Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности»

Татьяна Онтужева
Консультация для воспитателей «Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Современная дошкольная педагогическая наука и практика ставят задачи создания наиболее эффективных условий для улучшения закономерности развития творчества в дошкольном возрасте. Особое значение приобретают вопросы формирования интеллектуальных умений и творческого воображения. Эти требования учтены в разработке новых подходов, методик и программ образования, воспитания и развития ребёнка.

Публикация «Консультация для воспитателей „Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности“» размещена в разделах

Наш детский сад работает по образовательной программе «Детство». Эта программа ставит важнейшие задачи по созданию благоприятных условий для самовыражения, максимальной реализации потенциальных возможностей дошкольников. Их решение связано с созданием условий для творческой активности, стимулирования воображения, желание включаться в деятельность творческой направленности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, которые существенно влияют на умственное развитие ребёнка.

На основании новых направлений я уделяю большое внимание познавательному развитию, а именно - развитию у детей логико-математических представлений посредством игровой деятельности.

Для решения этих задач всю свою работу я построила с учетом возрастных особенностей воспитанников, в образовательную деятельность включила разные виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение).

В программе «Детство» задачи по развитию творческих проявлений дошкольников в математической деятельности представлены автором З. А. Михайловой, чей опыт и методические разработки я использую в своей работе по организации развивающих игр.

Детей своей группы я знакомлю с уникальными по своим возможностям дидактическими материалами: логическими блоками Дьенеша и счётными палочками Кюизенера, а так же с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с ними.

На протяжении нескольких лет я наблюдала и изучала возможности творческих проявлений и умственного развития при обучении детей дидактическим играм с палочками Кюизенера, логическими блоками Дьенеша, квадратом Воскобовича и играм головоломкам на преобразование фигур.

Для успешной реализации моей деятельности были созданы соответствующая развивающая среда, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов, условия для организации игр, а также спокойная доброжелательная атмосфера, в которой могут проявляться задатки и способности ребенка.

Я считаю, что среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста, а также предполагают гибкость и вариативность их применения. Чему учат развивающие игры.

Развивающие игры математического содержания:

•Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером.

Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.

•Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

Развивают познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю;

•Развивают творческие способности детей.

В своей работе я использую развивающие игры математического содержания и различные головоломки. Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство, являются наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики. Знакомство детей с логическими блоками проходит в несколько этапов. Блоки Дьенеша я начала использовать с младшей группы, т. к. это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно решать следующие задачи: ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом, толщиной («Посади цветы на клумбу», «Где чей гараж?», «Геометрическая мозаика»); развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию («Засели домики», «Построй дом»). На начальном этапе работы, прежде чем приступить к играм, я предоставляю детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Далее я знакомлю детей со свойствами геометрических фигур (вначале с одним свойством, затем с другими, закрепляли эти знания, как в совместной с воспитателем деятельности, так и в свободных играх - «Лепим нелепицы», «Геометрическая мозаика», «Выложи цепочку» и т. д. В среднем возрасте я постепенно начала вводить карточки-символы обозначающие свойства предметов - игры «Садовник», «Угостить кукол печеньем», «Магазин игрушек». Дети с интересом отреагировали на новшество, и длительное время интерес сохранялся. В старшем возрасте детей знакомила с новой игрой - «Игры с обручами» (круги Эйлера, и вводила их постепенно. Знакомила детей с делением множества на группы по нескольким свойствам.

Также знакомила со своей работой и родителей. Некоторые из них с данными заданиями справлялись с трудом и удивлялись успехам детей.

Совместная деятельность ребёнка и взрослого помогает открыть пространственно-количественные характеристики не столь очевидные для детей, как цвет, форма, размер.

К эффективным учебно-игровым пособиям умственного развития дошкольника относятся игры-головоломки, наиболее часто используемые «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», игры Воскобовича - «Волшебный квадрат», «Прозрачные цифры», «Три квадрата», «Математический планшет» и другие. Эти игры развивают пространственное воображение, логическое и интуитивное мышление.

Мне хотелось бы заострить ваше внимание на играх Воскобовича. Эти игры рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, но я пыталась знакомить с этими играми и детей среднего возраста. Справлялись с ними единицы.

Образовательную деятельность с детьми я строила в виде путешествий, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной с детьми:

«Путешествие в город геометрических фигур», где я использовала

блоки Дьенеша, «Сложи квадрат», кубики Никитина. С кубиками Никитина знакомила детей в сказочно-игровой форме: складывали домики для матрешек, строили заборчики для зоопарка, елочку для отдыха в лесу;

«Путешествие в город веселых мастеров», где я использую палочки Кюизенера, счетные палочки. В играх со счетными палочками у детей развивается не только смекалка, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности. Как из квадрата получить 2 треугольника, а из 7 палочек построить 2 квадрата? Работая с палочками у детей, развивается мелкая моторика рук;

«Путешествие на остров заколдованных камней», где я использую игры «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм». Суть этих игр состоится в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образцу или замыслу. С игрой «Танграм» я познакомила ребят через сказки «Заюшкина избушка», «Кто сказал мяу?». С игрой «Колумбово яйцо» знакомила через сказку В. Сутеева «Цыпленок и утенок», «Курочка ряба». Дети из расколовшегося яйца складывали разные фигуры.

«Путешествие в Фиолетовый лес», где использую такие игры, как: «Квадрат Воскобовича», «Три квадрата», «Прозрачные цифры». С этой игрой я знакомила детей, через сказку «Тайна ворона Метра» из цикла «Легенды Фиолетового Леса». Дети с большим интересом наблюдали за волшебным превращением квадрата.

На данном этапе мы можем подвести следующие итоги:

Я считаю, что проделанная мною работа позволила решить проблемные вопросы и достигнуть поставленной цели в работе с детьми:

- мои воспитанники легко и успешно осваивают содержание программы «Детство», а особенно раздел «Первые шаги в математику» образовательной области «Познание»;

- учителя младших классов отмечают, что выпускники нашего детского сада демонстрируют высокую успешность в решении логических задач, а также гибкость и беглость мышления;

- в результате наблюдения видно, что проведенная работа стимулирует развитие любознательности, познавательного интереса, формирует стремление к самостоятельному творческому поиску и творческую смелость у детей;

- в процессе игровой деятельности у детей развиваются : умения самостоятельно организовать совместную игру; коммуникативные способности; навыки разрешения конфликтных ситуаций; умение дать оценку своей работе и полученному результату.

Кроме того, игра воспитывает умение доводить дело до конца, формирует привычку ответственно относиться к своему рабочему месту.

Итак, математические игры позволяют на доступном детям математическом материале, с опорой на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.

Публикации по теме:

«Детские исследования в логико-математической деятельности старших дошкольников» Исследовательская деятельность в детском саду. Эта фраза наверняка у многих вызовет улыбку. Возможна ли вообще такая деятельность для детей.

Педагогическая поддержка развития личности ребёнка посредством художественного образованияПедагогическая поддержка развития личности ребёнка посредством художественного образования Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования дошкольной ступени, набирает темпы создание новых форм.

Консультация «Педагогическая поддержка в развитии предпосылок к игровой деятельности у детей раннего возраста» В начале своей работы я ставила следующие задачи: • Подобрать доступные произведения устного народного творчества с учетом возрастных особенностей.

Доклад «Роль логико-математических игр в интеллектуальном развитии дошкольников» На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая форма работы, как занятие, теряет свою актуальность.

Методическая разработка «Педагогическая поддержка семьи в воспитании детей раннего возраста» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области Академия социального управления.

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов "Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. " Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.

Психолого-педагогическая поддержка ребенка в период адаптации к ДОУ Адаптация ребенка к детскому саду — непростой процесс для всех: самого ребенка, его родителей и воспитателей. Основная ответственность за.

Психолого-педагогическая поддержка семьи как условие развития детей дошкольного возраста В современном российском обществе все больше внимания уделяется семье. Изменились приоритеты. Отныне признается не воспитание члена общества,.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в контексте реализации ФГОС до Психолого-педагогическая поддержка семьи в контексте реализации ФГОС ДО Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил.

Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня Консультация для педагогов «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня». Каждый дошкольник- маленький исследователь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности»
Опубликовано: 25 сентября 2015 в 16:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Онтужева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД