Татьяна Онтужева
Консультация для воспитателей «Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная дошкольная педагогическая наука и практика ставят задачи создания наиболее эффективных условий для улучшения закономерности развития творчества в дошкольном возрасте. Особое значение приобретают вопросы формирования интеллектуальных умений и творческого воображения. Эти требования учтены в разработке новых подходов, методик и программ образования, воспитания и развития ребёнка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Наш детский сад работает по образовательной программе «Детство». Эта программа ставит важнейшие задачи по созданию благоприятных условий для самовыражения, максимальной реализации потенциальных возможностей дошкольников. Их решение связано с созданием условий для творческой активности, стимулирования воображения, желание включаться в деятельность творческой направленности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, которые существенно влияют на умственное развитие ребёнка.
На основании новых направлений я уделяю большое внимание познавательному развитию, а именно - развитию у детей логико-математических представлений посредством игровой деятельности.
Для решения этих задач всю свою работу я построила с учетом возрастных особенностей воспитанников, в образовательную деятельность включила разные виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение).
В программе «Детство» задачи по развитию творческих проявлений дошкольников в математической деятельности представлены автором З. А. Михайловой, чей опыт и методические разработки я использую в своей работе по организации развивающих игр.
Детей своей группы я знакомлю с уникальными по своим возможностям дидактическими материалами: логическими блоками Дьенеша и счётными палочками Кюизенера, а так же с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с ними.
На протяжении нескольких лет я наблюдала и изучала возможности творческих проявлений и умственного развития при обучении детей дидактическим играм с палочками Кюизенера, логическими блоками Дьенеша, квадратом Воскобовича и играм головоломкам на преобразование фигур.
Для успешной реализации моей деятельности были созданы соответствующая развивающая среда, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов, условия для организации игр, а также спокойная доброжелательная атмосфера, в которой могут проявляться задатки и способности ребенка.
Я считаю, что среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста, а также предполагают гибкость и вариативность их применения. Чему учат развивающие игры.
Развивающие игры математического содержания:
•Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером.
• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
•Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
• Развивают познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю;
•Развивают творческие способности детей.
В своей работе я использую развивающие игры математического содержания и различные головоломки. Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство, являются наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики. Знакомство детей с логическими блоками проходит в несколько этапов. Блоки Дьенеша я начала использовать с младшей группы, т. к. это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно решать следующие задачи: ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом, толщиной («Посади цветы на клумбу», «Где чей гараж?», «Геометрическая мозаика»); развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию («Засели домики», «Построй дом»). На начальном этапе работы, прежде чем приступить к играм, я предоставляю детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Далее я знакомлю детей со свойствами геометрических фигур (вначале с одним свойством, затем с другими, закрепляли эти знания, как в совместной с воспитателем деятельности, так и в свободных играх - «Лепим нелепицы», «Геометрическая мозаика», «Выложи цепочку» и т. д. В среднем возрасте я постепенно начала вводить карточки-символы обозначающие свойства предметов - игры «Садовник», «Угостить кукол печеньем», «Магазин игрушек». Дети с интересом отреагировали на новшество, и длительное время интерес сохранялся. В старшем возрасте детей знакомила с новой игрой - «Игры с обручами» (круги Эйлера, и вводила их постепенно. Знакомила детей с делением множества на группы по нескольким свойствам.
Также знакомила со своей работой и родителей. Некоторые из них с данными заданиями справлялись с трудом и удивлялись успехам детей.
Совместная деятельность ребёнка и взрослого помогает открыть пространственно-количественные характеристики не столь очевидные для детей, как цвет, форма, размер.
К эффективным учебно-игровым пособиям умственного развития дошкольника относятся игры-головоломки, наиболее часто используемые «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», игры Воскобовича - «Волшебный квадрат», «Прозрачные цифры», «Три квадрата», «Математический планшет» и другие. Эти игры развивают пространственное воображение, логическое и интуитивное мышление.
Мне хотелось бы заострить ваше внимание на играх Воскобовича. Эти игры рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, но я пыталась знакомить с этими играми и детей среднего возраста. Справлялись с ними единицы.
Образовательную деятельность с детьми я строила в виде путешествий, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной с детьми:
•«Путешествие в город геометрических фигур», где я использовала
блоки Дьенеша, «Сложи квадрат», кубики Никитина. С кубиками Никитина знакомила детей в сказочно-игровой форме: складывали домики для матрешек, строили заборчики для зоопарка, елочку для отдыха в лесу;
•«Путешествие в город веселых мастеров», где я использую палочки Кюизенера, счетные палочки. В играх со счетными палочками у детей развивается не только смекалка, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности. Как из квадрата получить 2 треугольника, а из 7 палочек построить 2 квадрата? Работая с палочками у детей, развивается мелкая моторика рук;
•«Путешествие на остров заколдованных камней», где я использую игры «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм». Суть этих игр состоится в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образцу или замыслу. С игрой «Танграм» я познакомила ребят через сказки «Заюшкина избушка», «Кто сказал мяу?». С игрой «Колумбово яйцо» знакомила через сказку В. Сутеева «Цыпленок и утенок», «Курочка ряба». Дети из расколовшегося яйца складывали разные фигуры.
•«Путешествие в Фиолетовый лес», где использую такие игры, как: «Квадрат Воскобовича», «Три квадрата», «Прозрачные цифры». С этой игрой я знакомила детей, через сказку «Тайна ворона Метра» из цикла «Легенды Фиолетового Леса». Дети с большим интересом наблюдали за волшебным превращением квадрата.
На данном этапе мы можем подвести следующие итоги:
Я считаю, что проделанная мною работа позволила решить проблемные вопросы и достигнуть поставленной цели в работе с детьми:
- мои воспитанники легко и успешно осваивают содержание программы «Детство», а особенно раздел «Первые шаги в математику» образовательной области «Познание»;
- учителя младших классов отмечают, что выпускники нашего детского сада демонстрируют высокую успешность в решении логических задач, а также гибкость и беглость мышления;
- в результате наблюдения видно, что проведенная работа стимулирует развитие любознательности, познавательного интереса, формирует стремление к самостоятельному творческому поиску и творческую смелость у детей;
- в процессе игровой деятельности у детей развиваются : умения самостоятельно организовать совместную игру; коммуникативные способности; навыки разрешения конфликтных ситуаций; умение дать оценку своей работе и полученному результату.
Кроме того, игра воспитывает умение доводить дело до конца, формирует привычку ответственно относиться к своему рабочему месту.
Итак, математические игры позволяют на доступном детям математическом материале, с опорой на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.