Надежда Иванова
Педагогическая находка «Организация работы по взаимодействию с семьями детей раннего возраста»
«Организация работы по взаимодействию с семьями детей раннего возраста в «Школе МАМ» с использованием инновационных форм и педагогической игровой технологии с целью вовлечения родителей в создание единого культурно-образовательного пространства для малышей»
МАДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида»
Воспитатель: Иванова Н. Н.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Обоснование актуальности и перспективности идеи ….
2. Концептуальность идеи…. ….
3. Цель …
4. Формы работы…
5. Результативность…
6. Трудности и проблемы при использовании данной идеи….
7. Перспектива….
Публикация «Педагогическая находка „Организация работы по взаимодействию с семьями детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
8. Адресность педагогической идеи…
9. Заключение…
10. Теоретическая база…
11. Конспект занятия…
Обоснование актуальности и перспективности идеи
От того, как прошло детство,
Кто вел ребенка за руку в детские годы,
Что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира - от этого в решающей
степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения.
Новизна отношений определяется понятиями «Сотрудничество» и «Взаимодействие».
Семья и дошкольное учреждение-два важных института социализации детей (особенно это важно в раннем возрасте). Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но - к сожалению, далеко не всегда готовы откликнуться на самые различные инициативы детского сада. Концептуальность идеи-социальный анализ состава семьи, который поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной и подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Основной целью взаимодействия педагога-воспитателя с семьей является создание единого пространства или алгоритма «Родители-дети-педагоги».
Оптимальной и приемлемой формой для взаимодействия с семьей и вовлечения родителей в единое образовательное пространство оказалась работа в «Школе МАМ». Целью моей деятельности, как педагога-создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду, установление партнерских, доверительных и уважительных отношений между педагогом и родителем, оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышение компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей; непрерывное повышение компетентности педагога в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и детского сада.
Новизна этих отношений определяется понятиями «Сотрудничество» и «Взаимодействие».
Сотрудничество - общение на «равных», где никто не указывает, не контролирует, не оценивает.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основе социальной перцепции и с помощью общения.
Работа в «Школе МАМ» дала возможность перейти к новым формам отношений родителей и педагогов :
Открытость дошкольного учреждения «внутрь» и открытость «наружу».
«Открытость внутрь» - вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, когда родители и члены их семей принимают активное участие в жизни сада.
«Открытость наружу» - означает, что детский сад открыт и готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами и вовлекать родителей к участию в конкурсах.
Целью моей работы в «Школе МАМ» является – вовлечение родителей в создание единого культурно-образовательного пространства «Детский сад-семья». Решая эту задачу с педагогами детского сада, я продумываю новые формы и методы работы с родителями.
Наряду с традиционными (родительские собрания, консультации, беседы) использую нетрадиционные формы общения, которые направлены на установление неформальных контактов и привлечение внимания родителей к детскому саду. Мною выделены следующие формы:
Информационно-аналитические, познавательные, культурно-досуговые, наглядно-информационные.
Информационно-аналитические использую с целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Сюда относятся такие формы, как проведение социологических срезов, анкетирование, проведение опросов, «почтовый ящик».
Культурно-досуговые формы использую для установления контакта между родителями, детьми и педагогом. Это участие в праздниках, театрализациях, досугах, участие в выставках и тесное взаимодействие с музыкальным руководителем.
Познавательные формы я использую с целью ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, а также формированию у родителей практических навыков в воспитании детей.
В результате плодотворной работы с семьями родители принимают активное участие в РПДС (выступают с докладами, обмениваются опытом с педагогами, участвуют в педсоветах и других мероприятиях.
Наглядно-информационные формы я подразделяю на две группы:
информационно-ознакомительные
информационно-просветительские.
Их целью является ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Они выражаются в виде «Дней открытых дверей», открытых просмотров образовательной деятельности, досугов, выпуска газет. Для реализации содержания этой работы использую коллективные и индивидуальные формы деятельности.
Одной из успешных форм взаимодействия ДОУ и семьи в нашем детском саду стала «Школа МАМ». Благодаря совместной работе с родителями, и вовлечению их в единое образовательное пространство, в культурно-досуговую деятельность нам удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, завоевать их доверие, разбудить желание поделиться с педагогами своими мыслями и идеями, найти оптимальные способы решения проблем в воспитании конкретной личности в детском саду и дома. Совместно с родителями организовываем тематические выставки «Книжки-малышки», «Веселые овощи», «Весенняя палитра» и многие другие.
Одной из самых любимых форм взаимодействия детского сада и семьи является культурно-досуговая деятельность. Родители с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях, проводят совместно с педагогами досуги, спортивные развлечения для малышей, участвуют в конкурсах. Были конечно и трудности,так как не всегда удавалось привлечь родителей в какой-либо образовательный проект, пассивность родителей, недоверие, но постепенно,при организации работы в «Школе МАМ» родители увидели, что мы в их лице ищем партнеров и соратников, они из «наблюдателей» перешли в разряд активных деятелей и помощников. Живое общение с мамой или папой приносит детям особую радость, особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника лучше понимают своих детей, их желания и интересы. В перспективе имеется возможность организации интерактивных досуговых мероприятий с вовлечением родителей. Это такие формы работы, как мастер-классы, собрания-конкурсы, детско-родительские проекты, родительские конференции. Методы активизации предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания активно участвовать в мероприятиях (педсоветы, семинары-практимумы).
Современные формы работы с семьями воспитанников в соответствии с новой философией взаимодействия детского сада и семьи имеют неоспоримые и многочисленные преимущества. Это – положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что педагог всегда им поможет в решении проблем и не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения родителей в решении педагогических проблем. Педагог постоянно поддерживает связь с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника, учитывает их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Родители самостоятельно могут выбрать и формировать (еще в раннем и младшем дошкольном возрасте) направление в развитии и воспитании своего ребенка. Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения и возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье дает возможность учета типа семей, стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работы с родителями. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой, так как они сами являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса. Для эффективности развития детей с раннего возраста мы предложили родителям малышей вместе с нами изучить педагогическую игровую технологию, которая способствует развитию ЗКР, оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой и тонкой моторики пальцев и кистей рук.
Педагогическая игровая технология – обширная группа методов и приемов, организация педагогического процесса через разные формы педагогических игр. В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком, четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризующие познавательной направленностью.
Цель игровой технологии: не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Применение педагогических игровых технологий требует соблюдения основных принципов:
отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру
развитие игровой динамики
поддержание игровой деятельности
взаимосвязь игровой и неигровой деятельности
переход от простейших игр к более сложным
Таким образом, я нахожу, что игровая технология применима во всех видах деятельности образовательного процесса.
Сегодня я хочу представить использование игровой технологии с детьми раннего и младшего возраста с привлечением родителей при развитии ЗКР, так как данный раздел выделяется, как ведущая линия развития речи у малышей.
Для полноценного развития звуковой культуры речи детей обогатила предметно-развивающую среду:
подобрала и изготовила картотеку дидактических игр/речевых упражнений
вместе с родителями в группе оборудовали центр сенсорики, где имеются:
звучащие игрушки
музыкальные инструменты молоточки /металлофон/ деревянные ложки и др.
театры: настольный/плоскостной/на ложках/на прищепках/на фланели/ куклы и др.
дидактические/пальчиковые/развивающие/ на закрепление цвета, формы, величины игры:
блоки Дьенеша
палочки Кюизенера
кубы-вкладыши/
цветовые дорожки
песок/крупы и др. пособия
Игры с этими предметами вызывали у детей эмоциональный отклик, желание активно действовать с куклами, ложками, молоточками, сопровождая свои действия речью.
С этой целью я ежедневно включаю 1-2х минутные комплексы пальчиковой гимнастики, пальчиковые игры в режимные моменты (после зарядки, после сна как паузы отдыха). Я, считаю, что в данном возрасте пальчиковые игры очень эффективны. Играем с малышами в дидактические игры на звукоподражание голосов животных: «Волшебный кубик», «Звучащая книга», «Кто как кричит», «Чей домик» и другие.
Играем в музыкальные игры, в которых у детей есть возможность играть на музыкальных инструментах, развивать тонкую моторику пальцев и кистей рук. В игровой форме закрепляется звукопроизношение твердых и мягких звуков (журчит ручеек, течет вода из крана, шумит ветер, капает дождик, пищит комарик, жужжит шмель и т. д.) в результате чего формируется темп и тембр речи. Использую также, словесные игры в ходе которых формируется звуковая сторона речи. Дети с удовольствием выполняют игры-упражнения на звукоподражание с имитацией движений, где они повторяют слова и фразы в которых встречается осваиваемый звук. Для развития слухового восприятия провожу с детьми игры со звучащими игрушками, а для правильного дыхания использую дыхательную гимнастику, игры с предметами: «Бабочка», «Листики», «Ветерок» и др. ; игры-имитации: «Насос», «Дровосеки», «Гудок», когда ребенок имитирует тот или иной предмет, произнося звук на выдохе.
Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса, выработка дикции) происходит во время проведения игр-драматизаций, таких как «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Теремок», хороводных игр, которые показывают эффективность применения «педагогической игровой технологии» с маленькими детьми для активизации и развития их речи. Очень полезны для развития речи и артикуляции звуков игры с прищепками, с песком и водой, сенсо-моторные игры и рисование на крупе, которые способствуют развитию тактильных ощущений и развивают речевой аппарат.
Хочу сказать, что в какие бы игры не играли наши дети, нужно быть не над ними, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребенка, учитывать его индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре, создает условия, где сам ребенок становится активным и полноценным участником образовательного процесса, что отвечает задачам и требованиям ФГОС ДО.
«Игра порождает свободу, довольство, покой в себе и около себя, с окружающим миром».
Теоретическая база
В своей работе мы использовали :
"Успех" : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др.
Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: пособие для педагогов/авт. Т. В. Башаева
Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому/авт. В. Г. Дмитриева
200 упражнений для развития общей и мелкой моторики: пособие для педагогов и родителей/авт. Е. А. Солнцев
Приложение 1
Предметно-развивающая среда, сделанная своими руками
Конспект занятия в «Гостях у сказки»
Цель: создать условия для развития связной речи в различных видах детской деятельности (сенсо – моторные игры, дидактические, сюжетно – отобразительные с предметами-орудиями) через театрализацию сказки «Теремок».
Задачи: обучающие, развивающие, воспитательные.
Образовательная область «Речевое развитие» :
Развивать компоненты устной речи.
Формировать умение называть героев сказки.
Отработать умение отвечать на простые вопросы воспитателя по содержанию, развивать слуховое, зрительное внимание, память, мышление.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
Развивать умение общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Узнавать и называть персонажей сказки, выполнять игровые действия с ними, воспитывать желание детей помогать в трудной ситуации, сопереживать, дружеское отношение друг к другу.
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Развивать у детей познавательный мотив к персонажам сказки «Теремок».
Развивать сенсорные способности- называть цвет, различать предметы по величине.
Развивать зрительное восприятие через действия с предметами.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Продолжать знакомить с книжной культурой, формировать навык узнавания на слух текста сказки.
Расширять представление о русских народных сказках.
Приобщать детей к художественной литературе и фольклору.
Развивать способности эмоционального восприятия произведения, словесного и музыкального искусства, развивать воображение и творческую активность.
Образовательная область «Физическое развитие» :
Развивать и обогащать двигательный опыт.
Побуждать к самостоятельной и творческой деятельности при выполнении игровых двигательных упражнений.
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие
социально – коммуникативное
познавательное
художественно-эстетическое
физическое развитие
Виды деятельности:
игровая
коммуникативная
восприятие х/л и фольклора
двигательная
музыкальная
конструирование
Формы организации : групповая, индивидуальная.
Предварительная работа :
чтение русских народных сказок и потешек
рассматривание иллюстраций
просмотр кукольных театров
участие детей в играх-драматизациях
дидактические и развивающие социо-моторные игры
пальчиковые игры
игры с песком/водой/крупой
Материалы и оборудование:
герои сказки «Теремок»
клубочек
самодельная книжка с пустыми страницами
прищепки разных цветов
макеты цветов
гусеница
дорожка препятствий
солнышко
большие и маленькие серединки цветов
песочница с крупой
лучики для солнца
конструктор из разного вида материалов
Содержание образовательной деятельности:
1. Организационный момент :
Собрались все дети в круг,
Я-твой друг и ты-мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Воспитатель каждого ребенка берет за руку и говорит слова приветствия.
Воспитатель: - Здравствуйте, детишки! Здравствуйте гости дорогие!
Ребятки, давайте все вместе поздороваемся с гостями, помашем гостям рукой.
2. Сюрпризный момент:
Воспитатель: Я, пришла к вам не одна-друга я с собой взяла. Познакомьтесь с ним друзья! Погладьте его, потрогайте, понравился он вам?
Дети: Да. Кругленький, мягонький, катится по дорожке.
Воспитатель: - На кого похож?
Дети: - На Колобка.
Воспитатель: Мой дружочек волшебный клубочек, он веселый и озорной. Песенку для вас поет-в гости приглашает. Хотите отправиться с ним в гости к теремку?
Дети: Да.
Воспитатель: - Тогда вставайте все за мной, а клубочек поведет нас за собой. Дорога нам предстоит дальняя и трудная.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два,
Продолжается ходьба.
По камешкам, по камешкам,
В ямку бух.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы плечами чик-чик,
Раз-два, раз-два,
Отдохнуть уже пора.
(подходят к цветочной полянке).
Воспитатель: - Ой ребятки, а нас уже кто-то встречает! Ты кто? Ребята, вы знаете кто это?
Дети: Гусеница.
Воспитатель: Гусеничка, почему у тебя очень грустный вид? Что, ты говоришь?
Гусеница: - На цветочной на полянке облетели все цветы. Ветер, мимо пролетал, лепесточки оборвал и цветочки разбросал.
Воспитатель: Дети, кто поможет бедным цветочкам? Посмотрите сколько лепесточков на земле (зеленые, синие, желтые, красные). Ребятки, хотите нарядить цветочки?
Дети: Да.
Воспитатель: Выбирайте цветочки, какие вам нравятся (синие, зеленые, красные, желтые) с маленькой серединкой или с большой. Что вы хотите выбрать для своих цветочков? Обращается индивидуально к каждому ребенку. Выбирайте прищепочки.
Игра «Собери цветок».
Посмотрите какие нарядные цветочки у вас получились. Какие у вас цветочки? Какого цвета лепесточки у ваших цветов? Обратите внимание на серединку у цветочка. Какие, у ваших цветов серединки? Есть большие и маленькие и все разного цвета. Вот какие вы молодцы! Помогли беду исправить. Мы цветочки подарим нашим друзьям.
Воспитатель: Клубочек подсказывает мне, что нам надо поспешить. Ребятки, пойдем быстрым шагом, пока солнце еще светит.
Ой, что-то в лесу похолодало, да и солнышко пропало. Давайте его позовем:
Физкультминутка
Солнышко-ведрышко (руки в верх подняли)
Выгляни в окошко (руки перед головой)
Солнышко нарядись (руки держат юбочку)
Красное покажись (делают фонарики)
Солнышко показалось со словами: - Здравствуйте, малыши! Не могу я греть сильней! Не хватает мне лучей!
Воспитатель: Солнышко-не грусти, мы вернем твои лучи. Правда ребята? Поможем солнышку-подарим ему новые лучики. Не простые, а волшебные. Ребятки, ваши ручки – солнечные лучики. Покажите ваши ручки какие лучики большие? Вот такие, а какие маленькие? Вот какие. Помашем ручками – лучиками вот так быстро-быстро. Вот и развеселили солнышко. Вы просто волшебники!
Солнце: - Спасибо, вам дети! Я буду сиять сильнее и согрею вас теплом своим.
Воспитатель: Ребятки наш клубочек торопит нас, впереди еще лес надо пройти. Вон и мостик очень опасный. Нужно очень осторожно по нему пройти. Шагайте все за мной след в след. Вот, молодцы!
Ребятки вот мы и пришли, а где же теремок? Что случилось с теремком?
Дети: Мишка сломал.
Воспитатель: А где же бедные животные? Где звери?
Куда они спрятались? Давайте поищем их.
Дети: - Ой кто-то выглядывает вон там.
Воспитатель: Ребятки ищите, ищите. Вот молодцы нашли, нашли. Бедные они испугались. Дети, давайте построим нашим друзьям новый дом.
Вон здесь сколько всякого строителя. Выбирайте, какой хотите. Я хочу построить из ЛЕГО конструктора, а кто будет строить из больших кирпичиков? Подходите, вместе мы быстро построим новый теремок.
Сказка «Теремок»
Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? Никого. Бежит мышка-норушка постучала. Кто-кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет? Никто не ответил. Стала она жить-поживать. Бежит лягушка-квакушка постучала. Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? Я мышка-норушка, а ты кто? Я лягушка-квакушка. Давай вместе жить.
Бежит зайчик-побегайчик. Постучал. Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? Я мышка-норушка, а я лягушка-квакушка, а ты кто? А я зайчик-побегайчик. Давай с нами жить. Бежит лисичка-сестричка. Постучала. Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайчик-побегайчик, а ты кто? Я лисичка-сестричка. Давай с нами жить. Бежит волчок-серый бочок. Постучал. Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайчик-побегайчик, я лисичка-сестричка, а ты кто? Я волчок-серый бочок. Давай с нами жить.
Идет медведь косолапый. Постучал. Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайчик-побегайчик, я лисичка-сестричка, я волчок-серый бочок, а ты кто? Я медведь косолапый. Пустите, меня жить.
Воспитатель: - Пустим, ребятки медведя в новый теремок?
Дети: Да.
Воспитатель: Теремок большой, просторный. Покажите ручками какой большой. Вот какой высокий. Всем места хватит. Ребятки, давайте зверям на новоселье цветы подарим. Вот и путешествие наше подошло к концу. Спасибо вам ребята! Вы большие молодцы! Сегодня мы с вами сделали очень много добрых дел: помогли цветочкам, развеселили солнышко, построили замечательный теремок и теперь звери могут праздновать новоселье. А я вам за ваши добрые дела подарю волшебную книгу о нашем путешествии. До свидания!
Ожидаемый результат:
у детей развивается устная речь
формируется умение называть героев сказки
дети свободно отвечают на простые вопросы воспитателя по содержанию
улучшается зрительное внимание и слух
развиваются коммуникативные способности
дети с легкостью называют цвета/величину
с удовольствием развивают моторику рук с нетрадиционными дидактическими играми