Валентина Булдакова
Педагогическая технология детского эспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Булдакова В. Г., воспитатель 1 кв. категории
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МКДОУ №2 д/с «Колокольчик» р. п. Бисерть
Эксперимент – метод исследования, который заключается в активной теоретико – практической деятельности экспериментатора, преобразующего ситуации для изучения объекта.
Эксперимент. Переводится с греческого как «проба, опыт». В самом общем виде эксперимент - это способ материального воздействия человека на объект с целью исследования этого объекта, познания его свойств, связей и т. д.
Публикация «Педагогическая технология детского эспериментирования» размещена в разделах
Одна из характерных особенностей дошкольников заключается в недостаточном развитии произвольных действий, произвольного поведения. Поэтому в дошкольном возрасте основным мотивом учения является познавательный интерес, который, безусловно, возникает и проявляется в процессе экспериментальной деятельности. Именно наличие у ребёнка познавательного интереса и повышает эффективность процесса практического познания и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями. На основе классификации Ю. К. Бабанского, можно выделить методы, которые являются преобладающими в ходе реализации технологии детского экспериментирования.
Технологию детского экспериментирования в ДОУ можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.
Реализация этой технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подхода.
Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.
Цель: создание условий для осуществления детского экспериментирования.
Задачи: 1. Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.
2. Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем.
3. Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.
4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
5. Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.
6. Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.
Принципы
Принцип, стимулирующий экспериментальную деятельность старшего дошкольника. Стимулирующими факторами является ситуация выбора, проблемность.
Принцип свободы и самостоятельности. Предоставление ребенку самостоятельного определения отношения к среде, самостоятельного исследо-вания, выбора цели и применения результата.
Принцип активности. Позволяет воссоздавать детям взрослые формы деятельности (эксперимент, опыт).
Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом.