Надежда Стегнина
Парциальная программа профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста «Говори, малыш!» (от 3 до 4 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время проблема создания условий для получения дошкольного образования детьми младшего дошкольного возраста является актуальной в теории и практики дошкольных организаций. В дошкольных образовательных организациях создаются специальные условия для детей раннего возраста : функционируют группы кратковременного пребывания, ясли, группы для детей раннего возраста, открываются группы по присмотру и уходу и пр. Разрабатываются основные образовательные программы с учетом требований ФГОС ДО, примерные образовательные программы ДО и учебно-методические комплексы, описываются отдельные методы и приемы, но не представлено целостной системы работы по речевому развитию детей с задержкой речевого развития (ЗРР).Ранняя помощь детям с ЗРР в настоящее время является чрезвычайно актуальной. По данным Комитета ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения, у 10% детей можно диагностировать нервно-психические заболевания, 80% которых, по мнению детских неврологов, связаны с перинатальным поражением центральной нервной системы. Нами разработана парциальная программа по профилактике нарушений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста «Говори, малыш!» (Программа). Программа «Говори, малыш!» адресована воспитателям второй младшей группы и специалистам – педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Парциальная программа охватывает три образовательные области, представленные в ФГОС ДО: речевую, социально-коммуникативную и познавательную.
Темочки:
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Данная программа дополняет основную общеобразовательную программу ДОО и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ
- Конвенцией о правах ребенка ООН;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Комментариев Минобрнауки России к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28.02.2014г. № 08-249;
- Письма Минобрнауки России от 07.06.2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Теоретической основой разработки Программы является :
- Концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л. С. Выготский).
- Учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л. С. Выготский, Н. Н. Малофеев).
- Современные представления о структуре речевого дефекта (Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, цели и задачи программы, принципы и подходы к формированию программы, особенности развития детей с задержкой речевого развития и планируемые результаты освоения Программы (Целевые ориентиры).
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития и включает :
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в двух образовательных областях.
б) описание вариативных форм, методов и средств реализации Программы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) особенности образовательной деятельности разнообразных видов и культурных практик;
д) способы поддержки ребенком инициативы.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность программно-методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Данная Программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях:
- совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая, групповая);
- максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.
1.2. Цель и задачи реализации программы
Целью данной Программы является коррекция недостатков и профилактика речевого развития на дальнейших этапах, что предполагает последовательное развитие функционального базиса для становления психомоторных, познавательных и речевых функций.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы :
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в возрасте от 3до 4 лет независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования; (ФГОС ДОчасть 1.6. п. 7) возможность формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- создание благоприятных условий для речевого и социально-коммуникативного развития и образования детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;
- обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
- целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста с задержкой речевого развития и квалифицированная коррекция недостатков в развитии.
Задачи социально-коммуникативного развития:
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Развитие социальной и эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
- Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Задачи речевого развития :
- Овладение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
- Фонематического слуха.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звукослоговой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Задачи познавательного развития:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие воображения и творческой активности.
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Планируемые результаты освоения Программы
Речевое развитие :
- способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
- проявление речевой активности, способности взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;
- понимание названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;
- понимание и выполнение словесных инструкций, выраженных различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;
- различение лексические значения слов и грамматических форм слова;
- называние действий, предметов, изображенных на картинке, выполненных персонажами сказок или другими объектами;
- участие в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);
- рассказывание двустишья и простыхпотешек;
- использование для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;
- произнесение простых по артикуляции звуков;
- воспроизведение звукослоговой структуры двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
Социально-коммуникативное развитие:
- выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участие в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);
- соблюдает в игре элементарные правила;
- осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;
- проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;
- ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т. п.);
- замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;
- может заниматься, не отвлекаясь в течение трех-пяти минут;
- обладание сформированными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка, внук (внучка, брат (сестра);
- отражает собственные впечатления, представления о событиях своей жизни в речи, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, короткие рассказы «из личного опыта»;
- выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;
- выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания.
Познавательное развитие:
- различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение);
- умеет считать до 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько всего?».
- сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5, а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар);
- определяет, каких предметов больше, меньше, равное количество;
- умеет сравнивать два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения;
- различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия;
- определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе вверху - внизу, впереди - сзади);
- умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз;
- определяет части суток;
- называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение;
- называет признаки и количество предметов;
- называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку;
- различает и называет некоторые растения ближайшего окружения;
- называет времена года в правильной последовательности;
- знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.