Юлия Тимонина
Результативность работы узких специалистов в деятельности образовательного учреждения в контексте повышения квалификации
▼ Скачать + Заказать документы
Результативность работы и роль узких специалистов в деятельности образовательного учреждения в контексте повышения квалификации
Критерий результативности профессиональной деятельности узких специалистов
Выбор критериев эффективности профессиональной деятельности педагога очень важен. С их помощью можно проанализировать ход и результаты психологической и коррекционной работы в различных образовательных учреждениях.
Темочки:
Под критерием мы подразумеваем определенный признак, на основании которого производится оценка, классификация чего-нибудь. Критерий выражает сущностные изменения объекта, представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. Это средство - необходимый инструмент оценки, но сам не являющийся оценкой.
Основные факторы, служащие показателем эффективности профессиональной деятельности (по В. П. Симонову) :
• актуальность деятельности как полное соответствие всех действий и операций поставленным целям и задачам;
• оптимальность - (необходимость и достаточность) затрачиваемых усилий, средств, времени для достижения поставленных и решаемых в ходе деятельности задач;
• рациональность способов и приемов деятельности в ее органическом единстве, в ее взаимосвязи и взаимообусловленности;
• конкретность - как соответствие всех операций (действий) характеру направленности профессиональной деятельности;
• перспективность - как исключение возможности малозначимости итога деятельности, ее ограниченного тупикового результата;
• активность и самостоятельность деятельности психолога.
При выборе критериев эффективности мы придерживаемся позиции, в которой профессиональная деятельность рассматривается в совокупности всех реальных взаимосвязей и отношений. Сразу заметим, что наш перечень критериев не является исчерпывающим.
Деятельность узких специалистов может быть оптимальна при наличии достаточных для этого оснований, например, таких как материальное обеспечение рабочего места психолога (требования см. в сборнике рекомендаций - август 2003г.).
Наряду с этим, эффективность работы педагогов определяется и его реализацией и обеспечением основных психологических условий, способствующих, прежде всего, развитию личности ребенка. В качестве основных условий (по И. В. Дубровиной) можно назвать следующие:
• Максимальная реализация в работе педагогического коллектива возрастных возможностей и резервов развития.
• Развитие в процессе воспитания и обучения индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода. Их интересов, склонностей, способностей, направленности, ценностей, жизненных планов.
• Создание благоприятного климата, который определяется продуктивностью общения, взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.
Оценивание работы педагога осуществляется компетентными специалистами, уполномоченными на его проведение. При аттестации или оценке практической деятельности узких специалистов изучению подлежат конкретные вопросы, такие как:
Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности :
• знание теоретических основ психологии, педагогики, философии, социологии;
• соблюдение этического кодекса работы,
• временные нагрузки педагога по всем направлениям профессиональной деятельности,
• система личного участия педагога в работе с различными категориями в образовательном процессе (ученик, родитель, учитель, администрация и т. д.,
• возможное участие педагога в работе различных комиссий и выполнение функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей,
• самосовершенствование, участие в семинарах, методических объединениях, конференциях, а также курсах повышения квалификации.
Конкретными показателями, соответствующими этому критерию, могут быть следующие умения:
• реализовать поставленные цели и задачи в процессе профессиональной деятельности,
• устанавливать внешние и внутренние связи, взаимодействовать с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения,
• создавать предметно-развивающую среду в образовательном учреждении для разных категорий сопровождения,
• обеспечивать психологическое сопровождение различных участников образовательного процесса,
• организовывать обучение общению учащихся и других участников образовательного процесса,
• изучать профессиональный психологический опыт своих коллег (района, края, региона, страны и т. д., с использованием Интернет-ресурсов
• создать благоприятный климат в коллективе, который характеризуется продуктивным общением, взаимодействием детей и взрослых,
• обогащать профессиональный опыт в том числе, за счет личного творческого вклада и т. д.,
Результативность работы узких специалистов в деятельности образовательного учреждения.
организация и результативность психологической подготовки, которая осуществляется в различных обязательных формах психологического просвещения и консультирования,
соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; достоверность результатов, доступных и реалистичных рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень их учета и компетентности должностных лиц при реализации,
организация и эффективность психопрофилактической работы,
компетентность и результативность психокоррекционной работы, степень включенности их в жизнедеятельность образовательного учреждения.
В качестве показателей эффективности профессиональной деятельности могут также выступить количественные характеристики, такие как:
• количество проведенных мероприятий (выступления на семинарах, методических объединениях, родительских собраниях, классных часах и т. д.) внутри и вне образовательного учреждения,
• количество новых программ, материалов, пособий, интегрированных мероприятий с другими специалистами,
• количество участников образовательного процесса, получивших профессиональную помощь и поддержку.
Анализ продуктов деятельности специалиста (материалов диагностических исследований, рекомендаций, отзывов на проведенные мероприятия учеников, родителей, учителей, администрации, других специалистов, результаты анкетирования и т. д.) определит качественные показатели продуктивности профессиональной деятельности специалиста.
Особое внимание обращаем на всестороннюю характеристику профессиональной деятельности психолога. Для анализа эффективности и результативности работы психолога желательно привлекать всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, коллег, специалистов с которыми психолог взаимодействует в рамках своей деятельности).
Выводы:
Продуктивность профессиональной деятельности определяется количественными и качественными показателями.
Количественные показатели характеризуют наличие и масштаб продуктов профессиональной педагогической деятельности.
Качественные показатели характеризуют качество самих результатов деятельности аттестуемого.