Елена Сорочкина
Профилактика речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь пойдёт о профилактике, как система мер по предупреждению речевых нарушений. Диагностика речевого развития особенно актуальна в работе с младшими дошкольниками, так как, показывает практика, с каждым годом увеличивается число плохо говорящих малышей. Причины этого явления неоднозначны: это и перинатальные поражения центральной нервной системы, и неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания новорождённых, неблагоприятная наследственность. Цель нашей работы- развивать коммуникативные умения, речь и создавать благоприятные условия для индивидуального развития каждого ребёнка. Для чистого звукопроизношения необходим сформированный артикуляционный аппарат, то есть подвижные органы- язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если, занимаясь спортом, тренируются и развиваются мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно по аналогии тренировать и мышцы артикуляционного аппарат а (язык и губы).Для этого применяем игры и упражнения здоровьесберегающих технологий.
Темочки:
1. Выполнение артикуляционной гимнастики с ребёнком можно предупредить появление речевых нарушений. Даже если ребёнок нормально говорит, то артикуляционная гимнастика только усовершенствует работу мышцы органов речи. Артикуляционная гимнастика с детьми дошкольного возраста проводится как пассивная, так и активная. Подбирать упражнения необходимо от простых к более сложным.
Гимнастика пассивных движений органов артикуляции, который выполняет взрослый, способствует формированию произвольных движений речевой мускулатуры. Например: собирание губ в «трубочку»; растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы; поднимание верхней губы вверх к крыльям носа, обнажая дёсна.
Упражнение повторяются 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.
Активная гимнастика выполняется в медленном темпе перед зеркалом. Когда ребёнок научится правильно выполнять все упражнения, зеркало убирается. Привлекая игрового персонажа выполняя гимнастику для язычка. Например: покажем как «мишка рычит», как «поёт птичка», как «лошадка скачет».
2. Развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует множество потешек, в которых сочетаются речь и движения рук.
Используем сказкотерапию, например «Курочка ряба», в ходе которой тоже сочетаем движения рук и речь.
3. Правильное речевое дыхание способствует чёткому произношению звуков. Поэтому прежде тем как приступить к выполнению артикуляционной гимнастики, необходимо сделать упражнения для развития речевого дыхания. Все упражнения помогают выработке плавного выдоха и способствуют быстрому освоению труднопроизносимых звуков. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать, чтобы щёки не надувались. Выдох должен плавным, длительным
Например: упражнение «Ветерок» (полянка занесена снежниками., подуем тихо «Ф», потом подуем, как ветер дует сильно «В»; упражнение «Ёлочка гори!»; игра «Футбол» (дуем на мяч из ваты, пытаясь забить гол, игра «Шторм в стакане» (подуем, через соломинку, чтобы вода забурлила, при этом, чтобы щёки ене надувались, а губы были неподвижны, игра «Развесили ангелочка» (дуем на ангелочка, чтобы он вращался).
4. Для старшего дошкольного возраста можно сочетать комплексно следующие здоровьесберегающие технологии : сказкотерапия, игротерапия, театрализация (или пальчиковая гимнастика в младшей группе). План занятия по каждой сказке: приветствия, разминка, прочтение или рассказ сказки, проигрывание сказки, её драматизация, упражнения и игры по теме сказке, рефлексия.
Из опыта работы могу сказать, что детям со значительными расстройствами для коррекции звукопроизношения, конечно необходима квалифицированная медицинская помощь, характеризующая строго индивидуальным подходом к лечению. Но для профилактической работы речевых нарушений младших дошкольников ежедневное применение игр и упражнений здоровьесберегающих технологий усовершенствует работу на предупреждение речевых нарушений и способствует правильному звукопроизношению труднопроизносимых звуков. Такие игры и упражнения можно предложить выполнять родителям с их детьми, требующих индивидуальный подход,