Получи документы

Консультация для родителей «Воспитательно-образовательная ценность дидактической игры в жизни ребёнка»

Кристине Петросян
Консультация для родителей «Воспитательно-образовательная ценность дидактической игры в жизни ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребёнок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности. Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

Публикация «Консультация для родителей „Воспитательно-образовательная ценность дидактической игры в жизни ребёнка“» размещена в разделах

В игре находят выражение основные потребности ребёнка. Прежде всего, ребёнку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию жизни взрослых. По мере развития ребёнка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему не доступна. В игре ребёнок берёт на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребёнок действует самостоятельно, свободно выражать свои мысли, чувства, желания. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат и оберегают, в игре ребёнок может всё : плыть на корабле, лететь в космосе и т. п. Таким образом, малыш, как указывает К. Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживает ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.

Ребёнку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира. Детские игры во всём их многообразии предоставляют ему возможность создавать новые, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать своё отношение к тому, что является содержанием игры.

Ребёнок – существо растущее и развивающееся. Движение – одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических.

Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребёнку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях ещё «не доросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинении, потребности. Наличие таких отношений говорит о том, что группа становится «играющим коллективом». (А. П. Усова)

В недрах игры зарождаются и выделяются другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учатся ставить цели, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности.

В своё время А. С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков.

Н. К. Крупская подчёркивала полярное влияние игры на развитие ребёнка в зависимости от содержания деятельности: путём игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребёнка.

С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребёнка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания - значит повлиять на её содержание, научить детей способам полноценного общения.

Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представление о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребёнка, развитию образных форм познания, упрочению его интересов, развитию речи.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается её значение для нравственного развития ребёнка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребёнок чаще, чем в реальной жизни, становится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор.

Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать её «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.

Играя с ребёнком, вы привлекает его внимание к окружающим предметам, учите производить элементарные игровые действия. Он просит показать, «где глазки, где носик, где ножки, где ручки».

То есть, взрослый закладывает первые основы обучения родному языку, создаёт радость общения.

игры имеют огромную воспитательную ценность и одновременно учат детей сообразительности, быстроте реакции и т. д.

Дидактические игры разрабатывались Фребелем, они имели вид упражнений. Много дидактических игр разработала Мария Монтессори, особенно для сенсорного развития.

Современные дидактические игры – это игры Венгера, Никитина. Так что же такое дидактические игры?

Дидактическая игра – это игра, в которой в игровой форме происходит обучение и воспитание дошкольников. Детей одновременно учат и забавляют.

В чём же воспитательно-образовательная ценность дидактических игр?

В том, что они имеют большое значение для всестороннего развития личности ребёнка. При использовании дидактических игр решаются следующие задачи:

Умственное развитие.

1 Формирование нравственных представлений о предметах и явлениях.

2. Систематизирование значений.

3. Развитие у ребёнка умений сравнивать, группировать, классифицировать.

4. Развитие сенсорных способностей (знакомство с цветом, формой).

5. Активизация словаря и его обогащение. Формирование правильности звукопроизношения, развитие связной речи.

Примеры игр: «Чудесный мешочек», «От зёрнышка до булочки», «Кем рубашка сшита», «Откуда стол пришёл»,«Ботаническое лото», «Четыре картинки», «Отвечай быстро».«Спрячь мышку от кошки», «Зажгите свет в окошке», «Подбери чашки к блюдцам».«Назови словом», «Скажи по-другому», «Путешествие по городу», «Ателье».

Нравственное воспитание.

1. Для формирования нравственного воспитания большое значение имеет содержание игр.

2. Формирование моральных качеств личности, развитие нравственных чувств: доброты, дружбы, культуры поведения.

Примеры игр:«Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», «Кукла испачкалась».

Трудовое воспитание.

1. Уважение к труду и трудящимся людям.

2. Развитие трудолюбия.

Примеры игр:«Кто построит этот дом?», Кому что нужно для работы».

Изготовление материала дидактической игры.

Эстетическое воспитание.

1. Развитие эстетического вкуса, чувства прекрасного.

2. Материал в игре должен соответствовать правилам, нормам, эталонам красоты.

Примеры игр:«Сложи узор», «Укрась вазочку».

Физическое развитие.

1. Способствует эмоциональному подъёму.

2. Укрепление мелкой моторики рук.

3. Положительная оценка хода игры и её результат положительно влияет на самочувствие ребёнка.

Примеры игр: игра с вкладышами, игрушка «Собери пирамидку», «Прокати мяч в ворота», «Перешагивание через разноцветные пенёчки».

Дидактическая игра отражает взаимосвязь обучения и игры. В дидактической игре задача она скрывается игровыми задачами, не скрывать её нельзя.

Постепенно дидактические задания принимаются детьми. Они желают их выполнить. Дидактические задания реализуются на протяжении всей игры через осуществление игровых задач, действий. А итог её решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнять функцию обучения, и вместе с тем будет развивать вашего ребёнка.

Игровые действия – основа дидактической игры. Это не любые действия, а только те, которые происходят в игровой ситуации (поиск, нахождение, соревнования, изображение ролевых отношений).Игровым действиям нужно учить. Именно при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

В сенсорном развитии дошкольников особое значение приобретают дидактические игры. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Сенсорное развитие в жизни каждого человека имеет огромное значение. Дидактические игры и упражнения являются эффективным средством формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста, если они включены в различные виды деятельности и их содержание предполагает закрепление представлений детей о сенсорных эталонах.

Дидактические игры должны быть кратковременными: 10-20 минут; очень важно, чтобы умственная активность не снижалась в процессе игры. Во многих дидактически играх есть элементы соревнования, поэтому может быть перевозбуждение детей, связанное с азартом. Нельзя допускать чрезмерного перевозбуждения ребёнка, которое приводит к переутомлению.

Ребёнку необходимо внушать возможность исправить ошибку, поверить в свои силы. Играя с ребёнком,вы способствуете его развитию, закладываете фундамент на котором будут строится его знания об окружающем его мире, способствуете его успешному обучению в школе, социализации в обществе.

Публикации по теме:

«Игрушки в жизни ребёнка». Консультация для родителей Государственное бюджетное образовательное Учреждение г. Москвы "Школа" №853 дошкольное отделение №3 Консультация для родителей. Тема: "Игрушки.

Фотоотчёт на тему «Использование дидактической игры «Танграм» в НОД по ФЭМП»Фотоотчёт на тему «Использование дидактической игры «Танграм» в НОД по ФЭМП» В НОД по ФЭМП при ознакомлении детей с геометрическими фигурами я использовала дидактическую игру «Танграм». Для того, чтобы детям было.

Консультация для родителей «Игры с природным материалом для развития ребёнка» Консультация на тему «Игры с природным материалом для развития ребёнка». Игра- ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь,.

Консультация для родителей «Игры с ребёнком младшего дошкольного возраста в жизни вашей семьи» Игра занимает ведущее место в жизни ребенка. Каждая игра предполагает какой-то результат, развитие чего-то,обучение чему-то. Используйте.

Консультация для родителей «Значение игры в жизни ребенка» ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,.

Консультация к педсовету «Развитие речи детей второй младшей группы посредством дидактической игры» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образованию содержание образовательной программы дошкольной.

План-сценарий родительского собрания «Здоровье-главная ценность человеческой жизни» Цель: приобщать родителей к формированию здорового образа жизни; формировать чувство ответственности за воспитание своего ребенка. План.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника» Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника. Консультация для родителей. Уважаемые наши мамы и папы! Каждый из вас знает, что дети очень.

Консультация «Стретчинг и его значение в жизни и здоровье ребёнка»Консультация «Стретчинг и его значение в жизни и здоровье ребёнка» .

Значение дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Игра – это доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных впечатлений из окружающего мира. В игре ярко проявляются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Воспитательно-образовательная ценность дидактической игры в жизни ребёнка»
Опубликовано: 30 января 2016 в 13:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Воспитательно-образовательная ценность дидактической игры в жизни ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Кристине Петросян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД