Ольга Владиславовна Медведева
Педагогическая технология. Личностно-ориентированная технология на основе дизайн-деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбора технологии.
О личностной ориентации обучения в последние годы сказано и написано немало. Кажется, что уже никого не надо убеждать в необходимости уделять внимание личностным качествам дошкольникам во время их воспитания и обучения. Дошкольное учреждение сегодня - это сложный организм, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям. Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени.
Публикация «Педагогическая технология, Личностно-ориентированная технология на основе дизайн-деятельности» размещена в разделах
• Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы воспитательно - образовательной работы нашего детского сада: обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития,
• реализацию имеющихся природных потенциалов Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
Творчество для ребёнка - это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Для занятий по развитию творческих способностей для детей дошкольного возраста мы используем нетрадиционные методы и средства.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Поэтому в последние годы интенсифицируются поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу реорганизации системы дошкольного воспитания и обучения, как начальной ступени раскрытия потенциальных способностей ребёнка.
На сегодняшний день перспективное направление художественно-эстетического развития детей, отвечающее требованиям нового времени, который дает широкий простор детскому творчеству - детский дизайн, - направление художественного воспитания детей дошкольного возраста. Эта деятельность обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Дизайн – это прежде всего творчество, и главной предпосылкой к дизайн-деятельности является развитие творчества и воображения. Специфика детского дизайна : оригинальность и неповторимость творческого продукта; знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования; совместно раздельный характер исполнения замысла; предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности; использование аналогичных материалов и техник; общий подход в оценке художественности профессионального и «детского» искусства; самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества.
Цель данной технологии : раскрыть особенности технологии развивающего обучения в дизайн-деятельности детей дошкольного возраста
Основные задачи занятий дизайн-деятельностью в детском саду
1. Дать представление о дизайне как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты.
2. Помочь раскрыть специфику дизайна и его результата - единство пользы и красоты (функционального и эстетического).
3. Содействовать формированию эстетического отношения к окружающему предметному миру и дизайну как проявлению жизни человека во всем многообразии ее граней (природной, материальной, социальной, духовной). детский дизайн воспитание дошкольный
4. Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека; знакомить с трудом дизайнера, художника-конструктора, архитектора, народного мастера.
5. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое, творческое) мышление, универсальные художественные способности и воспитывать качества человека труда - трудолюбие, ответственность, коммуникативность, самостоятельность и др.
6. Обогащать опыт дизайн-деятельности на всех ее уровнях : восприятие - исполнительство - творчество (в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями).
7. Создать условия для полноценного личностного роста каждого ребенка с учетом его индивидуальности.
Детская дизайнерская деятельность помогает решить многие развивающие, воспитательные и образовательные задачи. Сюда относится и развитие у детей моторики, и накопление сенсорного опыта, и формирование сложных мыслительных действий, и развитие творческого воображения, а также механизмов управления своим поведением. На занятиях дизайн-деятельностью у дошкольников :
- развивается наглядно-образное мышление; художественный и эстетический вкус, чувство стиля;
- развивается художественное восприятие окружающего мира, воображение, фантазия, творческое мышление;
- повышается эстетическая культура детей;
- развивается познавательная активность, мелкая моторика, пространственное ориентирование, восприятие;
- получение навыков работы с различными материалами.
Наблюдая за детским творчеством видно, какое значение ребенок придает своим «богатствам» (камешки, пуговицы, шишки, ракушки, салфетки). На наш взгляд, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинки это, волшебные цветы, лоскутки – платье принцессы, фантики – тропическая бабочка.
Поэтому введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду.
Список используемой литературы
1. Горбунова, Г. А. К вопросу о непрерывности дизайн-образования : проблемы и перспективы [Текст] / Г. А. Горбунова, О. П. Савельева // Вестник оренбургского государственного университета. – 2015. - № 5. - С. 206-211.
2. Горбунова, Г. А. Основы дизайн-деятельности в дошкольном возрасте [Текст] / Г. А. Горбунова // Искусство и образование. - 2011. - № 4. - С. 88-93.
3. Горяинова, О. В. Школа юного дизайнера [Текст] / О. В. Горяинова, О. П. Медведева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 220 с.
4. Клюева, И. Н. Умелые ручки: Интегрированная программа по развитию ручных умений у старших дошкольников [Текст] / И. Н. Клюева, М. Х. Измайлова, Х. М. Ибрагимова. – Тольятти: ТГУ, 2010. - 32 с.
5. Лыкова, И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО [Текст] / И. А. Лыкова. - М. : ИД «Цветной мир», 2014. – 144 с.
6. Пантелеев, Г. Н. Детский дизайн [Текст] / Г. Н. Пантелеев. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 192 с.
7. Селиванова, Т. В. Сам себе дизайнер : Я творю - значит, я проектирую [Текст] / Т. В. Селиванова // Цветной мир: Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе. - 2009. - № 6. - С. 6-13.
8. Современные образовательные технологии дошкольного образования. Методическое пособие [Текст] / коллектив авторов. - Тюмень: ТОГИРРО, 2013 - 64 с.
Планирование на год
Месяц Вид деятельности Тема занятия Задачи
Сентябрь
(группы детей от 3 до 7 лет)
Знакомство с дизайн-студией Воспитывать желание преобразовывать среду обитания по законам красоты;
развивать творческие и дизайнерские способности, художественный вкус, создавая яркую работу учить видеть результат совместного труда; формировать умения совместной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность);формировать стремление к проявлению творческой самостоятельности; развивать изобразительное творчество детей, привлекая родителей к участию в детском дизайне.
Сентябрь
3-4 года моделирование одежды + декорирование «Укрась стильный костюм» Познакомить детей с профессией модельера, дизайнера модной одежды.
Учить моделированию одежды, сочетая фасон изделия, с рисунком ткани.
Учить изображать необходимые аксессуары (сумка, шляпка, туфли, сапожки, шарф, бусы и т. д).
Формировать у детей способность к проектно-образному мышлению.
Развивать у детей художественный вкус.
Приобщать к творческому общению при организации выставки работ.
Формировать чувство авторской компетенции.
Дать детям право выбора, что интересно для мальчиков и девочек.
Расширять словарный запас использовать, в своей речи термины моделирование, фасон, декорировать.
Сентябрь
4-5 лет Моделирование одежды (батик, декупаж) Нарядная ткань для платья Продолжать знакомить детей с профессией художника по украшению ткани. Рассмотреть различные расписные ткани (батик).
Продолжать знакомить с техникой декупаж (имитирующую роспись по ткани).
Развить у детей чувство вкуса, цвета.
Приучать аккуратности при работе с салфетками и клеем.
Расширять словарный запас использовать, в своей речи термины батик (роспись по ткани, декупаж.
Сентябрь
5-6 лет Слайдовая презентация модной одежды знаменитых модельеров.
«Мой гардероб» Вызвать у детей желание продемонстрировать самые нарядные и необычные вещи своего гардероба.
Продолжать знакомить детей с профессией художника-модельера одежды.
Развивать у детей художественный вкус, учить моделированию одежды, сочетая фасоны.
Дать детям право выбора, что интересно для мальчиков и девочек.
Приобщать к творческому общению.
Развивать связную речь.
Пополнять словарный запас, используя в речи термины - модельер, модель, фасон, подиум, презентация.
Сентябрь
6-7лет Изготовление эксклюзивной открытки в технике декупаж +декорирование «Самый модный «Галстук я тебе дарю» Расширять знания детей о появлении в мужском гардеробе такого аксессуара как галстук.
Вызвать желание создать экстравагантный галстук папе, в подарок, используя современную технику «декупаж» имитирующую роспись по ткани,
Совершенствовать навыки и умения работы в данной технике.
Развивать дизайнерские способности, воображение, фантазию, образное мышление.
Формировать умение грамотно оперировать профессиональными терминами дизайнера.
Октябрь
3-4 года экскурсия с фотоопаратом «Наша группа» Познакомить с профессией дизайнера интерьера. Выявить сформированные у детей представления о «самом красивом» в интерьере групповых комнат, композиционные способности в процессе моделирования интерьера. Расширять словарный запас, умение использовать, в своей речи термины дизайнер интерьер, декор.
Октябрь
4-5 лет Изготовление и декорирование коллажей, панно, постеров, репродукций «Коллажная лаборатория» Продолжать учить детей экспериментировать с разнообразным художественным материалом.
Учить отбирать нужный материал для воплощения задуманного.
Совершенствовать навыки работы в разных уже знакомых техниках.
Освоить новую технику исполнения современного коллажа.
Развивать творческое воображение, образное мышление, дизайнерские способности.
Развивать чувства композиции, стиля.
Октябрь
5-6 лет Работа в технике декупаж + декорирование «Стильные шторы для кукольного домика» Расширять знание детей о функции назначения штор, с многообразием фактур и дизайном. Совершенствовать навыки и умения детей в работе с техникой декупаж. Воспитывать аккуратность при работе с салфетками для декупажа. Учить выполнять эскиз (рисунок, набросок) будущих штор. Развивать дизайнерские способности, умение творчески подойти к выполнению работы. Формировать художественный вкус при выборе рисунка, колорита и дизайна штор. Формирование чувств авторской компетенции.
Октябрь
6-7 лет Техника коллаж «Творческое задание «Придумай комнату своей мечты» Активизировать творческую деятельность детей.
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для воплощения своих замыслов.
Продолжать развивать композиционные способности в процессе проектирования собственного интерьера.
Продолжать формировать чувство авторской компетентности.
Приучать детей последовательно планировать свою работу, доводить начатое дело до конца.
Воспитывать самостоятельность, инициативность
Ноябрь
3-4 года Скарпбукинг «Авторская открытка – в стиле романтик» Познакомить детей с историей возникновения открытки.
Учить создавать авторскую открытку – ручной работы.
Вызвать интерес к экспериментированию различным художественным материалом и инструментами;
Развивать фантазию, воображение, чувство композиции и стиля.
Совершенствовать ручную умелость.
Продолжать учить продумывать последовательность своей работы и добиваться результата.
Воспитывать чувств авторской компетенции.
Ноябрь
4-5 лет Винтаж + декупаж 6. «Коробочка для секретов» Продолжать формировать устойчивый интерес к дизай-деятельности.
Вызвать интерес к экспериментированию.
Закрепить умение работать в технике винтаж.
Развивать творческое воображение, образное мышление, дизайнерские способности.
Развивать чувства композиции, стиля.
Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Ноябрь
5-6 лет Декорирование баночек из-под кремов в технике винтаж «Шкатулка для мелочей» Продолжать формировать устойчивый интерес к дизай-деятельности.
Вызвать интерес к экспериментированию при создании шкатулки в стиле винтаж.
Закрепить умение и навыки работы в технике винтаж.
Развивать творческое воображение, образное мышление, дизайнерские способности.
Развивать чувства цвета, композиции, стиля.
Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Ноябрь
6-7 лет Фетр Брошь «цветок» Познакомить детей с возможностью изготовления броши из фетра - закреплять навыки шитья, вырезания - воспитывать аккуратность, усидчивость
Декабрь
3-4 года Декоративное рисование «Русский валенок» Познакомить детей с историей традиционной русской обуви - валенок; учить детей рисованию нетрадиционным способом на войлоке. Заинтересовать детей в сохранении традиций; развивать интерес к народному быту. Воспитывать интерес к народному творчеству
Декабрь
4-5 лет Пластилинография «Тапочки для бабушки» расширять знания о домашней обуви; пополнять словарный запас детей; учить детей лепить домашнюю обувь – тапочки без задника из двух частей (подошва и верхняя часть); закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения — пластилинографию; закреплять умение использовать усвоенные раннее приемы соединения частей, сглаживание места скрепления.
Декабрь
5-6 лет Коллаж «Коллаж из силуэтов подошв, следов и обуви» Дать детям понятие о коллаже.
Устанавливать последовательность работы;
Развивать мелкую моторику рук путем формирования навыков работы с бумагой;
Развивать внимание, мышление, воображение, творческую активность.
Декабрь Декорирование из бросового материала «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» Изготовление нестандартного спортивного оборудования «лыжный тандем» для использования в спортивных играх, соревнованиях и НОД по физической культуре в дошкольном учреждении.
Январь
3-4года Конструирование «Короны и кокошники» Формировать у детей умение самостоятельно использовать способ закручивания прямоугольника в цилиндр. Поощрять творческие стремления детей в создании и оформлении поделки,их инициативы в поиске сочетании цвета. Развивать художественно- эстетический вкус
Январь
4-5 лет Изготовление из креповой бумаги «Чудо-шляпки» Развитие мелкой моторики и ручной умелости;
Развитие творческого воображения;
Воспитание понимания детьми качеств и чувств присущих разным полам (гендерное воспитание).
Январь
5-6лет Аппликация, конструирование, моделирование одежды «Головной убор с ненецким орнаментом» Знакомить детей с бытом ненецкого народа, с национальной одеждой ненцев, с орнаментальным разнообразием; развивать интерес к национальной культуре ненцев; воспитывать аккуратность.
Январь
6-7лет Конструирование «Солдатская пилотка» Продолжать учить детей складывать бумагу прямоугольной формы в разных направлениях;
Освоить геометрические понятия: треугольник, прямоугольник, квадрат, угол, горизонтальная и вертикальная линяя;
Развивать внимание, память и пространственное воображение; Закреплять знание о Российской армии;. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за Российскую Армию;
Вызвать желание стать таким же смелым и надежным, как солдаты
Способствовать проявлению чувства патриотизма.
Февраль
3-4 года Беседа Беседа : «Здравствуй, театр» Познакомить детей с таким выразительно-изобразительным средством как графическая сценография. Развивать интерес детей к различным видам искусства
Февраль
4-5 лет Пластилинография Лепка «Шляпа фокусника» Познакомить детей с профессией циркового артиста-фокусника. Совершенствовать навыки работы с пластилином. Развивать воображение.
Февраль
5-6 лет Ручной труд. «Куклы наших бабушек» Познакомить детей с народной обрядовой игрушкой, с историей и традициями на Руси. Активизировать словарный запас новыми словами и понятиями: «кукла-оберег», «кукла-пеленашка», «лоскут», «безликая». Воспитывать любовь к народному искусству
Февраль
6-7 лет Декорирование Маска «Я тебя узнал» Познакомить детей с работой театрального художника-грим ра. Учить подбирать материал для достижения большей выразительности образа. Развивать чувство вкуса.
Выставка детских работ: «Здравствуй, театр!» Обобщить имеющиеся у детей знания о театре. Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров, национальную гордость за мастерство и талант русского народа.
Март
3-4года Декупаж+декорирование «Приглашение на праздник» Систематизировать представление детей о профессии дизайнера; обобщить знания дошкольников об элементах традиционного русского костюма (головных уборах) и новой технике декорирования (декупаже, воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины;
Инициировать самостоятельный поиск способов украшения объемных изделий, формировать умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел, развивать чувство формы, цвета (подбирать гармоничные цветосочетания) и композиции (строить узор, чередуя декоративные элементы, развивать мелкую моторику рук, пространственные представления, целостность восприятия предмета. Развивать связную, грамматически правильную речь; Развивать творческие, коммуникативные способности и эстетический вкус;
Март
4-5лет Декоративное рисование «Афиша» Познакомить с профессией художника оформителя. Рассказать о разнообразии видов его деятельности. Остановиться на творчестве художников – оформителя. Вызвать радостные ассоциации, настроение
Март
5-6 лет Декоративное рисование «Книжный театр» Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик, желание создать живописную композицию на основе мысленного воссоздания объекта. Овладеть действием моделирования, передать структуру предмета. Развивать познавательную активность.
Март
6-7 лет Техника айрис фолдинг «Приглашение на карнавал» Учить создавать открытки – приглашения используя различные изобразительные материалы; развивать фантазию; воспитывать доброе отношение к близким
Апрель
3-4 года Аппликация, рисование, художественная аранжировка «Нарядный фантик для конфеты» учить создавать узор для фантика с учётом формы и размера конфеты, знакомить с работой художника – дизайнера росписи; развивать фантазию, воображение, композиционные способности; воспитывать аккуратность.
Апрель
4-5лет Декоративное рисование: «Роспись дымковской игрушки» Познакомить детей с элементами дымковской росписи. Учить детей самостоятельно выбирать узор для росписи игрушки. Развивать чувства ритма и цвета.
Выставка детских работ на тему «Дымковская игрушка» Продолжать знакомить детей с работой дизайнера-оформителя. Учить расставлять экспонаты на выставке. Развивать эстетические способность
Апрель
5-6лет (из бумаги, фольги, бросового материала). «Изготовление ювелирных украшений» Развитие конструктивных навыков, мелкой моторики, воображения, аккуратности, умения доводить дело до конца
Апрель
6-7 лет Плетение из природного материала «Нарядные бусы и браслеты от дедушки Лукони» Вызвать у детей интерес к созданию украшений (бус, ожерелий, браслетов) из природного материала (ягод рябины, желудей, мелких шишек, семян) в масштабе «на себя» по двум меркам (шея, рука). Уточнить представление об орнаменте. Создавать условия для свободного переноса алгоритма, включающегося два-три чередующегося элемента, в разные смысловые контексты. Учить пользоваться иголкой нанизывать ягоды и семена на нитку, создавая орнамент. Развивать чувство формы, ритма, композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Май
3-4 года Квилинг «Цветущая весна» Ознакомить детей с понятием «сезонный декор» - способствовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени -Закреплять навыки вырезания, умения работать с контурными красками
Май
4-5 лет Аппликация из ткани, художественная аранжировка) «Гроздья рябины» учить вырезать из ткани силуэты ягод и листьев; развивать у детей чувство композиции; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в коллективном творчестве
Май
5-6 лет Коллаж, художественная аранжировка «Дизайн клумбы» учить созданию декоративной композиции – коллажа с использованием приёмов творческого конструирования, аппликации и росписи; развивать чувство композиции; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в коллективном творчестве.
Май
Фитодизайн «Корзина с цветами» Научить создавать цветы из атласных лент;
научить оформлять ими корзину.
развивать творческие способности, мелкую моторику рук;
развивать навыки работы с материалом и инструментам
.воспитывать доброжелательность, трудолюбие
воспитывать у учащихся навыки культуры труда. : точности, аккуратности, экономного расхода материалов.
Выставка детских работ: «Юные дизайнеры» Закрепить знания о работе дизайнера оформителя. Продолжать учить детей красиво расставлять экспонаты на выставке, находить правильное место для каждой работы. Развивать эстетику