мария перцель
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д. С. Лихачев
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
И ФГОС ДО тоже ставит перед (педагогами) нами задачи:
• содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
• приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Из этих задач вытекает, что особое значение в дошкольном образовании мы должны уделять нравственно-патриотическому воспитанию детей.
В связи с этим наш коллектив детского сада ставит перед собой задачи:
Задачи эстетического и нравственного воспитания.
Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
Задачи физического воспитания.
Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно - патриотическим содержанием).
Задачи трудового воспитания.
Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края.
Формирование бережного отношения к природе.
Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному селу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству.
В соответствии с ФГОС ДО, патриотическое образование мы проводим через различные методы и формы:
Рекомендуемые методы и формы работы.
- Целевые прогулки и экскурсии.
- Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей и т. д.).
- Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
- Беседы о родном городе.
- Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.
- Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества.
- Обогащение и стимулирование детского творчества.
- Привлечение детей к посильному общественно – полезному труду.
- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов : устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войн, героев труда.
Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание : «Наследие» М. Ю. Новицкой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой, «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой, «Маленькие россияне» под ред. Т. И. Оверчук.
Формирование любви к Родине:
- в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка;
- в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
Говоря о воспитании патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.
Основными путями решения поставленных задач является:
1. повышение уровня самообразования педагогов через педсоветы, консультации, семинары - практикумы, деловые игры, показ открытых мероприятий;
2. создание предметно-развивающей среды: оборудование специальных зон;
3. предметы народного декоративно-прикладного искусства;
4. дидактические и сюжетно-ролевые игры патриотической направленности;
5. организация выставок детского творчества;
В настоящее время данная работа очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Поэтому мы должны подойти к этой проблеме вместе. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.
Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию ведется через консультации, тематические собрания, создания информационных стендов и буклетов для родителей, участие в выставках, творческих конкурсах, участие родителей в детских праздниках, исследовательскую деятельность (составление родословной, изучение истории семьи, создание семейных альбомов «Моя семья»).
А сотрудничество с социумом помогает закрепить увиденное и услышанное детьми.
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.