Трифонова Антонина Анатольевна
Методическая разработка образовательной деятельности «Педагогическая находка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Солеграфика»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 села Русский Камешкир
Методическая разработка образовательной деятельности «Педагогическая находка».
«Солеграфика».
Подготовила воспитатель: Трифонова Антонина Анатольевна.
2019 год.
Работая с детьми не один год по программе клуба «Волшебники», я поняла, что нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Поэтому я решила обучить одной из техник рисования нетрадиционным способом - солеграфики (название авторское, более углубленно. Разработала несколько конспектов образовательной деятельности в данном направлении, по принципу от более легкого к более сложному.
Публикация «Методическая разработка образовательной деятельности „Педагогическая находка“» размещена в разделах
Ведь рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Цель Изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.
Задачи Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль как средство для творчества.
Материал и оборудование Посылка с тремя видами соли, стаканы с кипячёной водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.
Предварительная работа • Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идёт о соли; пословицы, поговорки, русская народная сказка «Соль».
• Творческая мастерская «Рисуем с помощью соли».
• Наблюдение «Как мама использует соль?»
Ход занятия Приветствие В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит, там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек. Что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Без неё, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт — испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).
Откройте мешочки. Что там? (соль)
Педагог высыпает соль в ёмкость и задаё т вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»
Соль — полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца — Солонь.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолоно хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета — соль рассыпал — к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба худо беседа.
Пуд соли вместе съесть.
Без воли — силы нет, без соли — вкуса нет.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без попа, что без соли. Без попа не приход.
Без соли — что без воли: жизнь не проживёшь.
Без соли, без хлеба — половина обеда.
Соль была известна человечеству с древнейших времён, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
Показать презентацию «Как добывают соль».
А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?
Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, её применение». — Наша планета очень богата солёными месторождениями.
1. Люди научились добывать соль различными способами.
Соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но, очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. В которых находятся шахты по добыче каменной соли.
2. Разработка пласта ведётся врубовыми машинами. При неглубоком залегании соль добывают открытым способом.
3. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм о том, как добывают поваренную соль.
4. Ещё один способ добычи соли выпаривать морскую соль до тех пор пока, поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
5. Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку в небольшом количестве 2 грамма ребёнку и 5 граммов взрослому человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
6. Соль используют также при консервировании овощей, мяса, рыбы и др. продуктов.
7. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
8. Также соль используют в народной медицине в виде промывания носа, 9. полоскания горла.
10. Соль нужна не только человеку, но и животным.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в приготовлении различных продуктов питания.
11. На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек, идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Игра «Соль полезна для того, чтобы …»
Воспитатель: Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учёными.
В лабораторию пойдём,
И чудо-опыт проведём.
— А сейчас я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину.
3. Не толкать соседа во время работы.
4. Сначала посмотри, а потом повтори.
5. Выполнил и положи на место.
Опыт № 1 «Из чего состоит соль»
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.
— Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
— А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей — мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3 «Соль растворяется в воде»
Добавьте в пол чайной ложки соли в стакан с водой, помешайте ложкой в бокале. Что произошло? Куда делась соль?
Воспитатель: значит,соль растворилась в воде.
Опыт № 4 «Плавающее яйцо»
Ребята, солёная вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Тогда я приглашаю одного ребёнка. Положи в один бокал 3 ложки морской соли и размешай до полного растворения. Возьмём яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Яйцо не тонет).
А теперь возьмём другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане несолёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).
Опыт № 5 «Соль — чистящее средство»
Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду. Хотите это проверить? (Да).Тогда я приглашаю одного ребёнка
Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас Ксюша почистит бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.
(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Солёный-несолёный»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, апельсин, мандарин, рыба, яйцо)
Творческая работа.
А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать ещё для чего люди, используют соль. Мы с вами будем выполнять творческую работу. Мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались. Помогай те друг другу (поддерживайте сосуд, помогайте ложкой). Как вы думаете можно ли подарить такой сосуд в качестве сувенира кому то из близких людей?
Воспитатель: А сейчас мы выполним интересные поделки, я предлагаю пройти и выбрать девочкам и мальчикам понравившийся листок бумаги и пройти на своё место.
Ребята а вы знаете, что знаете, что с помощью соли можно рисовать.
Сейчас я вам покажу. Тонкой полоской клея я провожу по контуру рисунка, так чтобы не образовалось лужиц из клея. Затем посыпаю небольшим количеством клея. Излишки соли ссыпаем в тарелочку. Все приступайте к работе.
Как красиво у вас получается! Покажите гостям.
Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? /соль — это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека.
— Давайте вспомним и скажем. Откуда берётся соль? (соль — люди добывают из морской воды)
— Как вы думаете ребята, соль полезна или вредна? (соль полезна)
— Конечно, полезна, так как соль содержит минеральное вещество — йод и калий.
Что нового вы узнали о соли? (Мы узнали, что соль можно выпаривать из солёной воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка.) Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?
Согласны ли вы с утверждением, что соль — удивительное вещество природы, необходимое людям?
Ребята, а теперь возьмите весёлый смайлик если у вас всё получилось или грустный если что то не удалось.
.
Непрерывная образовательная деятельность с детьми «В гостях у Феи».
Задачи:
• Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование цветной солью и клеем.
• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
• Развивать творческие способности и экспериментирование;
• Воспитывать чувство прекрасного.
Материал: шаблоны цветов, клей ПВА, цветная соль, кисточки, салфетки.
Предварительная работа: Подготовка цветов из акварельной бумаги, костюма феи, цветной соли.
Ход РАБОТЫ:
Дети входят в групповую комнату.
-Ребята, к нам пришли гости! Поздороваемся с ними. Они рады вас видеть, и улыбаются вам! Покажите, что вы тоже им рады. Дети я пришла к вам не одна, а принесла с собой замечательный цветок, Кто из вас знает, что из какой сказки этот цветок? Правильно из сказки «Цветик-семицветик» — Сегодня в наш детский сад пришло загадочное письмо! Хотите узнать, кто нам его прислал?
Педагог читает письмо.
«Дорогие ребята! Я очень прошу вас помочь мне в одном очень трудном, но полезном деле. Весна скоро вступит в свои права, а я не успеваю справиться с подготовкой цветов. Надеюсь, вы мне поможете!
Я живу на Цветочной поляне. Я жду вас! Фея Цветов».
— Вы хотите помочь Фее Цветов? (Хотим., (Конечно., (Мы любим помогать.).
— Кто же она такая? (Волшебница., (Сказочница., (Красивая девушка.).
— Как Вы думаете, мы сможем ей помочь! (Да.).
— Почему? (Мы уже многим помогали., (Мы будем стараться, и у нас получится помочь.).
— Что надо для этого сделать? (Надо всем вместе посадить цветы., (Надо, чтобы каждый из нас посадил по цветку.).
— Как же нам попасть к Фее Цветов? (С помощью волшебных слов., (С помощью волшебных предметов : ковёр-самолёт, волшебная палочка.).
— У нас есть волшебное растение Цветик-семицветик, как вы думаете, он нам сможет помочь попасть к Фее Цветов? (Конечно, поможет.).
— Думаю нам пора спешить на помощь к Фее Цветов! Как мы можем использовать возможности Цветика-семицветика? (Давайте возьмём один лепесток, произнесём волшебные слова и перенесёмся в Цветочный город.)
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в цветочном городе».
Пока дети произносят слова, воспитатель, надевает накидку с цветами и венок, на ковре раскладывает разные, цветы, вырезанные из акварельных листов.
Здравствуйте ребята, мне очень приятно, что вы откликнулись на мою просьбу. Все цветы на полянке обесцветились. Что же надо сделать, чтобы придать им цвет? А я знаю новый интересный способ. Хотите я вам его покажу.
Теперь вы готовы к созданию волшебных цветов. И я вам в этом помогу.
- Но прежде чем приступить к работе я хочу напомнить вам о соблюдении мер безопасности. Во время выполнения творческой деятельности не трогайте руками глаза.
. 1Аккуратно выдавливаем клей из тюбика по контуру нашего цветка. След-полоска от клея должна быть широкой.
2. После того как силуэт готов, нужно полоски клея засыпать цветной солью.
3. Соль мгновенно приклеивается к основе, немного подождать и легко стряхнуть лишнюю соль с рисунка в тарелочку.
4. Затем проведём полоски клея в других местах и воспользуемся другим цветом соли. В своей работе вы можете использовать не только соль.
Психогимнастика «Я — растение».
На фоне музыки П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» звучит текст. Дети выполняют указанные движения.
Текст. Движения детей.
-Представь, что ты растение-малыш. Тебя посадили в землю. Ты ещё очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Дети присаживаются на корточки, пригибая голову к коленям, изображая себя маленьким растением.
— Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Воспитатель подходит к детям и гладит каждого по голове. Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка.
— Твои лепесточки подросли. Стебель стал крепким, ты тянешься к свету. Дети встают в полный рост, вытягивая вверх руки.
— Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами. Дети покачиваются, изображая себя цветами.
Теперь вы готовы к созданию волшебных цветов. Предлагаю выбрать понравившийся цветок.
5. А теперь я предлагаю вам пройти на свои места и начать работу.
Во время работы помогаю, подсказываю, предлагаю помощь детям, учитываю их индивидуальные способности. Слежу за техникой безопасности во время работы с солью и клеем.
- Ребята если вам понравилось заниматься творчеством и всё удалось, то поднимите смайлик весёлый, а если у вас не получилось, то поднимите грустный.
- Дорогие дети! Теперь, я предлагаю пройти и украсить полянку волшебными цветами. Спасибо Вам за ваши чудесные цветы!
«Морская страница». Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник ИЗО деятельности в подготовительной группе.
Цель: Расширить знания о нетрадиционных способах рисования.
Задачи: Закреплять знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать и передавать в рисунке форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию, цветную соль, песок, чечевицу и акварельные краски. Развивать художественный вкус детей, фантазию, воображение и чувства цвета.
Интеграция образовательных областей : "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое творчество", "Физическое развитие", "Музыкальное развитие".
Материал: цветная соль, песок, чечевица и акварельные краски, клей карандаш, клей ПВА, кисти, бумажные заготовки морских обитателей, акварельные листы бумаги, заранее окрашенные в разные цвета.
Ход образовательной деятельности:
Звучит аудиозапись со звуками моря.
- Ребята, что вы услышали? (ответы детей)
Воспитатель читает стихотворение С. Маршака " Синяя страница" :
"А эта страница-морская,
На ней не увидишь земли.
Крутую волну рассекая,
Проходят по ней корабли.
Дельфины мелькают, как тени,
Блуждает морская звезда,
И листья подводных растений
Качает, как ветер, вода.
На дне этой синей страницы
Темно, как в глубинах морей.
Здесь рыбы умеют светиться
Во мраке, где нет фонарей".
-Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по морям и океанам. Посмотрите на карту. Что на ней обозначено голубым цветом? (ответы детей)
- Какие вы знаете моря? Давайте вспомним и назовём некоторые.
Ребята, а что такое море? А кто из вас был на море? Какое оно? (ответы детей)
- Дети, а кого мы можем увидеть в море? Давайте вспомним, какие части тела есть у рыбы и для чего они им нужны.
-Ребята, чем покрыто тело рыбы? (чешуей)
- А как вы думаете, для чего рыбам нужны хвост, плавники, жабры? Передвигаться в воде рыбам помогают плавники, а хвост служит рулём. С помощью жабр, рыбы дышат кислородом, растворённым в воде.
- Ребята, а кто ещё живёт в море? (морские звезды, крабы, осьминоги, медузы)
- Видите, ребята, какой волшебный, интересный морской мир.
Дети, я для вас нарисовала моря разные красное, белое, чёрное, но красоты в рисунках не видно, что-же нам сделать, чтобы рисунки ожили и стали красивыми?
Сейчас я вам покажу, как можно украсить море.
У каждого на столе лежат в тарелке морские обитатели, нужно выбрать наиболее понравившиеся, расположить равномерно на листе бумаги и приклеить к основе, крупные на первый план, который ближе к нам, а мелкие на второй план рисунка тот, что дальше.
1. Наносим клей карандаш по контуру обратную сторону заготовки. След-полоска от клея должна быть широкой и охватывать всю поверхность.
2. Аккуратно выдавливаем клей из тюбика по контуру вашей заготовки. След-полоска от клея должна быть широкой.
2. После того как силуэт готов, нужно полоски клея засыпать цветной солью.
3. Соль мгновенно приклеивается к основе, немного подождать и легко стряхнуть лишнюю соль с рисунка в тарелочку.
4. Затем проведём полоски клея в других местах и воспользуемся другим цветом соли. Остатки так же высыпем в тарелочку.
5. Потом в нижней части листа нанесём клей и насыпем на неё песок или чечевицу- это будут камни.
6. Далее на поверхности листа внизу поставим кляксы, и раздуем вверх трубочкой - это будут водоросли
- А теперь я предлагаю взять понравившийся лист и присесть на своё место. (ребята садятся за столы и приступают к работе)
- Я предлагаю вам выбрать наиболее понравившихся морских обитателей и приклеить их к своей основе (листу). Располагая равномерно по всей поверхности листа.
- Аккуратно выдавливаем клей из тюбика по контуру наших морских обитателей. След-полоска от клея должна быть широкой.
Во время работы детей подхожу, помогаю.
- Ребята если вам понравилось заниматься творчеством и всё удалось, то поднимите смайлик весёлый, а если у вас не получилось, то поднимите грустный.
-Наши работы получились просто замечательные, давайте покажем их нашим гостям!