Людмила Виткалова
Консультация для воспитателей «Моральные качества воспитателя, как условия воздействия на воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель детского сада – ответственная и почётная профессия. Наставник и друг малышей. Воспитатель сам должен быть воспитан, потому что он является примером для детей, образец для подражания. Ребёнок постигает не только то, чему его учат. На него воздействует личность педагога, его стиль работы, способы обращения с детьми, родителями, окружающими людьми. К нему, как ни кому другому, имеет высказывание А. П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли».
Публикация «Консультация для воспитателей „Моральные качества воспитателя, как условия воздействия на воспитания детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Воспитатель растит маленького человека, укрепляет его физически и духовно, передаёт ему знания и опыт, накопленный предыдущими поколениями, сообщает доступные представления об окружающем, приучает к соблюдению элементарных норм и требований общественной жизни, формирует сознательную деятельность соответственно тем задачам, которые определены обществом.
Особенности педагогического труда воспитателя накладывают отпечаток на его нравственный облик. У него должны быть развиты большая любовь к детям, душевная щедрость, целеустремлённость, профессиональная самоотверженность и высокие моральные убеждения.
Педагогический труд – сложный творческий процесс. Он требует гибкости в подходе к детям, поиска новых методов воспитания. Высокая нравственная чистота, педагогическая чуткость к каждому ребёнку – неотъемлемые черты характера каждого воспитателя, потому, что ему надо замечать тончайшие отклонения человеческих отношений, пробуждение первых нравственных качеств личности у детей, замечать широко открытые детские глаза, «глаза колючки» и глаза «подснежники» и сохранять в ребёнке всё прекрасное, воспитывать с самого раннего детства чувство большой дружбы, уважение к человеку. Внимательный к каждому ребёнку, чуткий, ласковый, по доброму требовательный педагог обращается к детям так – Алёнушка, Игорёк, Настенька, Андрейка, а не холодно официально – Иванов Сергей, Романов Иван, Смирнова Настя. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту, ласку и заботу. Он умеет пожалеть, посочувствовать, вызвать в ребёнке ощущение защищённости. Это конечно не означает, что дети постарше не нуждаются в столь же высоком внимании и заинтересованности.
«Относитесь к каждому ребёнку так, как бы хотел ты, чтобы относились к твоему ребёнку»- вот главная заповедь, которой руководствуется педагог в своей деятельности. Он не допустит, чтобы кто-то из ребят загрустил, постарается тут - же отвлечь ребё нка: поиграет вместе с ним, поможет найти дело по вкусу. Утром он встретит детей приветливой улыбкой : одного расспросит о его не хитрых, но замечательных делах, обратит внимание на красивое платье другого, заметит пришедшего после болезни ребёнка и, поглаживая его по голове, скажет: «А ребята заждались тебя, всё спрашивали. – Когда же Танечка придёт? Кого похвалит за проявленную самостоятельность, увлечёт интересной книжкой с картинками или игрой того, кто скучает.
Найти ключ к сердцу каждого воспитанника! Это всегда не просто, ведь ребёнок неповторимая индивидуальность, со своим темпераментом, эмоциональными реакциями, способами контактов с внешним миром. Поэтому один и тот же подход к разным детям, никогда не даст одинаковых результатов.
«Знаю ли я своих воспитанников?» - вопрос, который постоянно ставит перед собой педагог, Дети растут, и сегодня они уже не те, что были вчера. День ото дня они взрослеют, умнеют, приобретают новые черты характера. В нужную ли сторону происходят изменения? Или что - то не так? Почему трудолюбивая Таня стала уклоняться от поручений, а Дима стал послушный, сговорчивый? А сколько хлопот доставляют дети чрезмерно возбудимые и подвижные! Они вездесущи, как солнечные зайчики! Они легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Зато и зачинщиками конфликтов чаще всего бывают именно они. Вдумчивый, внимательный воспитатель в воспитании непосед на первый план выдвигает такие задачи, как формирование сдержанности, положительных эмоций, интереса к деятельности, требующей усидчивости, сосредоточенности, внимания. Отсюда и соответствующий подход: таких детей полезно переключить от подвижных шумных игр, на более спокойные, следить, чтобы они постоянно были заняты чем – то полезным. И вместе с тем необходимо давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. Ведь от неподвижности дети утомляются, а это не редко ведёт к озорству. При установлении контакта с излишне подвижными детьми неуместны частые замечания и нотации. Вдумчивый воспитатель знает, что дети по - разному реагируют на те или иные меры воздействия. Он не станет говорить: «Уймись!», «Успокойся!», «Ты такой же, как твой брат. Он был «хорош», а ты превзошёл и его!»
Чуткий воспитатель замечание сделает в форме напоминания, вопроса: «А как ты думаешь, приятно ли твоим товарищам, когда ты шумишь за столом?», «Ты, наверное, забыл, что мы договорились спокойно одеваться?» или же твё рдого распоряжения в повышенном тоне: «Ты здесь не один, помни об этом!».
В группе всегда есть дети, которые никогда никому не мешают, не шумят, не конфликтуют, «Удобные дети» не менее нуждаются в пристальном внимании воспитателя. Стоит заглянуть поглубже в душу такого ребёнка, и вам откроется целый мир противоречий. Это даётся тому педагогу, который обладает эмоционально нравственной культурой. Обладающий этими качествами педагог умеет выбирать приёмы, соответствующие настроению ребёнка. Он вовремя пошутит, рассмешит, успокоит, доверительно поговорит. К, сожалению, приходиться ещё встречать отдельных воспитателей, которые руководят детьми с помощью команд: «Все встали», «Быстро построились», запретов: «Кто разрешил?», «Запрещаю?», замечаний: «Опять не послушался?». Такой воспитатель не видит внутреннего состояния маленького человека и применяет порой приёмы, неадекватные его чувствам. Он может, например, приказать: «Перестань сейчас же плакать» и его раздражает неповиновение ребёнка. Воспитатель совершенно забывает в этот момент, что эмоции по приказанию не переключить, плачь не заменить улыбкой, а огорчение радостью. Допустимо ли вообще раздражаться тем, что малыш не понял указания, и ему приходиться повторять одно и тоже «сто раз», что он докучает вам глупыми вопросами, что жалуется по пустякам, что неаккуратен, что упрямиться, что капризничает? В этом случае воспитатель и дети испытывают трудности от взаимного непонимания.
Молчаливое осуждение или удивление, одобрение или улыбка часто производят на ребёнка больший эффект, чем замечание. Но важно, чтобы воспитатель всегда помнил : проявление чувств требует большой культуры.
Воспитатель для детей - это человек, который связывает их с удивительным многообразием окружающего мира. Благодаря педагогическому искусству, воспитатель умело переводит с языка взрослого на детский язык то, с чем ребёнок соприкасается, и тем самым делает недоступное – доступным, непонятное – осмысленным. Для того, чтобы ответить на сто тысяч детских «почему», воспитателю необходимо много знать об окружающем мире, интересоваться литературой, искусством.
В педагогической деятельности проявляется всё культурное достояние воспитателя. Он способен воспитывать и обогащать личность ребёнка до тех пор пока воспитывается сам и обогащает себя знаниями. Эрудированный педагог пользуется авторитетом у родителей, умеет анализировать состояние семейной практики и делать правильные выводы, помогать советом. Сегодня нам всем не безразлично, кто воспитывает подрастающее поколение. Каков моральный облик самого воспитателя. Какой отклик они находят в душе ребёнка? Кто избрал профессию педагога нужно всегда помнить, что путь к эффективности воспитания лежит через душу ребёнка, нравственные качества наставника и его повседневный труд.