Елена Амбарцумян
Роль игры в формировании сознательного отношения к природе
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игры в формировании сознательного отношения к природе
В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Одна из причин это плохая экология. Сохранить здоровье и обеспечить здоровый образ жизни людей возможно, обеспечивая жизнедеятельность детей на физиологическом, психологическом и социальном уровне. Но установка на здоровье, а соответственно и на здоровый образ жизни не проявляется сама собой, а развивается в результате определенного и педагогического воздействия, в связи с этим необходимо обеспечить экологическое воспитание с самого детства.
Публикация «Роль игры в формировании сознательного отношения к природе» размещена в разделах
Основная моя задача при совместной деятельности - заложить основы правильного экологического воспитания на материале, понятном и доступном детям. Развивающая среда в моей группе создана для развития самостоятельной и совместной деятельности с педагогом. После совместной деятельности по валеологии и экологии дети закрепляют полученные знания о животных, растениях, человеке и т. д. в свободной деятельности. Чтобы совместная деятельность была привлекательной и ненавязчивой для детей, я использую различные формы и методы работы с детьми. Использую интерактивные технологии. Проводим исследовательские (экспериментальные работы, НОД, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по участку, беседы и многое другое.
Дети, как и все люди лучше запоминают информацию ту, которая им очень интересна.
Здесь как нельзя лучше помогает игра. Ведь самой оптимальной формой работы с детьми является игра. Игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности, потому что играя, дети активно действуют, думают, развиваются. Данное направление работы придает НОД эмоциональную окраску, наполняют яркими красками, делают их живыми и интересными для детей. Развивают у детей самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие знаний о природе и человеке. Игра- есть своего рода, средство познания ребёнком действительности. Чтобы систематизировать экологические игры для лучшего усвоения знаний, я поделила их на:
1) Подвижные игры, которые совершенствуют координацию движений, развивают двигательные навыки и умения, развивают силу и выносливость. Здесь идет закрепление представлений о природе.
2)Пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику рук, которая влияет на развитие речи.
3)Сюжетно-ролевые игры приобщают детей к миру взрослых людей, расширяют и уточняют представление о животных, здоровье человека.
4) Дидактические игры : в них входят: разрезные картинки, настольные игры, словесные игры. Они формируют мыслительные способности, развивают внимание, память, логику, а также воспитывают экологическую культуру детей.
5) Игры-путешествия, которые помогают познавать мир, развивают воображение, закрепляют знание о лесе, о реках и морях, о планетах.
В играх я использую игрушки заместители- это помогает развивать воображение детей. Например: обруч- это солнце, озеро, планета, часы. Использую красочный демонстративный материал к каждой теме. Использую различных кукол -героев.
Когда я готовлюсь к НОД по экологии и валеологии, я подбираю несколько игр, которые объединяет одна тема, например:" Воздух"
Игры :
-"Волшебная змейка" (подвижно-коммуникативная игра)
- "Ветерок" (подвижная игра)
-"Вредители воздуха"(дидактическая игра)
Такие игры проводятся в совместной деятельности с детьми.
Проводим опыт из 4 серий: "Поиск воздуха" :
Выводы:1. Везде вокруг нас есть воздух.
2. Под воздействием воздуха двигаются предметы.
3. В почве тоже есть воздух.
4. В воде тоже есть воздух.
Практика показала, что лучше объединять игры для усвоения и закрепления знаний, для развития творчества, воображения, формирования культуры поведения. Благодаря подобным занятиям у детей развиваются любознательность, наблюдательность, эстетические и этические чувства, развиваются способности видеть красоту природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому, которые являются основой экологического отношения к природе.
Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь начинается. Однако несомненно первые крупицы экологических знаний необходимы. Они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать её. Но главное положат начало осознанному отношению к природе.