Получи документы

Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями

ольга третьякова
Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями.

В связи с изменениями, происходящими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста, которые требуют от нас педагогов нового подхода к процессу воспитания и обучения подрастающего поколения.

Публикация «Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями» размещена в разделах

Наиболее рационально будет построена траектория образовательного маршрута ребенка на основе педагогической диагностики. Педагогическая диагностика – целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности дошкольника с целью оптимального решения педагогических задач. В профессиональной работе воспитателя она выполняет две главные функции: 1) несет достоверную информацию для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) педагогическая диагностика не является обязательной, но в тоже время педагоги могут проводить оценку индивидуального развития детей для решения образовательных задач и для оптимизации работы с группой детей.

На основе результатов диагностики определяется зона образовательных потребностей ребенка и соответственно осуществляется планирование образовательного процесса. При разработке планирования учитываются все образовательные области, предусмотренные ФГОС ДО. Одной из важных задач образовательной области «социально-коммуникативное развитие» является формирование первичных представлений о труде взрослых и положительного отношения к труду, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Решающее значение для воспитания ценностного отношения детей к труду взрослых имеет их ознакомление с профессиями. Для этого очень важно уже в дошкольном возрасте показать детям многообразие профессий, их социальную значимость и на основе этих знаний воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.

В старшем дошкольном возрасте при ознакомлении с трудом взрослых ставятся следующие задачи:

1) Дать детям знания о:

- трудовой деятельности взрослых: в промышленности, на строительстве, на транспорте, в учреждении, культурно – бытовом обслуживании, в сфере образования и медицины, в сельском хозяйстве;

- знания о героических профессиях (космонавты, пожарные, спасатели);

- знания о творческих профессиях (музыканты, писатели, художники);

- знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы;

- знания детьми основных трудовых процессов;

- знания о взаимодействии людей разных профессий;

- бережное отношение к результатам труда взрослых.

2) Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

3) Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда.

4) Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.

В соответствии с задачами образовательной области «социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО, на основе рекомендуемых показателей примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и др. для построения более эффективной системы работы по ознакомлению старших дошкольников с профессиями нами была разработана диагностика по данному направлению.

Основные разделы диагностики :

1. Лексический словарь

2. Знание детьми профессий родителей.

3. Знание детьми трудовых профессиональных действий родителей.

4. Знание детьми назначения профессий, инструментов и материалов, необходимых для работы.

5. Бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

6. Собственное отношение к трудовому процессу.

Методы диагностики :

- игра,

- беседа,

- метод непосредственного наблюдения.

Методика проведения диагностики

1. Дидактические и словесные игры "Кому что нужно для работы?", "Все профессии нужны", "Кто что делает?", " Подбери и назови" (кто что потерял) - используя данный метод, проверяем словарно-понятийный запас слов о различных профессиях, инструментах, материалах, назначении.

2. В процессе беседы выявляем знания о профессий родителей, трудовых профессиональных действиях, которые они выполняют, назначение их труда : Кем работает мама, Кем работает папа, Что делает мама (папа) на работе, Какие инструменты ей (ему) необходимы для выполнения работы, Какой результат их труда?

Здесь же задаем вопрос детям: Зачем человек работает?

3. Метод наблюдения используем для решения последних позиций диагностики - бережное отношение к результатам труда и с желанием ли ребенок выполняет трудовые действия (поручения, дежурства).

В результате проведенной диагностики было выявлено следующее:

- у 50 % детей низкий уровень знаний о профессиях родителей, особенно их трудовые действия, инструменты и материалы каждой профессии,

- у 65 % опрошенных - узкий активный и пассивный словарь по теме "Профессии",

- у 45 % выполнение поручений и трудовых действий без желания, только по необходимости (потому что надо, так сказал воспитатель и т. д.)

Мы убедились в необходимости разработки системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями.

На первом этапе в группе были проанализированы и скорректированы необходимые условия: составлен перспективный план работы, пополнена предметно-развивающая среда атрибутами к сюжетно-ролевым играм, новыми дидактическими играми и пособиями по теме "Профессии", детской художественной литературой и картинками по данной теме.

Знакомство детей с профессиями мы осуществляли, используя разные виды совместной детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную и т. д.

Использовались следующие формы работы с детьми:

- беседы с детьми по теме "Профессии моей семьи",

- рассматривание иллюстраций и картинок (фотографий) по данной теме,

- чтение литературных произведений, стихов, загадок по теме "Профессии",

-проведение физкультурного развлечения "Новогоднее приключение"(почта,

- экскурсия на почту (с родителями, знакомство с профессией почтальона,

- экскурсия в краеведческий музей города, знакомство с профессией экскурсовода,

- посещение библиотеки, читального зала, знакомство с профессией библиотекарь,

- наблюдения за работой людей разных профессий : водитель автобуса (экскурсионная поездка в музей, помощник воспитателя, воспитатель (в группе, доктор (врач, медсестра (посещение профилактория, почтальон (экскурсия на почту, дворник (на территории детского сада, слесарь (ремонт сантехники в детском саду, маляр (при окраске фасада детского сада, посещение детьми рабочего места родителей (по возможности) : магазин (продавец, кассир, поликлиника (процедурный кабинет, офис (менеджер, директор, дизайнер, бухгалтер, школа (учитель, группа детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, столовая (повар) и т. д. ,

- сюжетно - ролевые игры "Почта", "Семья", "Больница", "Салон красоты", "Такси" и т. д. ,

- дидактические игры "Кому что нужно для работы", "Все профессии важны…" и т. д. ,

Работу по ознакомлению детей с профессиями проводили в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников:

- оформление выставки рисунков сотворчества детей и родителей "Профессии моей семьи"

- проведение викторины с детьми и родителями "Все профессии нужны…",

- оформление наглядной информации для родителей "Знакомство детей с профессиями",

- беседа с родителями "Расскажите ребенку о своей профессиональной деятельности".

В результате проведенной нами работы уровень знаний и умений детей повысился, изменилось и отношение детей к труду.

- у 50 % детей средний и у 50 % высокий уровень знаний о профессиях родителей, знают их трудовые действия, каков результат их труда, для чего они ходят на работу, орудия труда и инструменты,

- у всех детей повысился активный словарь по теме "Профессии" (словарь пополнился новыми словами, дети активно используют их при описании той или иной профессии,

- 85 % детей активно принимают участие в выполнении трудовых поручений, дежурствах, проявляют инициативу, помочь взрослому, бережно относятся к результатам своего и чужого труда.

Таким образом, отбор содержания образования на основе педагогической диагностики имеет высокий положительный результат.

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующий вывод: если воспитатель задумывается об эффективности своей работы и хочет достичь определённых новым стандартом результатов, среди которых особое место занимает педагогическая диагностика, несомненно, она должна выходить на первое место в контрольно-оценочной деятельности педагога.

Библиографический список литературы

1. Диалоги о воспитании. / Под ред. В. Н. Столетова. - М. : Педагогика, 1985.

2. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения — Р н/Д, 1996.

4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.

5. Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых / В. И. Логинова, Л. А. Мишарина // Дошкольное воспитание. — 1978. — №10.

6. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М. : Педагогика, 1987.

Третьякова Ольга Владимировна

воспитатель

МБДОУ № 89 «Умка»

г. Северодвинск

Публикации по теме:

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей Представляю вашему вниманию методическую разработку на тему «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей». Я использую методические.

Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми «Дары Земли»Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми «Дары Земли» Изготовили: педагог дополнительного образования Укачкова Надежда Васильевна методист Терёхина Алена Александровна Дидактическая игра по.

Интерактивная доска — эффективный инструмент обучения дошкольниковИнтерактивная доска — эффективный инструмент обучения дошкольников Интерактивные доски в последнее время ассоциируются исключительно со школой. Действительно, чаще всего они используются именно там, но отнюдь.

Конспект интегрированной ООД по ознакомлению старших дошкольников с искусством «Кто и как создаёт рисунки в книгах» Цели: закреплять представление детей о книжной графике, о труде художников-иллюстраторов: Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачёва, В. Сутеева.

НОД по ознакомлению старших дошкольников с профессией портного «Кто огромный труд вложил, чтоб костюм тебе служил?» НОД по ознакомлению с трудом портного в рамках долгосрочной проектной деятельности.

Педагогическая диагностика физического развития дошкольников как условие повышения качества образования Актуальность: В общей системе образовательной работы физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном.

Педагогическая диагностика за 2014–2015 учебный год в старшей группе Педагогическая диагностика за 2014-2015 уч. год в старшей группе. В ходе анализа педагогической работы выявлены некоторые разделы, которые.

План работы воспитателя по разделу «Педагогическая диагностика индивидуальных достижений воспитанников» Аверьяновой Ю. В. Диагностические исследования № Содержание Сроки 1. Первичная оценка достижений детей на начало учебного года по разделам.

Представление опыта работы по ознакомлению детей с профессиями родителейПредставление опыта работы по ознакомлению детей с профессиями родителей Интерес детей к труду и необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в дошкольные годы. В быту и в игре дети стремятся.

Проект «Рукописная книга по ознакомлению с профессиями» Вид проекта: познавательно-творческий Цель: повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями
Опубликовано: 7 июля 2015 в 17:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями» (включая файлы) размещена пользователем ольга третьякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД