные и авторские.

- Типы загадок :

Загадки-описания помогают развивать понимание речи, активную подражательность речевой деятельности, внимание, память, например:

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач

На вкус как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (АРБУЗ)

Загадки – звукоподражания :

Кто на улице гуляет

От ворот недалеко?

Лапкой землю загребает

И кудахчет ко-ко-ко. (КУРИЦА)

Доскажи словечко (для чёткого произношения звуков, например:

От избушки в лес ведёт

Вырытый подземный … (ход).

Загадки-ребусы :

«Расшифруйте слово» - ЛОКНУ (КЛОУН);

«Составь слово» - Цепочка картинок (ЛИСТ, ИВА, СОБАКА, АРБУЗ, ответ ЛИСА.

Загадки – рифмы :

В подполье, в каморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это? (МЫШКА)

Загадки- перевертыши, загадки – небылицы, например:

Шерсть смотали мы в моток

Выйдет шелковый платок.

Загадки-шарады, например:

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда.

(КАР+ТИНА).

Метаграммы, загадки, в которых зашифрованы различные слова, разгадав одно из слов, нужно заменить в нём звук, чтобы получилось новое слово…

С «Ч» над морем я летаю,

С «Г» в машинах я бываю,

С «М» тебя я одеваю,

С «Л» собачкою зовусь.

Анаграммы - от перестановки звуков образуется новое слово …

КОТ - ТОК

СОСНА - НАСОС

ЛИПА - ПИЛА

Я дерево в родной стране

Найдёшь меня повсюду,

Но слоги переставь во мне

И воду подавать я буду.

Логорифмы, загадки со словами, которые решаются путём удаления, замены или добавления звуков…

Известное я блюдо,

Когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем… (УХА - МУХА)

Загадки-путаницы, помогают закрепить навыки послогового чтения, способствуют профилактике дизграфии в школе…

Был Алёша очень рад

Слишком вкусный был … халат (САЛАТ).

Отвечайте, правда ли? (НЕТ)

- Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

Загадки показывают взаимосвязь между содержательной, смысловой стороной речи и средством её выражения, учат лучше ориентироваться в звукобуквенном составе слова, развивая тем самым способности для успешной подготовки к грамоте.

Задание: составить участникам загадки по стихотворениям Агнии Львовны Барто. (Раздаются карточки со стихотворениями).

Рефлексия

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Метод синквейна не нарушает структуры образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не состоится.

Правила составления синквейна:

1 строчка (Кто? Что) — существительное — одно ключевое слово, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строчка (Какой? Какая? Какое) — два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает) — три глагола, обозначающие действие, относящееся к теме;

4 строчка — четыре слова — ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;

5 строчка — одно слово-резюме (существительное) или словосочетание — ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.

С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В основном мы практикуем использование синквейна как заключительного задания по изученному материалу

ПРИМЕР:

СИНКВЕЙН на тему «Кроссворд»

Кроссворд

Интересный, увлекательный.

Развивает, учит, заинтересовывает.

Развивает психические процессы

Головоломка.

А теперь я предлагаю участникам каждой группы составить синквейн на тему мастер-класс.

СИНКВЕЙН на тему «Загадка».

Синквейны очень удобно использовать для самоконтроля. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.

Итоги мастер-класса

Предлагается обсудить итоги мастер-класса и ответить на вопрос «Получили ли Вы то, чего ожидали от сегодняшнего мастер-класса?» Свой ответ пишем на бабочке, которых, мы прикрепим на полянку к цветочкам.

А на второй бабочке предлагаю написать пожелание и подарить соседу.

На этой приятной ноте мы заканчиваем наш мастер - класс.

Публикации по теме:

Анализ работы по созданию условий для игры, как средства формирования у дошкольников представлений о современном этикете СПРАВКА по итогам тематического контроля от 21.01.2011 г. Тема контроля: «Анализ работы по созданию условий для игры, как средства формирования.

Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста 2. Вашему вниманию я хочу представить проект, который называется «Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого.

Исследование «Особенности формирования невербальных средств общения у дошкольников с задержкой речевого развития» Введение Речевая деятельность появляется лишь при наличии определенных биологических факторов и предпосылок, при условии нормального созревания.

Использование дидактической игры как средства экологического воспитания дошкольников Использование дидактической игры, как средства экологического воспитания дошкольников В жизни детей дошкольного возраста игра является.

Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника «Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника» Общеизвестно, что детство это уникальный период в.

Использование пальчиковых игр и упражнений как средства развития детей и коррекции мелкой моторики Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это прежде всего определяется расположением.

Лэпбук «Осень», как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольниковЛэпбук «Осень», как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Современные требования, предъявляемые государством к качеству.

Мастер-класс «Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 134 г. Вяземского. Мастер-класс «Использование.

Мастер-класс «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Данный мастер-класс, я приготовила к конкурсу в своем городе, в данной презентации раскрывается актуальная тема развитие речи дошкольников.

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства речевого развития ребенка с ограниченными возможностями Здоровье — это то, что желает иметь каждый человек. Сложившиеся социальные условия не способствуют его сохранению. С каждым годом возрастает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование загадок как средства формирования познавательно-речевого развития дошкольников»
Опубликовано: 10 января 2018 в 19:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование загадок как средства формирования познавательно-речевого развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Власюк Марина Павловна (УИ 186784) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД