Елена Милостная
Педагогическая находка «Методика пяти пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Методика пяти пальцев
Слайд 1 Застава
Слайд 2
Образование всегда направленно на удовлетворение требований времени, общества. Изменения носят реформаторский характер. Государственный стандарт российского образования направлен на выявление и развитие индивидуальности ребенка. (детей).
Инновационный подход к образованию дошкольника заключается в том, чтобы взрослый содействовал мобилизации его внутренних механизмов, опираясь на его самосознание.
Слайд 3
Публикация «Педагогическая находка „Методика пяти пальцев“» размещена в разделах
Педагогический коллектив нашего детского сада применяет новые технологии в работе, чтобы каждый ребенок мог развиваться с учетом своих индивидуальных возможностей, развивал их и шел вперед по пути познания.
Слайд 4-5
На это направлены такие формы работы, как утренний и вечерний круг, карта успеха и говорящая стена, ежедневно применяемые в нашем саду. И я хочу Вас познакомить с одной из составляющей, а именно - методом пяти пальцев.
Слайд 6
Для дошкольного образования в нашей стране этот прием использовала Наталья Михайловна Крылова к. п. н., доцент кафедры педагогике и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в своей Программе "Дом радости".
Слайд 7
Метод 5 пальцев используется широко как прием подведения итогов. Знакомясь с вышеупомянутым методом, я была удивлена, что метод направлен на итоговый анализ, не опираясь на первичную часть - планирование.
По-моему, мнению нельзя научить подводить итоги, делать анализ, не научив планировать. Поэтому я использую этот прием на утреннем круге как главную часть планирования. Прием 5 пальцев помогает каждому ребенку формировать первоначальные элементы самоанализа. А на вечернем круге, опираясь на ту же схему 5 пальцев, мы подводим итог, делаем анализ. Тогда у ребенка выстраивается четкая связь начала и конца задуманного, и причина успеха или неуспеха.
Слайд 8
За основу 5 пальцев мы взяли 5 областей
М (мизинец) – художественно – эстетическое развитие
Б (безымянный) - познавательное развитие
С (средний) –речевое развитие
У (указательный) – социально-коммуникативное развитие
Б (большой) – физическое развитие.
Слайд 9
В своей группе я организовала развивающую предметно-пространственную среду для каждой области. Создала центры в которых ребята организуют свою свободную деятельность.
Слайд 10
К каждому центру совместно с детьми мы подобрали соответствующие картинки-действия
Слайд 11
Теперь практически как это выглядит. Организовав ребят на утренний круг и проведя вводную беседу, я предлагаю детям подумать и решить, как они будут организовывать свой день, кто что хотел бы сделать, чему-либо научиться сегодня. На ладошке ребята выкладывают картинки планируют намеченное дело.
Выслушиваю я практически всех, так как это дети делают каждый день, много времени это не занимает. Каждый пальчик является инструментом помогающим детям грамотно выстроить задуманное, спланировать работу.
Слайд 12
Ребенок может запланировать любое дело в любом центре – нарисовать маме открытку, сделать оригами, научить подругу прыгать на скакалке, провести соревнование на прогулке, построить дом, подготовить концерт на день рождения друга. Первое время ребята забывали, что он хотели сделать, или планировали слишком много, что не успевали все сделать за день. Конечно, одни дети относятся к задуманному серьезно, другие забывают и не выполняют, задуманное, даже не огорчаются. Вот тут правильно применить понятную и привлекательную для дошкольника мотивацию, и оценку успеха. Поэтому в конце дня после вечернего круга на карту успеха ребенок, выполнив запланированное, ставит себе звездочку. Ребенок испытывает целую гамму чувств, происходит проживание ситуации успеха.
Слайд 13
Планирование увлекает отдельных детей и становиться привычкой. Самоорганизация ребенка даже в маленьких делах большая победа в развитии личности каждого ребенка.
А на вечернем круге подводим итог по той же схеме (ребята анализируют картинки на своих ладошках и делают вывод, все ли они выполнили запланированное). И корректируем итог.
Слайд 14
Обращаю внимание на то, чтобы дети проводили самооценку самостоятельно. На первых этапах это получается не совсем качественно, и я помогаю скорректировать анализ выполнения работы, но со временем дети становятся более объективы. Обязательна похвала выполненной работы ребенком со стороны взрослого.
Слайд 15
Хочется отметить, что метод "пяти пальцев" является важным элементом обратной связи воспитателя и ребенка. Я узнаю желания ребенка, его личные интересы. Здесь как раз можно говорить о раскрытии внутреннего потенциала ребенка, его самосознания, его умениях и навыках.
Данный метод может использоваться воспитателем в любом виде деятельности, а также в индивидуальной и подгрупповой работе. Дети могут объединяться для выполнения, задуманного в микрогруппы.
Слайд 16
Если Вы обратитесь к первоисточникам, то увидите немного другое наполнение пальчиков-инструментов. Но я считаю, что на первоначальном этапе такая форма детям ближе и понятней. Используя метод 5-ти пальцев в работе с детьми, мы формируем у них основы самоанализа и обеспечиваем возможность проявить ребенку свою индивидуальность.
Применяя этот метод в работе, я и родители отмечаем, что дети, которые овладели этим приемом, применяют его осознанно и вне садика. Это положительно сказывается на развитии личности ребенка в целом.
Слайд 17