Ольга Данчук
Представление опыта работы по ознакомлению детей с профессиями родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес детей к труду и необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в дошкольные годы. В быту и в игре дети стремятся подражать взрослым. Задача взрослых – не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Труд должен войти в мир ребёнка и помочь в его успешном всестороннем развитии. В современном мире существует огромное количество видов труда. Умение ориентироваться в человеческих занятиях является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Публикация «Представление опыта работы по ознакомлению детей с профессиями родителей» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Моя работа с детьми по трудовому воспитанию реализует цели и задачи патриотического воспитания, которые основываются на любви и преданности к родному городу, к стране. Специфика работы в подготовительной группе в том, что профессии, с которыми знакомятся дети – это традиционный список профессий, рекомендованные программой по ознакомлению детей с трудом взрослых, которые дополняют и пополняют знания о профессиях, полученных в старшей группе. Тема моего самообразования была: «Воспитание трудолюбия у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе».
Одна из целей данной темы: создать условия для воспитания у дошкольников положительного отношения и уважения к труду взрослых, его результатам, способствовать начальной профориентации.
Основные задачи:
-формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества, развивать интерес к профессиям родителей.
-развивать самостоятельную деятельность детей – познавательную, исследовательскую, продуктивную в процессе познания окружающего мира.
-учитывая краеведческую направленность, обращать внимание на профессии ближайшего окружения, распространенные в городе.
Работа началась с подбора методической литературы, с определения представлений дошкольников о мире труда и профессий, то есть, с диагностики. Выявлен уровень знаний детей. Составлен план работы по трудовой деятельности. Подобраны формы и методы работы : определены темы занятий и бесед, продуманы проблемные ситуации и игровые формы обучения, развивающие задания, экскурсии, художественное слово и другое.
Работа с родителями : беседа на родительском собрании о важности данной проблемы, обсуждение совместных мероприятий, организации экскурсий на рабочие места родителей.
Работа с социумом : составление договоров об организации экскурсий на объекты города, приглашение на занятия в группу людей интересных профессий.
Непосредственная работа включает выполнение тематического плана ознакомления детей с профессиями города.
Знания, полученные детьми в ходе исследования проблемы, закреплялись в продуктивной деятельности в виде рисунков, в сюжетно-ролевых играх и дидактических играх, в чтения художественной литературы, в оформлении папок, содержащих полезную информацию.
Тематический план работы по ознакомлению с профессиями.
Тема: «Земледелец». «Кто выращивает хлеб». «Кто нас воспитывает». «Производство молочной продукции». «Строительные профессии». «Изобретатель». «Профессии творческой деятельности (музыка, живопись)» «Служба «01», «02», «03» - всегда на страже». «Профессии в цирке».
Были проведены экскурсии в детскую городскую библиотеку, пожарную часть; занятие по ОБЖ «Огонь - друг и враг» с приглашением гостя; дети с родителями участвовали в конкурсе «Пожарам заслон». Знания о профессиях закреплялись и на досуговых мероприятиях (Праздник мам – 8 Марта(23 Февраля) и др. Экскурсия в Музей
В заключительной части проводилась следующая работа – это повторная диагностика. Результаты показали:
1)большинство детей группы осознанно стали относиться к значимости труда людей разных профессий, у них сформированы представления о роли орудий труда в разных профессиях;
2)у детей расширились представления о профессиях людей, работающих в нашем городе, сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир;
3) появился интерес к профессиональной деятельности своих родителей : дети чаще стали задавать вопросы, беседовать на тему будущей профессии.
В воспитательной работе были использованы разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.
1. Непосредственная образовательная деятельность.
2. Экскурсии и встречи с людьми разных профессий.
3. Наблюдения.
4. Совместная деятельность.
5. Игра.
Для обеспечения системности в работе, использую схему по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых.
1. Чтение художественной литературы, слушание песен.
2. Беседы о профессии, рассматривание иллюстраций.
3. Экскурсии.
4. Организация взаимодействия с родителями : развлечение с приглашением родителей, консультации для родителей, оформление родительского уголка.
5. Сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра.
В подготовительной группе дети познакомились с профессией учителя, писателя, художника, стеклодува, гончара, библиотекаря, лесничего, экскурсовода, военного. Узнали профессии сотрудников детского сада и профессии водного, воздушного транспорта. Далее, была продолжена работа, где уточнялись представления детей о предметном мире, и тем самым закреплялись представления о профессиях.
Вывод: «Если знакомить детей с профессиями взрослых с дошкольного возраста и обязательно в определённой системе, то это поможет расширить у них представление о мире взрослых, сформировать уважение к труду и бережное отношение к вещам, разовьётся интерес к профессиональной деятельности, а в будущем научатся быть инициативными в выборе собственной профессии».