Юлия Валериевна Шейко
Паспорт группы раннего возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад
Паспорт группы раннего возраста
Содержание:
1. Задачи воспитания детей в группе раннего возраста.
2. Целевые ориентиры образования детей раннего возраста.
3. Образовательные задачи по всем направлениям развития основной образовательной программы дошкольного образования;
4. Развивающая предметно-пространственная среда в группе.
Публикация «Паспорт группы раннего возраста» размещена в разделах
5. Возрастные особенности контингента детей 3-го года жизни (физической, познавательной, речевой, социально-личностной, художественно-эстетической);
6. Расписание непрерывной образовательной деятельности по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детей 3 – го года жизни;
7. Ежедневная организация жизни и деятельности детей;
8. Кадровый состав группы (все педагоги, работающие с детьми);
9. Программно-методическое обеспечение по всем направлениям развития детей (физическому, познавательному, социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому) ;
10. План взаимодействия с родителями.
1. Задачи воспитания детей в группе раннего возраста.
• Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей. Воспитывать КГН и навыки самообслуживания. Развивать основные движения, предупреждать утомление.
• Наряду с наглядно-действенным мышлением формировать элементы наглядно-образного мышления. Развивать восприятие, внимание, память детей.
• Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
• Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. Воспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям.
• Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи. Учит понимать речь взрослого без наглядного сопровождения. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
• Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивать умение играть рядом, а затем вместе со сверстниками.
• Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям.
• Развивать художественное восприятие детей, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.
2. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
• Эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
• Владеет простейшими навыками самообслуживания;
• Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
• Владеет активной речью, включенной в общение;
• Может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
• Знает названия окружающих предметов и игрушек;
• Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
• Появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослых;
• Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазание, перешагивание и пр.).
3. Образовательные задачи по всем направлениям развития основной образовательной программы дошкольного образования;
Задачи деятельности с детьми 3 -го года жизни:
Направление «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
• Двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
• Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, форсирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
• Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• Становление ценностей ЗОЖ, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и т. д.).
Направление «Социально-коммуникативное развитие»
Направлено на:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
• Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
• Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Направление «Познавательное развитие»
Предполагает:
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве;
• представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
• о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Направление «Речевое развитие»
Включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Направление «Художественно-эстетическое развитие»
Предполагает:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4. Развивающая предметно-пространственная среда группы.
В качестве таких центров в группе организованы :
1. уголок для ролевых игр
- парковка, стоянка, кухня, комната, больница, парикмахерская, муляжи фруктов и овощей, телефон;
2. книжный уголок
- книги А. Барто, В. Сутеева, К. Чуковского, Стишки для малышей, Потешки, «Загадки для малышей», «Цвета для малышей» и пр. ;
3. зона для настольно-печатных игр («Домино для малышей», «Кто чей детеныш?», «Кто где живет», «Карандашики», «Время» и пр.) ;
4. выставка
- детского рисунка,
- детского творчества,
5. спортивный уголок (мячи, скакалки, маты) ;
6. игровой уголок (куклы в одежде крупная и средних размеров, шкаф для кукольной одежды, домик для игр с куклами, мебель для кукол, комплекты одежды для кукол, комплект постельного белья для кукольной мебели, фигурки диких животных и пр.);
7. уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей:
- конструктивной (набор кубиков среднего размера, дидактический набор из деревянных брусочков разных размеров, 2 пластиковых конструктора разного содержания, 2 вида мозаики, пирамидка крупная, пирамидка среднего размера пластиковая и пр.) ;
- изобразительной (бумага для письма, альбомы для рисования, акварельные краски по количеству детей, стаканчики-непроливайки, пальчиковые краски, цветные карандаши и фломастеры) ;
- музыкальной (барабан, металлофон, саксофон, гитара., бубен, погремушки и пр.)
- исследовательской (дидактический стол с комплектом развивающих пособий и пр.).
- уголок для экспериментирования (ёмкости для воды и песка, игрушки для игр с водой и песком)
В групповой комнате созданы все условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, скакалки и пр.).
5. Возрастные особенности детей 3 – го года жизни (физической, познавательной, речевой, социально-личностной, художественно-эстетической) ;
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.
Продолжают развиваться:
• предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого;
• совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя
натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать
• названия окружающих предметов,
• учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
• количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей.
К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:
• осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету;
• различать мелодии;
• петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.
К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.
У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
6. Расписание непрерывной образовательной деятельности по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детей 3 – го года жизни;
Режим занятий
понедельник
9.00-9.10 Физическая культура
15.40 -15.50 Ознакомление с окружающим и развитие речи
Вторник
9. 00-9.10 Музыкальное занятие
15.40-15.50 познание (математика) (1подгруппа)
15.50-16.00 познание (математика) (2подгруппа)
Среда
8.50-9.00 Музыкальное занятие
15.40-15.50 лепка(1подгруппа)
15.50-16.00 лепка (2подгруппа)
четверг
9.00-9.10 физкультурное занятие
15.40-15.50 развитие речи(1подгруппа)
15.50-16.00 развитие речи(2подгруппа)
пятница
9.00-9.10 Рисование (1 подгруппа)
9.10 -9.20 рисование (2 подгруппа)
Физкультура на воздухе
Режим дня
7.00-7.50 Прием детей
7.50-7.55 Утренняя гимнастика
7.55-8.20 Подготовка к завтраку, завтрак
8.20-8.50 Двигательная активность, игры
8.50-9.45 Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам)
9.45 2 завтрак
9.50-11.00 Подготовка к прогулке. Дневная прогулка
11.00-11.30 Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры
11.25-12.00 Обед
12.00-15.00 Дневной сон
15.00-15.15 Подъем. Ленивая гимнастика. Гигиенические процедуры.
15.15-15.30 Подготовка к полднику, полдник
15.30-16.00 Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам)
16.00-17.48 Подготовка к прогулке. Вечерняя прогулка
5. С детьми работают
Программно-методическое обеспечение
Программы, Методические пособия, Учебно-наглядные пособия
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015. 304 с.
Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. – М. Мозайка-Синтез, 2005
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. – М. Мозайка-Синтез, 2010
Комплексы пальчиковой, дыхательной, зрительной, артикуляционной, психогимнастики, комплексы гимнастики-пробудки после дневного сна
Э. Я Степаненкова Сборник подвижных гр для детей 2-7 лет. Мозайка-Синтез, М 2013
Игровая деятельность в детском саду. — М. : Мозаика-Синтез, 2006-2010.
Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. -М. : Мозаика-Синтез, 2006-2010
Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М. ; Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М. : Мозаика_Синтез, 2008-2010.
“Народные игры в детском саду”/ Москва, Творческий центр сфера, 2008 г
Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду, —М. :.Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Приобщение детей к художественной литературе, М. ; Мозаика-Синтез, 2008 Плакаты большого формата
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников, — М. ; Мозаика-Синтез, 2005-2010
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 лет / Сост. В. В. Гербова, Н.
Настенные декоративные элементы по сказкам.
Развитие речи в детском саду, - М. ; Мозаика-Синтез, 2008
Гербова В. В
Приобщение детей к художественной литературе, М. ; Мозаика-Синтез, 2008
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 лет / Сост. В. В. Гербова, Н.
П. Ильчук и др. — М., 2005. Настенные декоративные элементы по сказкам.
Изобразительная деятельность в детском саду, М. ; Мозаика-Синтез, 2008
Янушко Е. А.
Лепка с детьми раннего возраста, М. ; Мозаика-Синтез, 2006
Янушко Е. А.
Рисование с детьми раннего возраста, М. ; Мозаика-Синтез, 2006
Колдина Д. Н.
Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. М. : Мозайка-Синтез, 2008
Янушко Е. А.
Аппликация с детьми раннего возраста, М. ; Мозаика-Синтез, 2006
10. План взаимодействия с родителями.
Сентябрь:
1. Анкетирование родителей с целью выяснения, какими умениями и навыками владеет ребенок при поступлении в детский сад.
2. Выставка детско-родительского творчества «Дары осени»
Октябрь:
1. Пополнение родителями центра физического развития.
2. приобретение дорожек для закаливания.
Ноябрь:
1. Выставка детско-родительского творчества «Моя семья»
2. Родительское собрание на тему «Достижения ребенка»
3. Открытое мероприятие для родителей «Как живет ребенок в детском саду»
4. Изготовление дидактических игр совместно с родителями.
Декабрь:
1. Конкурс «зимнее окно в сказку»
Январь:
1. Выставка детско-родительского творчества «Зимние забавы»
Февраль:
1. Выставка семейных работ «Защитники Отечества»
Март:
1. Пополнение силами родителей книжного уголка
2. Выставка «Мои любимые книжки»
Апрель:
2. Выставка детско-родительского творчества «Весна в городе»
Май:
1. Выставка детско-родительского творчества «Семейный альбом»
2. Выставка детских работ «Мама, папа, я – дружная семья».
3. Итоговое родительское собрание по теме «Формирование КГН у детей группы раннего развития».