Анна Щукина
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ и их роль в формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогика сотрудничества в создании и реализации
программы ДОУ №16 «Здоровье» и оздоровительной технологии.
Создание оздоровительной технологии стало бы невозможным без поддержки этого начинания всем коллективом детского сада и родителями воспитанников. (Приложение 50,51). Очень важно, чтобы в значимость этой идеи поверили сами педагоги. С этой целью использовались различные формы работы : беседы, консультации, семинары, проводились тренинги. После работы с педагогическим персоналом мы перешли к следующему этапу – привлечению родителей. Именно сотрудничество с семьей является важным условием реализации оздоровительной программы с оздоровительной технологией. При поступлении ребенка в детский сад, мы даем информацию родителям о том, какие мероприятия проводятся в ДОУ №16 для сохранения и укрепления здоровья дошкольников. В группе раннего возраста и первых младших группах действует школа «Молодой матери». Медицинские сестры и педагоги ДОУ объясняют мамам и папам позицию коллектива в вопросе воспитания здорового дошкольника, приглашают к участию в жизни группы. Основная задача ДОУ №8 – найти в родителях единомышленников, активных помощников в проведении оздоровления детей. Однако, обозначилось и проблемное поле:
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ и их роль в формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни» размещена в разделах
1. расширение объема содержания занятий;
2. поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей и их родителей;
3. поиск привлекательных эмоционально, для детей и их родителей, форм получения информации о здоровом образе жизни.
Цели работы ДОУ №16 по воспитанию у детей и их родителей положительного отношения к здоровому образу жизни :
• Психолого-педагогическое просвещение педагогов с целью формирования знаний об особенностях и своеобразии развития детей, устойчивой потребности в обеспечении своего здоровья и здоровья детей.
• Сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с методическими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
• Физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
• Приобщение детей к спорту, воспитание потребности в движении и активном образе жизни.
• Воспитание валеологической культуры, осознанного отношения ребенка и его родителей к здоровому к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье, развитие умений оберегать его.
• Обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Одним из направлений деятельности ДОУ №16 является создание здоровье сберегающего пространства, сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.
Определились этапы работы:
1. выявление цели, постановка задач;
2. определение программно-методического обеспечения с целью расширения объема содержания;
3. подбор более эффективных методов и приемов для реализации цели.
Исходя из изложенного, перед педагогическим коллективом детского сада в 2007-2009 учебных годах были поставлены задачи:
1. Уточнить, расширить и конкретизировать представления педагогов о системе работы по формированию здоровому образу жизни у детей и их родителей путем активизации познавательной деятельности.
2. Систематизировать цикл познавательных занятий, которые знакомят детей с работой организма человека, поддержанием собственного здоровья.
3. Расширить и еще более конкретизировать сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка.
В старшем дошкольном возрасте еженедельно педагог ОБЖ проводит занятия, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе. (Приложение 38,39). По форме проведения эти занятия разнообразны : «круглые столы», дидактические игры, самостоятельные исследования, КВН, игровые познавательные программы. Дети без особых усилий усваивают знания о строении организма, приобретают первоначальные навыки ОБЖ.
Глубокое и точное представление формируется у детей, когда знания они получают через цикл последовательных занятий. (Приложение 19). Занятия проводятся в игровой форме, каждое последующее начинается с закрепления полученных ранее знаний. Непременное условие – позитивный эмоциональный настрой детей. На занятиях широко используются художественные произведения – литературные и изобразительные. Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, желание подражать любимым героям. (Приложение 20, 22). Например, стихи для малышей Н. Пикулевой и М Дружининой, «Мойдодыр» К. Чуковского с иллюстрациями В. Конашевича, книги Г. Юдина «Главное чудо света» и М. Москвиной «Приключение Олимпионика», «Неболейка» И. Соковня и «Румяные щечки» С. Прокофьевой (Приложение 21).
В воспитательно- образовательном процессе положительное влияние оказывает музыкально-звуковое окружение для развития творческой, деятельностной сторон личности ребенка. Правильно организованная музыкально-звуковая и художественно-эстетическая среда ведет к оздоровлению детей и эстетизации их жизнедеятельности. (Приложение 23,24).
Для того, чтобы работа по оздоровлению детей и воспитанию у них и их родителей осознанного отношения к здоровому образу жизни оказывала положительное влияние и давала результаты, много внимания мы уделяем планированию. Исходя из собственного опыта работы нами был составлен перспективный план работы «Содержание участия сотрудников и родителей в укреплении здоровья детей». (Приложение 10).
Мы понимаем, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности всех форм оздоровительной работы с детьми и их родителями. Именно поэтому мы планируем и организуем различные формы работы с коллективом повышению компетентности в области формирования у детей здорового образа жизни : семинары, встречи за круглым столом, консультации, педсоветы. В детском саду в течении года организован обмен опытом педагогов по этой теме. В результате педагоги стали использовать в работе с детьми и их родителями новые эффективные методы и приемы: экспериментирование, создание проблемных ситуаций, моделирование