Наталья Поташова
Паспорт творческо-исследовательского проекта «Свойства и качества бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по проекту проводится в рамках комплексно-тематической программы «воспитательно-обучающей в детском саду», по теме: «Свойства и качества бумаги».
Участники: воспитатели, дети второй младшей группы 3-4 года, родители.
Автор проекта : Поташова Наталья Владимировна.
Тип проекта : творческо-исследовательский.
Срок проекта : краткосрочный с 13.04.2015 г. По 24.04.2015 г.
Актуальность:
Публикация «Паспорт творческо-исследовательского проекта „Свойства и качества бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Проекты творческие
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Работа по теме экспериментальной деятельности во второй младшей группе с бумагой способствует развитию экспериментальной деятельности дошкольников, активизации и обогащению словаря. Знакомство со свойствами обычных веществ - бумаги, бумажных салфеток - развивает такие качества, как любознательность, умение сосредоточивать внимание, действовать осознано и целенаправленно, что очень важно для общего развития ребёнка. Ведь на нашем занятии дети превращаются в настоящих маленьких исследователей.
Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия.
Организуя игры с бумагой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и способствует освоению представлений о цвете, форме, величине, развивает мелкую моторику ребенка.
Задачи исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта; формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Цель: Научить детей с помощью разнообразных приемов определить свойства качества бумаги и делать выводы.
Задачи:
1. Обогатить представление детей о разнообразных качествах (мягкая, тонкая, плотная) и свойствах (рвется, мнется, намокает) бумаги.
2. В процессе экспериментирования сравнить свойства и качества салфеточной и альбомной бумаги. Расширить представления детей о назначении альбомной и салфеточной бумаги, их использовании в зависимости от их свойств.
3. Побуждать познавательскую активность детей, интерес к экспериментированию.
4. Учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта. Учить детей обобщать. Учить детей давать более полные ответы. Развивать речь и память детей. Воспитывать в детях аккуратность. Продолжать учить детей наблюдать.
5. Побуждать родителей проявлять инициативу и активность в оказании помощи, серьезного отношения к опытно-экспериментальному проекту «Свойства и качества бумаги».
6. исследованиям детей.
Организация проекта :
I этап – организационно-подготовительный:
Постановка проблемы, определение цели и задач творческо-исследовательский работы.
Разработка диагностических заданий и подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
Подготовка информации для родительских уголков.
II этап - рефлексивно-диагностический:
1. Мероприятия с привлечением родителей:
беседы о необходимости опытов и экспериментов с детьми младшего возраста,
пополнение предметно-развивающей среды;
консультации на темы: «Волшебный мир бумаги», «Экспериментируйте с детьми дома».
2. Проведение диагностических заданий и обработка полученные данных.
3. Разработка плана-программы по опытно – экспериментальной работе «Свойства и качества бумаги».
III этап - практический:
Реализация плана-программы по опытно – экспериментальной работе «Свойства и качества бумаги» через взаимодействие с родителями, активное внедрение совместных форм работы с детьми.
IV этап - заключительный:
Анализ достижения целей и полученных результатов;
Обобщение и распространение опыта работы.
Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Материалы, оборудование:
- Салфетки, цветная бумага, альбомная, гофрированная, картон, писчая, оберточная,
-ножницы, емкости с водой, стаканчики из салфеток и альбомной бумаги.
- «Апельсины», вырезанные из салфеток и альбомной бумаги.
- тарелочка,
- игрушки: волк и белка,
- ваза,
- коробка из апельсинового сока.
Формы работы с детьми:
Опыты, беседа, дидактические игры, итоговое занятие.
Экспериментально – исследовательская работа организована в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Ожидаемый результат:
Обогатятся представления детей о разнообразных качествах (мягкая, тонкая, плотная) и свойствах (рвется, мнется, намокает) бумаги.
В процессе экспериментирования дети научатся сравнить свойства и качества салфеточной и альбомной бумаги. Расшириться представления детей о назначении альбомной и салфеточной бумаги, их использовании в зависимости от их свойств.
Будет развиваться познавательская активность детей, интерес к экспериментированию.
Дети научаться делать выводы по окончанию каждого опыта, обобщать. Научиться давать более полные ответы. Будет развиваться речь и память детей. Дети научатся взаимодействия друг с другом.
Родители станут активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
План – программа по опытно – экспериментальной работе «Свойства и качества бумаги»
Дата Совместное
элементарное
экспериментирование
(содержание) Выводы
(задачи и цели) Самостоятельное
элементарное
экспериментирование
13.04.15. Опыт 1.
Материал: бумага гладкая, шершавая, толстая, тонкая, мягкая.
Совместное рассматривание и ощупывание бумаги. Бумага разная на ощупь : гладкая, мягкая, шероховатая, бугристая.
Д/игра «Покажи правильно». Рассматривание и ощупывание бумаги.
14.04.15. Опыт 2
Материал: альбомные листы бумаги, тонкая бумага, фломастеры, краски, ватные палочки, цветные карандаши. На плотной прочной бумаге можно рисовать. Д/и «Бумажные фантики». Рисование на бумаге.
15.04.15. Опыт 3 «Мнем и разглаживаем»
Материал: бумага.
Сминание и разглаживание бумаги. Бумагу можно мять и разглаживать. Сминание и разглаживание бумаги.
16.04.15. Опыт 4
Материал: бумага, таз с водой.
Поместить бумагу в таз с водой. Бумага может размокнуть и порваться. Бумага боится воды Д/и «Что бывает из бумаги».
Игра с бумагой и водой.
17.04.15. Опыт 5
Материал: бумага и салфетки.
Разрывание бумаги. Бумага рвётся на мелкие кусочки. Салфетки рвутся легче. Игры с бумагой и салфетками.
20.04.15. Опыт 6 «Склеивание бумаги».
Материал: кусочки бумаги, клей.
Изначально приготовленные контуры реки, снежных сугробов. Поклейка контуров. Бумагу можно склеивать, и можно получить красивую картину. Поклейка разнообразных картинок.
21.04.15. Опыт 7
Материал: кусочки порванной бумаги.
Научить дуть на кусочки бумаги. Маленькие кусочки бумаги легкие, когда на них подуешь они разлетаются Игры с кусочками бумаги.
22.04.15. Опыт 8 «Шуршащая или поющая бумага».
Материал: бумага.
Взять бумагу и выполнять движение «стирка белья». При смятии – бумага издаёт звук. Игра «стирка белья».
23.04.15. Беседа о бумаге. Бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если мы будем беречь бумагу, то сохраним много деревьев. Беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Д/и «Принеси бумажный предмет».
24.04.15. Итоговое занятие «Мы делили апельсин»
Закрепить представления детей о разнообразных качествах и свойствах бумаги. Расширить представления детей о назначении альбомной и салфеточной бумаги, их использовании в зависимости от их свойств. Альбомный лист прочный, плотный, он намокает, но медленно, и поэтому из стаканов, сделанных из альбомной бумаги можно напиться.