ольга третьякова
Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями.
В связи с изменениями, происходящими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста, которые требуют от нас педагогов нового подхода к процессу воспитания и обучения подрастающего поколения.
Публикация «Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями» размещена в разделах
Наиболее рационально будет построена траектория образовательного маршрута ребенка на основе педагогической диагностики. Педагогическая диагностика – целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности дошкольника с целью оптимального решения педагогических задач. В профессиональной работе воспитателя она выполняет две главные функции: 1) несет достоверную информацию для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) педагогическая диагностика не является обязательной, но в тоже время педагоги могут проводить оценку индивидуального развития детей для решения образовательных задач и для оптимизации работы с группой детей.
На основе результатов диагностики определяется зона образовательных потребностей ребенка и соответственно осуществляется планирование образовательного процесса. При разработке планирования учитываются все образовательные области, предусмотренные ФГОС ДО. Одной из важных задач образовательной области «социально-коммуникативное развитие» является формирование первичных представлений о труде взрослых и положительного отношения к труду, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Решающее значение для воспитания ценностного отношения детей к труду взрослых имеет их ознакомление с профессиями. Для этого очень важно уже в дошкольном возрасте показать детям многообразие профессий, их социальную значимость и на основе этих знаний воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.
В старшем дошкольном возрасте при ознакомлении с трудом взрослых ставятся следующие задачи:
1) Дать детям знания о:
- трудовой деятельности взрослых: в промышленности, на строительстве, на транспорте, в учреждении, культурно – бытовом обслуживании, в сфере образования и медицины, в сельском хозяйстве;
- знания о героических профессиях (космонавты, пожарные, спасатели);
- знания о творческих профессиях (музыканты, писатели, художники);
- знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы;
- знания детьми основных трудовых процессов;
- знания о взаимодействии людей разных профессий;
- бережное отношение к результатам труда взрослых.
2) Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.
3) Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда.
4) Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.
В соответствии с задачами образовательной области «социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО, на основе рекомендуемых показателей примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и др. для построения более эффективной системы работы по ознакомлению старших дошкольников с профессиями нами была разработана диагностика по данному направлению.
Основные разделы диагностики :
1. Лексический словарь
2. Знание детьми профессий родителей.
3. Знание детьми трудовых профессиональных действий родителей.
4. Знание детьми назначения профессий, инструментов и материалов, необходимых для работы.
5. Бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
6. Собственное отношение к трудовому процессу.
Методы диагностики :
- игра,
- беседа,
- метод непосредственного наблюдения.
Методика проведения диагностики
1. Дидактические и словесные игры "Кому что нужно для работы?", "Все профессии нужны", "Кто что делает?", " Подбери и назови" (кто что потерял) - используя данный метод, проверяем словарно-понятийный запас слов о различных профессиях, инструментах, материалах, назначении.
2. В процессе беседы выявляем знания о профессий родителей, трудовых профессиональных действиях, которые они выполняют, назначение их труда : Кем работает мама, Кем работает папа, Что делает мама (папа) на работе, Какие инструменты ей (ему) необходимы для выполнения работы, Какой результат их труда?
Здесь же задаем вопрос детям: Зачем человек работает?
3. Метод наблюдения используем для решения последних позиций диагностики - бережное отношение к результатам труда и с желанием ли ребенок выполняет трудовые действия (поручения, дежурства).
В результате проведенной диагностики было выявлено следующее:
- у 50 % детей низкий уровень знаний о профессиях родителей, особенно их трудовые действия, инструменты и материалы каждой профессии,
- у 65 % опрошенных - узкий активный и пассивный словарь по теме "Профессии",
- у 45 % выполнение поручений и трудовых действий без желания, только по необходимости (потому что надо, так сказал воспитатель и т. д.)
Мы убедились в необходимости разработки системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями.
На первом этапе в группе были проанализированы и скорректированы необходимые условия: составлен перспективный план работы, пополнена предметно-развивающая среда атрибутами к сюжетно-ролевым играм, новыми дидактическими играми и пособиями по теме "Профессии", детской художественной литературой и картинками по данной теме.
Знакомство детей с профессиями мы осуществляли, используя разные виды совместной детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную и т. д.
Использовались следующие формы работы с детьми:
- беседы с детьми по теме "Профессии моей семьи",
- рассматривание иллюстраций и картинок (фотографий) по данной теме,
- чтение литературных произведений, стихов, загадок по теме "Профессии",
-проведение физкультурного развлечения "Новогоднее приключение"(почта,
- экскурсия на почту (с родителями, знакомство с профессией почтальона,
- экскурсия в краеведческий музей города, знакомство с профессией экскурсовода,
- посещение библиотеки, читального зала, знакомство с профессией библиотекарь,
- наблюдения за работой людей разных профессий : водитель автобуса (экскурсионная поездка в музей, помощник воспитателя, воспитатель (в группе, доктор (врач, медсестра (посещение профилактория, почтальон (экскурсия на почту, дворник (на территории детского сада, слесарь (ремонт сантехники в детском саду, маляр (при окраске фасада детского сада, посещение детьми рабочего места родителей (по возможности) : магазин (продавец, кассир, поликлиника (процедурный кабинет, офис (менеджер, директор, дизайнер, бухгалтер, школа (учитель, группа детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, столовая (повар) и т. д. ,
- сюжетно - ролевые игры "Почта", "Семья", "Больница", "Салон красоты", "Такси" и т. д. ,
- дидактические игры "Кому что нужно для работы", "Все профессии важны…" и т. д. ,
Работу по ознакомлению детей с профессиями проводили в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников:
- оформление выставки рисунков сотворчества детей и родителей "Профессии моей семьи"
- проведение викторины с детьми и родителями "Все профессии нужны…",
- оформление наглядной информации для родителей "Знакомство детей с профессиями",
- беседа с родителями "Расскажите ребенку о своей профессиональной деятельности".
В результате проведенной нами работы уровень знаний и умений детей повысился, изменилось и отношение детей к труду.
- у 50 % детей средний и у 50 % высокий уровень знаний о профессиях родителей, знают их трудовые действия, каков результат их труда, для чего они ходят на работу, орудия труда и инструменты,
- у всех детей повысился активный словарь по теме "Профессии" (словарь пополнился новыми словами, дети активно используют их при описании той или иной профессии,
- 85 % детей активно принимают участие в выполнении трудовых поручений, дежурствах, проявляют инициативу, помочь взрослому, бережно относятся к результатам своего и чужого труда.
Таким образом, отбор содержания образования на основе педагогической диагностики имеет высокий положительный результат.
Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующий вывод: если воспитатель задумывается об эффективности своей работы и хочет достичь определённых новым стандартом результатов, среди которых особое место занимает педагогическая диагностика, несомненно, она должна выходить на первое место в контрольно-оценочной деятельности педагога.
Библиографический список литературы
1. Диалоги о воспитании. / Под ред. В. Н. Столетова. - М. : Педагогика, 1985.
2. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения — Р н/Д, 1996.
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
5. Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых / В. И. Логинова, Л. А. Мишарина // Дошкольное воспитание. — 1978. — №10.
6. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М. : Педагогика, 1987.
Третьякова Ольга Владимировна
воспитатель
МБДОУ № 89 «Умка»
г. Северодвинск