Папки-передвижки

Педагогическая гостиная: «Сказка как метод воздействия»

Наталья Финенкова
Педагогическая гостиная: «Сказка как метод воздействия»
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка как метод воздействия

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о сказках как методе воздействия на чувства, методе коррекции психического здоровья ребенка, развития его творческих способностей.

Те из педагогов, кто работал или в настоящее время работает с дошколятами среднего возраста, четырехлетками, знают, что этот возраст самый неустойчивый и трудный в детском саду. Время занятий увеличивается до 20-25 минут, а дети при этом очень неусидчивы, быстро устают, не концентрируют долго своего внимания на учебном материале. И задача педагога так построить занятие, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность учебной деятельностью. И, как мы знаем, сказка в этом – большой помощник.

Публикация «Педагогическая гостиная: „Сказка как метод воздействия“» размещена в разделах

Конечно, сказки читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Но сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, а в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Задача педагогов и родителей – приучить детей к мысли о том, что чтение – это не просто развлечение, это, своего рода труд, разминка для ума. Над каждой сказкой надо подумать, ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намёк, - добрым молодцам урок».

Педагог Л. Б. Фесюкова в своей книге «Воспитание сказкой» предлагает с каждой сказкой (для развития у детей вышеупомянутых качеств и способностей) работать по приблизительной схеме:

• В чем «Нравственный урок», главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Нетрадиционный подход к ней дает взрослому и ребёнку уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. (Н-р, в сказке «Кот в сапогах» нравственный урок можно раскрыть с помощью пословицы «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего, потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведёт себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чём неповинных героев сказки)

• Следующий раздел «Воспитание добрых чувств». Дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло. Сказка учит детей сравнивать, сопоставлять; формирует привычку доказывать, что это так или иначе; ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции… (Н-р, «Докажи, что Алёнка лучше всех»; «Кого тебе жалко в этой сказке»; «Как бы ты поступил на месте…»)

• Третий раздел схемы – «Речевая зарядка». Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Это и умение задавать вопросы (н-р, поставить шуточный вопрос героям сказки про Курочку Рябу); конструирование слов, словосочетаний и предложений (н-р, придумать несколько однокоренных слов, срифмовать два слова (кузнец – удалец, составить длинное предложение в игре «От каждого по словечку» («Колобок» - «Колобок катится» и т. д.) …

• «Развитие мышления и воображения». Развитие ребенка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то её эпизод. Представьте себе ребенка, угнетенного страхами, испытывающего состояние стресса. Вы наверняка видели таких детей. Они часто капризничают, с трудом воспринимают новых людей, новые события, не хотят играть сами, им все не так. Дело в том, что длительное психическое напряжение, вызванное страхом, приводит к продолжительному дисбалансу в организме ребенка, а это, в свою очередь, вызывает недомогание и, в конце концов, болезнь.

Вот почему надо сочинять с детьми сказки. То, что вызывает дискомфорт у ребенка, «записано» у него в правом полушарии мозга в виде чувства. В сказочной форме начинать разговаривать с детьми на языке правого полушария, на языке аналогий и метафор, пытаясь не только создать новые красивые образы, но и просить мозг обрисовать свои негативные чувства в виде образа.

Когда страшилка готова, изменяем ее: делаем поменьше, посимпатичнее, «попушистее», наряжаем в красивые или смешные одежды, придумываем веселый нрав. Постепенно негативное чувство, вылившееся в отрицательный образ, меняется на положительное. А созданный образ еще долго будет радовать детей, закрепляя доброе чувство в их душе.

Свои сказки дети любят больше и запоминают надолго, так как они вобрали в себя не чьи-нибудь, а их собственные переживания и радости.

Сказка, как водится, начинается с присказки. Это такие веселые ключики-небывалочки, которые помогают правому полушарию вступить в диалог. Дети старшего возраста сочиняют их сами. Звучат они примерно так:

«Как у наших у ворот котик песенки поет,

На высокой крыше стихи читают мыши,

А на печке в валенке сидит сказка маленька.

Кто ее найдет, тот и сказку поведет».

Когда присказка готова, начинаем придумывать героя.

Дети средней группы очень любят делать героями своих сказок игрушки, маленьких зверюшек или маленьких человечков.

Со старшими детьми берем более сложные образы героев старинных сказок: принца, принцессу, фею, Ивана-дурака, Марью-Красу.

Дети 6—7 лет любят сочинять героев, впрямую похожих на них.

В любом возрасте дети одевают героев по своему вкусу, поселяют их в дом, который хотели бы иметь сами, кормят их своими любимыми угощениями.

В сказках можно снабдить героя волшебной силой. Она приходит к нему в виде волшебника или переходит по наследству, а может обретаться с волшебной вещью. Волшебная сила нужна герою, чтобы справиться с другим персонажем сказки — злым героем. Пользуясь волшебной силой, добро гуманными способами преображает злого героя, и он становится приятным, добрым и всеми любимым.

Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор или авторы этого образа. Счастливый конец сказки обеспечен, а вместе с ним жизнь детей становится полнее, радостнее, что благотворно отражается и на здоровье детей. Конечно, процесс этот не быстрый, но это один из своеобразных путей к здоровью. Сказка помогает наладить и нравственный климат в группе. Ребята становятся более доброжелательными, открытыми, сопереживающими и помогающими друг другу.

Эта врачующая способность сказки и была положена в основу целого направления современной психотерапии, получившего название «сказкотерапия».

Сказочная реальность является для психического развития ребенка такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья. И потому первое, что просто необходимо делать, это рассказывать детям сказки, сочинять их вместе сними.

Ниже прилагаются варианты сочиненных сказок.

КНИЖНЫЙ ШКАФ

СКАЗОЧКА ПРО СЛИВУ

Александр АНАНЬЕВ

Вот слушайте, ребята, сказку про сливу.

Выросла на ветке слива. Большая, вкусная да веселая, во какая! Листочком прикрылась, ребятишек дразнит: съешь меня! А сама висит высоко, не достать. Хохочет, смеется-заливается, на ветке качается.

Качалась-качалась, качалась-качалась, качалась-качалась. да и упала. И пробегал мимо того места мальчишечка. Он сливу-то в траве нашел да и съел.

— Мам, я сливу съел!

— Вкусно тебе?

— Во!

Ой, а про кого ж мне теперь сказку-то рассказывать? Сливы-то уж больше нету. Что ж от нее осталось?

А косточка! Буду дальше сказку про косточку говорить.

Вот лежит себе косточка. Как плохо-то ей! Охает, жизнь свою распостылую костерит да клянет.

А только не век так лежала.

Летом дождики косточку вымыли, палым листом ее осень укрыла, а зимой над ней Дед Мороз кучу снега намел. Проспала так косточка целую зиму в тепле, а весной, как солнышко припекло, проснулась, охнула и. раскололась!

Опять не знаю, про кого ж мне сказочку говорить?

А про семечко!

Это ж семечко косточку разбило, на волю вышло зеленым сливовым росточком. Поднял росточек головку, корешками за землю уцепился и листочек пустил. И не стало семечка.

Ну, тут-то ясно-понятно, про кого сказку дальше рассказывать.

Вот росточек рос, рос и вырос сначала над травой, потом над кустом, и стало сливовое дерево высокое да зеленое. И выросла у него на ветке слива.

Ой, что же наша сказочка? Будет ей конец или нет?.

СКАЗКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

КАК ПЕТУШОК СОЛНЫШКО СПАС

Жил на одном птичьем дворе петух.

Самый обыкновенный петух — со шпорами и гребешком. И никто на него не обращал внимания. Петух как петух. И что же такого?

Но вот однажды этот петух заметил, что как только он прокукарекает — так и солнышко всходит.

— Это я солнышко зажигаю! — стал он хвалиться курам.

Болтушки-куры разнесли эту весть по всему птичьему двору.

— Не может быть! — закричали индюки и замотали своими красными бородами.

— Не может быть! — загалдели утки и стали щипать важного петуха.

Но Петя упрямился и скашивал глаз на солнышко. Будто просил его в свидетели.

И решили птицы проверить, правду ли петух говорит.

Рано проснулись. Вокруг Пети собрались.

Расправил он свои разноцветные перышки, крыльями захлопал, голову с золотым гребешком поднял, да как закукарекает:

— Ку-ка-ре-ку! Солнышко, хватит спать на боку!

Смотрят птицы — небо порозовело, а потом и вправду солнышко выглянуло.

Зашумели, загалдели, петуха славить принялись:

— Ай да петух! Его солнышко слушается! Ай да Петя!

Ходят вокруг него, любуются. А он важный ходит.

Прошло сколько-то дней. И вдруг однажды простудил Петя горло — воды холодной напился. Хрипит. Уже ночи конец, а он кукарекнуть никак не может.

Всполошились птицы: «Что делать? Ведь солнышко не взойдет!»

Стали сами пробовать кукарекать.

— Буль-буль-буль! — сказал индюк.

— Га! Га! Га! — закричали гуси.

— Кря! Кря! Кря! — заголосили утки.

— Ко! Ко! Ко! — пропели куры.

И никто не мог сказать «Ку-ка-ре-ку!».

И вспомнили они вдруг про молодого петушка. Может, он кукарекнет? Солнце позовет?

Привели его, крикнуть просят.

А он стесняется. Да и при старом петухе неудобно.

— Кукарекни, петушок, — просит его Петух. — Охрип я совсем. Кукарекни! Что же, нам так и жить в темноте?

Набрался смелости молодой петушок, расправил крылышки, поднял головку да как прокричит:

— Ку-ка-ре-ку!

И в ту же минуту небо порозовело и солнышко выглянуло.

Все были очень довольны.

А Петух особенно.

Ходил он вокруг петушка, гладил клювом его перышки, благодарил. Ведь если бы не крикнул петушок — и солнышко не выглянуло бы.

А когда выздоровел старый Петух, стали они вдвоем кукарекать. Солнышко звать.

Вот так петушок солнышко спас.

КТО НАРЯДНЕЕ ВСЕХ?

Нашла утка зеленую юбку на дороге. Влезла в нее. Красуется.

— А чем я хуже? — подумала курица. Стащила где-то красные сапожки, на ноги напялила. Идет, каблучками стучит.

Селезню тоже отставать не хочется. Сережки цветные нацепил.

Ходят, друг перед другом бахвалятся.

— Я самая красивая, — говорит утка.

— Я краше тебя, — возражает курица. — Ни у кого больше таких сапожек нет!

— А у кого вы такие серьги видели? — дразнится селезень.

Спорят, ругаются, никто уступить не хочет.

— Чего вы шум подняли? — спрашивает корова.

— Да вот, кожа-рогожа, рассудить не можем, кто из нас красивее, — объясняет курица. А сама юбку крылышками разглаживает.

— А пойдемте у народа спросим, — предлагает корова.

Идут.

Впереди утка в юбке.

За ней курица в сапожках.

Следом селезень в сережках.

А позади корова, кожа-рогожа идет.

Высыпал народ на улицу, хохочет:

— Утка в юбке! Вот умора!

— А курица в сапожках! Ха! Ха! Ха!

— Селезень, смотри, сережки нацепил!

Веселье началось. Все на птиц руками показывают. А те разобрать не могут, кто же из них красивее.

Вдруг выбегает вперед пастушонок и кричит на всю улицу:

— Утка — в юбке!

— Курочка — в сапожках!

— Селезень — в сережках!

— А корова в рогоже, да всех пригоже. Потому что одежда своя!

Застыдились утка, курочка и селезень, обновки побросали да прочь убежали. А корова дальше по улице пошла. И все перед ней расступались. Она самой красивой оказалась.

Публикации по теме:

Формы продуктивного воздействия с семьями воспитанников при ознакомлении с природой (из опыта работы) Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания.

Консультация для воспитателей «Моральные качества воспитателя, как условия воздействия на воспитания детей» Воспитатель детского сада – ответственная и почётная профессия. Наставник и друг малышей. Воспитатель сам должен быть воспитан, потому что.

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Цели и задачи проектного метода в дошкольном.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая.

Педагогическая гостиная «Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Национальный детский сад №16 «Бадм цецг» Педагогическая гостиная.

Педагогическая гостиная «Малые формы фольклора в работе с детьми раннего дошкольного возраста» План-конспект педагогической гостиной «Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего дошкольного возраста» Цель: Расширение знаний.

Педагогическая гостиная «Знай права и обязанности» Цель: провести гостиную для педагогов ДОУ, знакомя с правами и обязанностями для подготовки детей к достойной жизни в обществе. Задачи:.

Педагогическая реклама для воспитателей «Экологическая сказка как фактор успешного развития экологической культуры» Я рада Вас приветствовать в этот хороший солнечный день. Меня зовут Екатерина Валерьевна и я представляю агенство «Подари природе жизнь».

Сказка своими руками. Театрализованная игра — эффективный метод развития ребенкаСказка своими руками. Театрализованная игра — эффективный метод развития ребенка Театр, театрализованная игра- это наиболее эффективный метод развития ребенка. Развитие его творческих способностей, развитие речи. Играя.

Творческая мастерская «Сказка как эффективный метод профилактики девиантного поведения детей и подростков» Творческая мастерская «Сказка – как эффективный метод профилактики девиантного поведения детей и подростков» (воспитатель отделения диагностики.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая гостиная: «Сказка как метод воздействия»
Опубликовано: 16 ноября 2016 в 23:00
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая гостиная: «Сказка как метод воздействия»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Финенкова (УИ 668561) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД