Людмила Лунина
Паспорт экологического проекта «Кто живёт в яичке?»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема во все времена. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, ребенок обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать.
Темочки:
На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, бережно относиться ко всему живому.
Широкие возможности для развития экологической культуры и познавательной активности ребенка - дошкольника открывает проектная деятельность. Очень важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий.
Возраст участников: 4 – 5 лет
Сроки реализации проекта : с января по апрель 2018 года
I этап – постановка проблемы
Проблема:
Детская: Все мы читали сказку про Курочку Рябу и знаем, что курочка несёт яички. Детям стало интересно, у каких животных детёныши появляются из яиц.
Педагогическая: У детей пятого года жизни недостаточно сформированы представления о мире животных, их росте и развитии.
Цель:
Создание условий для познавательно - исследовательской деятельности экологического содержания у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарные представления о животных, детеныши которых появляются из яиц.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
3. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
II этап - сбор копилок
Совместно с детьми и родителями было собрано несколько копилок.
Первая копилка – это копилка информации о животных и их детенышах.
Были подобраны детские энциклопедии и познавательная литература:
- «Детская энциклопедия животных» В. В. Ликсо
- «Энциклопедия животных для малышей» Росмэн
- «Все о животных от А до Я» К. Рейд
- «Детеныши животных» Росмэн
- «Эти удивительные детеныши животных» Ю. Феданова, Т. Скиба
- «Моя большая книга о детенышах животных» Ф. Симон
Также были подобраны и созданы детские познавательные презентации:
- «Домашние животные и их детеныши»,
- «Дикие животные и их детеныши»,
- «Мама и детеныши»,
- «Кто в яичке живет?»
Из книг и Интернета ребята узнали, что яйца откладывают не только птицы, но и насекомые, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. Яйцо содержит в себе всё необходимое для роста и развития детёныша.
Далее вместе с ребятами мы начали собирать копилку изображений животных и детенышей, которые появляются из яиц.
III этап – создание картотеки (классификация собранной информации)
На этом этапе дети разложили собранные картинки по разным признакам:
1. По размеру яиц
Ребята узнали, что яйца, которые откладывают животные, имеют различный размер: от самого маленького у насекомых до большого, почти огромного, у страуса.
2. По цвету яиц
Дети узнали, что яйца различаются по цвету. Они бывают почти прозрачные у змей и рыб, и разного цвета – голубые, желтые, зеленые, розовые и даже в крапинку у птиц и насекомых.
3. По месту кладки яиц
По месту кладки: насекомые откладывают яйца на листья растений, птицы – в гнезда, рыбы – в воде, земноводные и пресмыкающиеся – в песок и землю.
Также дети узнали многих представителей птиц, насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, которые выводят детенышей из яиц.
IV этап – создание готового продукта
В процессе проекта созданы :
- макеты – игрушки «Детеныши животных в яичке» (Цыпленок, Змейка, Божья коровка, Крокодильчик» и др.,
- книги – самоделки о животных «Цыпленок», «Божья коровка», «Крокодильчик», «Змейка», «Пингвиненок», «Рыбка», «Страусенок» и др.
- творческие работы (аппликация, рисунки, пластилинография) по теме проекта,
- «выращены» динозавры из яиц (игрушка).
Примерный план работы над проектом
Этапы работы Содержание работы Задачи Формы работы Используемый материал
I
(январь) Изучение познаватель-ной литературы, просмотр презентаций Сформировать у детей представления о животных и детенышах, которые появляются из яиц Чтение, рассматривание иллюстраций, беседы, просмотр познавательных презентаций Детские энциклопедии и познавательная литература: «Детская энциклопедия животных» В. В. Ликсо, «Энциклопедия животных для малышей» Росмэн, «Все о животных от А до Я» К. Рейд, «Детеныши животных» Росмэн, «Эти удивительные детеныши животных» Ю. Феданова, Т. Скиба, «Моя большая книга о детенышах животных» Ф. Симон
Детские презентации: «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Мама и детеныши», «Кто в яичке живет?»
II
(февраль) Классифика-ция собранного материала (копилок) Развивать умение классифициро-вать собранный материал по разным признакам Дидактические игры, игры-упражнения на классификацию, интерактивные игры Дидактические игры: «Мама и детеныши», «Найди маму», «Кто где живет?», «Разложи картинки по группам (по цвету, размеру)».
Интерактивные игры: «Найди детеныша», «Мама – детеныши», «Что за чем», «Кто где живет»
III
(март) Создание нового продукта Обобщить и систематизиро-вать представления детей о детенышах животных, которые появляются из яиц; развивать творческие способности Составление схем по теме проекта, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация по теме проекта, изготовление книг (совместно с родителями); «выращивание» динозавра из яйца. Листы бумаги, фломастеры, картинки по теме проекта, игрушка «Вырасти питомца»
IV
(апрель) Презентация проекта Формировать коммуникатив-ные навыки; развивать умение представлять проект; отвечать на вопросы Презентация проекта Стенды, схемы, готовый продукт (книги, игрушки).
Увлеченность ребят темой проекта нашла свое отражение и в самостоятельной деятельности: дети играли в сюжетно – ролевые и режиссерские игры «Друзья - животные», «Мама и детки», дидактические игры, рассматривали познавательную энциклопедическую и художественную литературу, рисовали любимых животных, рассказывали о своих домашних питомцах.
V этап – презентация проекта
Проект был представлен детьми для:
- воспитанников старших и подготовительных групп детского сада,
- педагогов детского сада и родителей,
- воспитателей ДОО Автозаводского района в рамках районного годового семинара «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста через моделирование мыслительных действий в контексте ФГОС ДО»
VI этап – постановка новой проблемы
Проект «Кто живет в яичке?» заинтересовал не только детей, но и родителей. Они предложили нам летом попробовать вывести настоящих цыплят с помощью инкубатора. Это и будет продолжением нашего проекта.
Результаты работы:
Проведенный проект способствовал развитию познавательных интересов, любознательности и активности детей, помог обогатить представления ребят о животном мире, росте и развитии детенышей животных. А искренний интерес и активная познавательная деятельность детей в ходе реализации проекта – огромное тому доказательство!
Надеемся, что наши воспитанники и дальше будут проявлять желание познавать и исследовать что-то новое, а мы постараемся создать для этого необходимые педагогические условия, поддержать и развить их инициативу.