Наталья Соколова
Использование методики «Картинка без запинки» как средства развития компонентов речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
«Использование методики «Картинка без запинки» как средства развития компонентов речи дошкольников»
Соколова Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №12» г. о. Самара
В работе представляется опыт работы по применению современных методов по развитию речи детей дошкольного возраста. Участников мастер-класса знакомят с методикой обучения творческому рассказыванию по картине детей дошкольного возраста Н. Н. Мурашковска, Н. П. Валюмс. В процессе мастер – класса педагоги обучаются конкретным навыкам в работе с детьми по составлению рассказа по картине.
Публикация «Использование методики „Картинка без запинки“ как средства развития компонентов речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Ключевые слова: развитие речи дошкольника, Н. Н. Мурашковска, Н. П. Валюмс «Картинка без запинки», творческое рассказывание по картине.
ФГОС нацеливает нас на создание благоприятных условий для развития речи дошкольников : обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества. Замечено, что особенно сложным видом речевой деятельности является рассказывание по картине. Детские рассказы страдают скудностью, длительными паузами между предложениями. Но главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Возникшее противоречие мы попытались решить с помощью методики «Картинка без запинки» Мурашковска И. Н. и Валюмс Н. П. Это пошаговый метод, помогающий получить гарантированный результат: умение составлять творческий рассказ по картинке на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности всех детей. Методика представлена как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может представить несколько творческих рассказов по картине, используя алгоритмы мыслительных действий, поэтапные шаги и инструментарий. Методика доказала свою актуальность, дополняет Основную общеобразовательную программу ДОУ, максимально увеличивая ее эффективность.
Инновационная направленность методики «Картинка без запинки» состоит в том, что она может быть использована как в организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ. У таких детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива. Важным и ценным моментом является продуманная мера помощи в зависимости от ситуации: стимулирующая, направляющая или обучающая. Педагог имеет возможность оказать разного типа помощь ребенку: умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь между объектами.
Представление опыта путем прямого комментированного показа в действии основных приемов работы по картине «Собака со щенками».
Составление творческого рассказа по картине проводится в несколько этапов. Каждый этап можно рассматривать как локальный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. Итоговым можно считать рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Этап 1. Состав картины.
Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование, проведение замены объектов схемами.
Игра «Подзорная труба»
В данной ситуации к нам на помощь пришел волшебник Дели-Давай, который все умеет делить на части и объединять. Возьмите в руки подзорную трубу и посмотрите через нее. Да так, чтобы в глазок попадал только один какой-то объект. Что вы видите через свой глазок? Идет охота за подробностями. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске.
Результат: перечислены все объекты на картине (собака, щенок 1, щенок 2, будка, забор, миска, зерно, трава, воробей 1, воробей 2, ошейник, деревья) (Рис. 1)
Рис. 1. Состав картины
Игра «Ищу родственников»
Найдите «родственника» каждому объекту по принципу:
• живая – неживая природа (собака, щенки, трава, воробьи, деревья – небо, земля)
• природный мир – рукотворный мир (собака, щенки, трава, воробьи, деревья, земля, небо – будка, миска, забор, ошейник)
• целое – частное (собака – голова, туловище, ноги, хвост)
• по месту нахождения (перед забором - собака, щенки, трава, воробьи, миска, за забором - деревья)
• по выполняемой функции (будка – жилище, миска - посуда)
Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами
Цель: установление взаимосвязи между объектами по разнообразным понятиям.
Волшебник Дели-Давай умеет объединять. Соединим два кружочка и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках. Поиграем в игру «Ищу друзей».
Результат: установление зависимости между объектами по разнообразным параметрам. (Рис. 2)
Рис. 2. Установление взаимосвязей между объектами
Этап 3. Характеристики объектов и действий.
Цель: учить детей «вхождению» в картину и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Предлагаю вам последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка и рассказать нам о своих ощущениях. Играть с вами будут волшебники.
Первого волшебника зовут «Я слышу». Расскажите. Какие звуки вы слышите в картине? (визжат щенки, шумит ветер, поют птицы, дышит собака, мама разговаривает со щенками).
Второго волшебника зовут «Я ощущаю запахи». Чем пахнет на лужайке? Расскажите, что вы почувствовали? (пахнет деревней, дует ветерок, пахнет травой и цветами, пахнет шерстью собак)
Третьего волшебника, который пришел поиграть, зовут «Я ощущаю лицом и руками». Он поможет вам потрогать предметы на картине руками. Что вы чувствуете? (шерсть мягкая и пушистая язык у собаки мокрый и теплый, а нос холодный; на улице жарко; трава мягкая и прохладная, а песок горячий)
Волшебник «Я пробую на вкус» предлагает вам рассказать кто чем питается и вкусно ему или нет. (я – щенок, люблю мамино молочко, но умею уже есть кашу из миски)
Результат: рассказ, отражающий впечатления от запахов, тактильных, слуховых и вкусовых ощущениях.
Этап 4. Копилка образных характеристик.
Цель: обогащать словарь детей образными выражениями.
На этом этапе детям предлагается поиграть в игру «Подбери такое же по цвету». Я вам покажу карточку, а вы должны подобрать объект на картине такого же цвета. (море - небо такое же голубое, белая сирень – облака белые, шоколад – пятна у собаки и щенков)
Поиграем в игру «Подбери такое же по форме». Я вам покажу карточку, а вы должны подобрать объект на картине такой же формы. (треугольник – крыша у будки, круг – миска, квадрат - будка)
А теперь другая игра «Найди такое же по материалу». Я вам покажу карточку, а вы должны подобрать объект на картине, сделанный из такого же материала. (дерево – будка, забор, металл – миска, зерно - каша)
Результат: составление описательных загадок.
Этап 5. События предшествующие и последующие.
Цель: учить детей выстраивать временную последовательность событий.
Наша подзорная труба вместе с волшебником Дели-Давай обследовала все уголки картины. Но к нам в гости пришел еще один волшебник «Отставай-Забегай». С ним мы можем представить, что с героями картины было раньше или будет потом. Давайте посмотрим на картину и ответим на вопрос «Какое время суток изображено?» Почему так решили? Сейчас день, а что было с собакой и щенками утром? Что будут они делать вечером?
Результат: составление ребенком описательного рассказа с использованием приема перемещения во времени.
Этап 6. Разные точки зрения.
Цель: учить детей описывать окружающую действительность при разном эмоциональном состоянии.
Представьте, что все мы собаки. Мы проснулись рано утром, хочется есть, миска пустая. Какое настроение у нас? Опишите все вещи, которые нас окружают. (трава колючая, миска грязная, птицы надоедают, жарко, хозяйка ленивая). А теперь пришла хозяйка и накормила нас. Какое настроение теперь? Опишите предметы, которые нас окружают. (травка мягкая, шелковистая; птички щебечут и играют с нами; подул легкий ветерок) Включаем описание с разных точек зрения в рассказ.
Заключительное слово.
Применяя данную методику для рассказа по картине, не следует стремиться сразу к составлению полного рассказа. Лучше проверить несколько шагов на одной картине, и добавлять по шагу. И только когда дети активно овладеют отдельными шагами, в них созреет необходимость перейти на следующий уровень – согласование всех частей описания в целый рассказ.
Думаю, что эти методы и приемы обучения дошкольников творческому рассказыванию по картине пригодятся вам в работе. Данная работа сложна для детей и педагогов, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Желаю вам успехов в работе!
Литература:
1. И. Н. Мурашковска, Н. П. Валюмс. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). – СПб. : Издательство ТОО «ТРИЗ - ШАНС». 1995 г. – 39 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября2013 года № 1155