Юлия Штырманова
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Библиографическое описание:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : 1999. - 215с.
Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С. А. Козловой. - М., Слово, 2004. - 245с.
«Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», - писал А. Н. Толстой.
В наше время воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из основных задач государства. Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Патриотическое воспитание включает в себя любовь к близки людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Решающим становлением личности, происходит в первые годы жизни ребенка, только важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком общественного опыта. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, оказывая существенное влияние на его мировоззрение. Формирование этого опыта у ребенка происходит поэтапно - в процессе воспитания его любви к своей семье, к своему детскому саду и, конечно же, к родной стране. Именно у детей дошкольного возраста, имеются потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Окуная ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, формируя любовь к малой и большой Родине.
В детском саду в рамках воспитательной работы с детьми важной задачей является, воспитать в детях чувство уважения к другим народам и национальностям, ведь наша страна огромна и многонациональна.
Задача педагогов и родителей – это пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес у ребенка к явлениям общественной жизни.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.
Но никакие знания взрослого не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.
Поэтому педагог должен сам стремиться учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях.
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей :
– прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр. ;
– беседы о родном городе, стране, ее истории;
– наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
– рассказы воспитателя;
– показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
– целевые прогулки и экскурсии. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д. ;
– ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.);
– использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
– знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов.
– участие в общественных и календарных праздниках;
– организация тематических выставок;
– участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Таким образом, патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность.