Ирина Ворошилова
Партнерство образовательного учреждения и семьи как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
ПАРТНЁРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Ворошилова Ирина Николаевна
Россия, Нижегородская область,
Городской округ город Бор
e-mail : irinavoroch@yandex.ru
В статье представлен опыт работы ДОУ по разработке различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи и детского сада как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса.
Публикация «Партнерство образовательного учреждения и семьи как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми» размещена в разделах
Приоритетным направлением работы нашего детского сада является осуществление коррекции нарушений речевого развития детей. Включение семьи в поле коррекционного взаимодействия мы считаем основным стабилизирующим фактором, обеспечивающим комплексную психолого-педагогическую помощь детям с речевой патологией.
Целью работы по обеспечению взаимодействия с семьями воспитанников является создание условий для формирования активной позиции каждого родителя как участника коррекционно-образовательного процесса, интеграции и социализации ребенка; создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с особенностями в развитии, положительных установок в сознании родителей.
Нами разработана структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам речевого развития ребенка, которая состоит из четырех блоков:
• информационно-аналитического
• планово-прогностического
• практического
• контрольно-оценочного.
Что позволяет четко скоординировать работу по изучению семей, выявить запросы родителей, определить наиболее эффективные формы и методы работы.
Одним из направлений реализации поставленной цели было внедрение новой формы работы с семьями детей, посещающих группы раннего возраста общеразвивающей направленности, семейный клуб «Вместе с мамой, вместе с папой». Были поставлены следующие задачи:
• Установить контакт с родителями детей раннего возраста, посещающих группы общеразвивающей направленности в дошкольных образовательных учреждениях
• Выявить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития
• Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам предупреждения и коррекции речевых нарушений у детей
Для организации работы семейного клуба была создана творческая группа педагогов нашего детского сада, в состав которой вошли учителя-логопеды и опытные воспитатели групп компенсирующей направленности.
Работа клуба строилась в соответствии с планом.
дата тема содержание
октябрь Организация работы семейного клуба 1. Анкетирование по определению образовательных потребностей родителей и уровня их компетентности в вопросах речевого развития ребенка раннего возраста.
2. Информационный буклет о работе семейного клуба.
ноябрь «Если ребенок не говорит» 1. Консультация «Особенности развития речи детей раннего возраста»
• Основные этапы развития речи до 3-х лет
• Причины и характеристика речевых дефектов у детей
2. Анкетирование «Раннее речевое развитие моего ребенка».
3. Презентация «Дневника успеха» (фиксация родителями достижений детей в речевом развитии)
4. Памятка «Показатели речевого развития ребенка до 3-х лет»
январь «Поможем малышу заговорить» 1. Консультация «Основные направления профилактики и коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста»
2. Обучающие игры на развитие понимания речи взрослого.
3. Обучающее занятие «Звуки слышим и произносим»
февраль «Движение и речь» 1. Практические занятия
• «Сказки веселого язычка» (Упражнения для развития мышц речевого аппарата)
• «Пальчиками играем – речь развиваем» (Упражнения для развития мелкой моторики рук)
• «Веселая гимнастика» (развитие речи в движении)
март «От простого к сложному» 1. Тематическая консультация с практическими занятиями «Приемы обучения фразовой речи»
апрель «Роль фольклора в развитии речи ребенка» 1. Беседа «А как речь то говорит, словно реченька журчит»
2. Конкурс скороговорщиков.
3. Копилка народного фольклора (использование потешек в режимных моментах)
май Подведение итогов работы клуба 1. Анкетирование родителей
2. Круглый стол «Педагогика для всех» (обмен впечатлениями родителей о коррекционном воздействии на ребенка в домашних условиях)
Использование данной формы работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и ощутили себя более компетентными в воспитании детей.
Проделанная работа позволила сформировать у родителей следующие убеждения:
• Чтобы учить, необходимо многое знать и уметь!
• Тот, кто занят воспитанием ребенка, развитием его духовности, должен верить в самого ребенка!
• Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается.