Галина Черненко
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время особое значение. В дошкольном учреждении необходимо создавать условия для воспитания патриотов, приобщая детей к культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу.
Публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию детей при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Проанализировав опыт работы по данному направлению, проведя анкетирование с педагогами и родителями, мы поставили перед коллективом годовую задачу: «Совершенствование работы дошкольного учреждения по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
В ФГОС ДО прописано : «Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках».
Исходя из этого, патриотическое воспитание включает в себя следующие компоненты:
1. Содержательный (представления ребенка об окружающем мире) :
• о культуре народа, его традициях, творчестве;
• о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;
• об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;
• о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).
2. Эмоционально-побудительный (Эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру) :
• Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
• Интерес к жизни родного города и страны;
• Гордость за достижения своей страны;
• Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;
• Восхищение народным творчеством;
• Любовь к родной природе, к родному языку;
• Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.
3. Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности) :
• Труд;
• Игра;
• Продуктивная деятельность;
• Музыкальная деятельность;
• Познавательная деятельность.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание :
«Наследие» Е. Соловьева, Л. Царенко,
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханёва,
«Мы живём в России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова,
«Маленькие россияне» под ред. Т. И. Оверчук,
«Наш дом – Южный Урал» Е. Бабунова, С. Багаутдинова и др.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни деятельности педагогов и включает:
• методическую работу;
• образовательную работу с детьми;
• взаимодействие с родителями;
• взаимодействие с социумом.
Рассмотрим их подробнее.
1. Методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение педагогов.
Организация методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию направлена на решение следующих задач:
1. Всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога.
2. Развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ в целом.
3. Достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной теме.
4. Формирование комплекса нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания.
В содержание ее входят следующие направления работы :
• оказание помощи педагогам ДОУ;
• осуществление контроля за воспитательно-образовательной работой;
• организация и проведение педсоветов;
• изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта;
• создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
• обеспечение взаимодействия ДОУ и социума.
Методическая работа по патриотическому воспитанию отражена в годовом плане.
2. В соответствии с ФГОС ДО, вопросы патриотического образования решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей.
. Образовательная деятельность с детьми включает разнообразные формы работы :
- НОД, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики с использованием различных технологий: здоровьесберегающих, ИКТ, игровых, сказкотерапии.
- Использование метода проектов в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:
• педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
• родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;
• дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
- Очень значимой и познавательной формой работы с детьми являются экскурсии, прогулки, наблюдения. Дети изучают достопримечательности села, знакомятся с профессиями родителей, природой родного края.
На экскурсии к реке дети знакомятся с растительным и животным миром водоема, могут внимательно рассмотреть и потрогать гладкие речные камешки – гальку, кувшинки, камыш, движение рыбок в воде, спрятавшихся под листочками лягушек, увидеть слияние 2-х рек – Коелги и Увельки. Экскурсия на луг знакомит детей с травянистыми растениями и насекомыми.
Мы знакомим детей с достопримечательностями Челябинской области, но, так как, организовать такие поездки проблематично, было решено использовать 3D-экскурсии и фильмы.
Используя такие формы работы, мы смогли познакомить детей с историческими памятниками, с народными традициями и бытом, с животными и растениями наших лесов.
- Использование иллюстраций, художественной литературы, чтение сказок и былин, стихов о родине, пословиц, поговорок
- Разучивание песен и прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества.
- Обогащение и стимулирование детского творчества.
- Привлечение детей к посильному общественно – полезному труду.
- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
- мероприятия, посвященные государственным (День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день, День матери и др.) и народным праздникам (Рождество, Масленица, Пасха, спортивные конкурсы и развлечения, военно-спортивная игра «Зарничка».
- И, конечно, основной вид деятельности детей – игры : сюжетно-ролевые, настольно-печатные, театрализованные, дидактические, строительные, подвижные, народные и др.
Большое значение для патриотического образования и воспитания имеет предметно пространственная развивающая среда.
Патриотический уголок в детском саду помогает педагогам познакомить детей : с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и района (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы района); с русскими народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий.
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности.
Мини-музеи созданы в каждой группе. Тематика мини - музеев отражает специфику возраста, интересы и увлечения каждого «творческого коллектива» группы.
Так, для малышей создан мини-музей игрушек «Петушок и его семья» и мини-музей «Моя семья».
Задачи патриотического воспитания решаются также на примере использования материала мини-музея матрешки, работа над созданием которого велась педагогами в группе младшего возраста совместно с детьми и их родителями. Собирались экспонаты, картинки, книги, статьи о матрешках. Одновременно воспитатели знакомили воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом ее изготовления, разнообразием и характерными особенностями семеновской, загорской, полхов-майданской матрешек.
Не менее интересным оказался мини-музей природы «Дикие животные Южного Урала», оформленный в группе среднего возраста, где дошкольники знакомятся с разнообразием животных своего региона. Для старших дошкольников созданы мини-музеи «Русская берёза» и «Мрамор Коелги». Работа над этими музеями еще продолжается. В перспективе пополнение экспонатов, создание макетов и выставки детских работ.
В группе старшего дошкольного возраста совместными усилиями педагогов, воспитанников и их родителей был создан мини-музей «Родная старина», основная цель которого - воспитание патриотических чувств детей через развитие интереса к русской народной культуре и знакомство со старинными предметами быта.
3. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Используем различные формы взаимодействия с родителями.
Традиционные формы взаимодействия с родителями:
• Беседы, консультации
• Папки-передвижки, стенды
• Дни открытых дверей
• Родительские собрания
• Выставки совместных работ
• Праздники, развлечения
Нетрадиционные формы:
• Сайты детского сада, группы
• Фотовыставки, фотомонтаж
• Выпуски семейных газет
• Совместные прогулки, экскурсии
• Проведение акций
• Выставки семейных реликвий
• Создание мини-музеев, лэпбуков
Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей», Родительские клубы и собрания, совместные спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера ДОУ, в благоустройстве территории детского сада. Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, посещения музеев.
Сравнительно новое средство обучения – лэпбук. Лэпбук можно рассматривать как один из способов взаимодействия родителей и детей, где родители помогают организовать деятельность ребенка, направляют, совместно играют; как итог проектной деятельности или оформление ППРС.
Лэпбук (lapbook- наколенная книга, или как его еще называют тематическая папка) - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Лэпбук это интересно, доступно и не очень затратно для родителей в сравнении с нашими дорогими развивающими игрушками.
4. В решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия с социальными партнерами.
МБОУ СОШ имени дважды героя Советского Союза С. В. Хохрякова. Каждый год старшие дошкольники посещают школьный музей, где познакомятся с бытом казаков, посудой и старинной утварью, историей Великой Отечественной войны и земляками-ветеранами ВОВ.
МКУК ЦБС Коелгинская модельная Павленковская сельская библиотека. Библиотека является нашим партнером не один год. В рамках клуба «Читай-ка» знакомят детей с былинами и сказаниями народностей Урала, проводят игры и викторины по материалам устного народного творчества. Дети посещают в библиотеке музей «Русская изба», тематические выставки, участвуют в смотрах-конкурсах (Танк Т-34, Мы помним, мы гордимся).
Коелгинский Дом культуры. Наше сотрудничество заключается в проведении совместных досугов и праздников, участии детей в смотрах художественной самодеятельности («Виктория-70», митингах и концертах, сельских праздниках.
Детская школа искусств. 28 ноября дети средней, старшей и подготовительной групп участвовали в общесельском Первом поэтическом конкурсе «Это яркое звонкое слово», посвященном 70-тилетию Великой Победы и 100-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза С. В. Хохрякова.
Т. О. Проблема нравственно-патриотического воспитания может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива и социума.
Мы надеемся, что такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь.