Алена Сахибгареева
Педагогическая находка «Логоритмика как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Если вы удачно выберите труд и
Вложите в него свою душу,
То счастье само отыщет вас».
К. Д. Ушинский
ВВЕДЕНИЕ
Речь - величайшее богатство, данное человеку. И её, как любое достояние, можно либо преумножить, либо незаметно растерять. Как передать детям любовь к слову, умение и желание чувствовать его красоту? Как научить малышей овладеть особенностями речи? Нужно отправить ребёнка в интересное путешествие в мир, где речь поможет преодолеть все преграды.
Публикация «Педагогическая находка „Логоритмика как средство речевого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» февраль 2024
Малыш растёт, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные в своей жизни шаги, чувствовал себя комфортно и уверенно. Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребёнка к школе.
Одним из эффективных методов преодоления речевых нарушений является логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой.
Целью логоритмики является развитие связной и грамотной речи у детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию звуковой, лексической и грамматической сторон речи, а также активизирует детскую фонематическую слуховую систему и речевое дыхание.
Основными задачами являются:
развитие слухового внимания и фонематического слуха;
развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пространственных организаций движений;
развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;
формирование и развитие слухо-зрительно-двигательной координации.
Методика логоритмики включает в себя различные игровые упражнения, направленные на развитие речи и музыкальных способностей детей. В ходе занятий используются различные инструменты, ритмические композиции, пение песен, импровизации, движения под музыку и многое другое.
Основные преимущества логоритмики как средства речевого развития детей дошкольного возраста :
1. Развитие речи через игру. Занятия логоритмикой проводятся в игровой форме, что делает их увлекательными и интересными для детей. Дети с удовольствием принимают участие в различных играх, песенках, танцах и движениях под музыку.
2. Комплексное развитие речевых навыков. Логоритмика включает в себя разнообразные упражнения, направленные на развитие как фонематической слуховой системы, так и других аспектов речи – лексики, грамматики, интонации.
3. Развитие музыкальности. Логоритмика помогает развивать музыкальные способности детей, улучшает их слух и ритмическое чувство. Это благоприятно сказывается на общем развитии ребенка.
4. Активизация двигательной активности. Занятия логоритмикой включают различные движения под музыку, что способствует развитию моторики и координации движений у детей.
5. Социальное взаимодействие. Во время логоритмических занятий дети взаимодействуют друг с другом, учатся слушать, проявлять внимание друг к другу, развивают общение и социальные навыки.
Логоритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста является эффективным педагогическим инструментом. Она способствует развитию речи, музыкальности и двигательной активности детей, а игры логоритмические также повышает их общую мотивацию и интерес к обучению.
Благодаря логоритмическим упражнениям, дети становятся более активными, общительными и эмоциональными. Логоритмика – это не просто игра, это целый сюжет в котором переплетаются, упражнения на подражания, развитие речевого дыхания и мимики, пальчиковая и мимическая гимнастика, а самое главное – получение удовольствия и массы впечатлений.
Логоритмика включает в себя следующие элементы, многие из которых вы уже используете в своей педагогической деятельности…
Утренняя гимнастика и гимнастика после сна с речевками и звукоподражаниями.
Пальчиковая и дыхательная гимнастика с применением разнообразных движений или музыки.
Музыкально-ритмические игры и игры с применением музыкальных инструментов.
Проговаривание потешек, поговорок, чистоговорок с применением разнообразных движений или музыки.
Подвижные игры, хороводы с пением.
Коммуникативные игры и танцы.
Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами (сказки-шумелки, поэтическое музицирование)
Разучивание песен и стихов, сопровождаемые движением рук.
И сегодня я вам предлагаю окунуться в мир логоритмики
1. Подвижная игра с пением «Надувайся пузырь», «Зайка серенький сидит», «Это я» .
Это глазки. Вот. Вот.
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот
Там спинка. Тут живот
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали. Вытрем лоб.
2. Игровой массаж «Капуста»
Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
Массаж спины «Паровоз»
Дети встают друг за другом «паровозиком».
Педагог :
Паровоз кричит: «Ду-ду!
Я иду, иду, иду»
Поколачивание кулачками.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Похлопывание ладошками.
Так-так-так!Так-так-так!»
(Н. Френкель)
Дети «паровозиком» уезжают из зала.
3. Пальчиковая игра «Этот пальчик»
Вышли пальцы погулять
Этот пальчик самый сильный
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит по середине
Этот пальчик безымянный
Избалованный он самый
А мизинчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.
4. Разминка
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
И зубами постучим,
И немножко помолчим.
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем,
Пальчиками потрясем
И немножко отдохнем.
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьем
И с начала все начнем…
5. «Ручки» (музыка Е. Железновой), «У жирафа пятна…»
Где же, где же наши ручки, наши
ручки, наши ручки? (2 раза)
Прячем руки за спину.
Вот ручки, наши ручки, пляшут,
пляшут наши ручки
Выполняем движение «фонарики».
Пляшут, пляшут наши ручки.
Поплясали. Стоп.
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Где же, где же наши ножки, наши
ножки, наши ножки? (2 раза)
Приседаем, закрываем ножки
руками.
Вот ножки, наши ножки, пляшут,
пляшут наши ножки.
Выставляем ножки на «каблучок».
Пляшут, пляшут наши ножки,
поплясали. Стоп.
Где же, где же наши детки…
Закрываем глазки ладонями.
Вот детки, наши детки…
Хлопаем ладонями по груди.
Пляшут, пляшут наши детки…
Хлопаем в ладоши.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!