Ольга Ширяева
Педагогическая ценность игры с куклой Барби у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Кукла, как и игра с ней позволяет окунуться в мир и традицию игры. Кукла воплощает в себе важную социально-образовательную функцию товарища, друга, объекта для общения, а в старшем возрасте является символом детства и памяти о нем.
Кукла Барби для современного ребенка – это, в некотором роде, партнер для игр, объект любви, символ коллекционирования и подражания, а также объект для эмоционального общения.
Публикация «Педагогическая ценность игры с куклой Барби у старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики во всех странах мира. Не важно из чего была сделана кукла : из бумаги, тряпок, пластика или дерева, ее одинаково любили во все времена.
Что касаемо куклы Барби :
В. К. Лосев и А. И. Луньков одобрительно относятся к Барби, и считают, что она позволяет девочкам примерить на себя роль «красавицы», а пупсы и куклы- малыши, позволяют почувствовать себя мамой. Освоение этой роли на Эдиповой фазе (3-5 лет, для которой характерно возникновение у детей интереса к различиям полов, атрибутике своего пола, дает ощущение психосоциальной идентичности и уверенности в себе. [2].
А вот В. В. Абраменкова отрицательно относится к кукле Барби. По ее мнению, обладая такой куклой девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной ухаживающей за своей госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. [1].
В настоящее время, ассортимент кукол Барби велик. Он представлен как российскими так и зарубежными куклами. Но до сих пор нет единого мнения о том, какой именно должна быть кукла дошкольника.
В своих исследованиях Г. Тамбовская выделяла особенности развития игровой деятельности дошкольника с куклой. В раннем возрасте у ребёнка начинает зарождаться игра, как средство познавания мира. Игровая деятельность представляет собой подражание взрослым, имитацию движения жизни (сначала воспроизводить действия конкретных людей – игра «ролью в действия»). Затем ребенок усваивает собственные действия, перенося их на куклу. Ребёнок превращает куклу в живое существо. В дошкольном возрасте игра – ведущая деятельность ребёнка. Она формирует характер. Кукла является любимой игрушкой ребенка. [3].
Педагоги В. Г. Нечаева и Т. А. Маркова определили сюжеты игр с куклами для детей старшего дошкольного возраста.
1. Школа для кукол.
2. Путешествие с куклой.
3. Уход за куклой (кормление, укладывание спать, прогулка).
4. Чтение книг куклам.
5. День рождения куклы.
6. Кукла заболела[3].
Кукла помогает детям ощутить все впечатления от окружающего мира, которые оставляют свой след в психике. Игра с куклой многому учит детей и позволяет примерить на себя разные социальные роли. Благодаря играм с куклами Барби, дети внедряются в жизнь полноправными членами общества.
Дорогие педагоги : сделайте процесс занятий, таким, чтобы кукла являлась непосредственным участником межличностных, социальных отношений, помогала развить взаимодействие с куклой как с игрушкой.
Совместно с детьми создайте выставку кукол «Мир вокруг Барби», «Жизнь Барби» или любую другую. Пусть ваши принцессы приносят своих любимиц и участвуют в оформлении места для выставки.
Привлеките родителей к общению с куклой Барби. Устройте конкурс совместного творчества родителей и детей «Неповторимая Барби», родители уделят своему ребенку время и позанимаются с ним творчеством, а у ребенка появится желание сделать хорошо и красиво. Приурочте, к какому-нибудь празднику, дню детей, к 8 марта или дню матери.
Занятие лепкой можно сделать более интересным, предложив слепить посуду для Барби. В последствии поместите посуду на той же выставке что и кукол. Проведите беседу о кукле. Разовьете речь у ваших подопечных, обогатите их знания о кукле, а они с большой любовью расскажут вам о своих куклах.
И, наконец, обеспечьте кукле хорошую компанию. Поселите рядом с ней красавца Кена, подружек и домашних питомцев.
Таким образом, следуя всем нашим рекомендациям, вы проявите интерес к тому, что интересует дошкольников, научите их трудится, поможете их нравственному становлению, вместе с ними вспомните о детстве, окажете влияние на становление их моральных и нравственных убеждений и избавите от дурного влияния куклы на подрастающее поколение, о котором так много говорят.
Список литературы
1. Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба / В. В. Абраменкова – М. : Данилов благовестник, 2001. – 144 с.
2. Лосева В. К. Психосексуальное развитие ребенка / В. К. Лосева, А. И. Лунькова - М. : А. П. О., 1995. — С. 32-33.
3. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 1978. – 256 с.