Анжела Лепшокова
Беседа с родителями на тему «Роль семьи в преодолении речевых нарушений дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель логопедической работы – сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка.
В семье ребёнка, имеющего нарушения произношения, понимают с полуслова, и он не испытывает неудобств от несовершенства собственной речи. Но вот круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется, и недостатки речи становятся препятствием полноценному общению его со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Беседа с родителями на тему „Роль семьи в преодолении речевых нарушений дошкольного возраста“» размещена в разделах
Чтобы добиться хороших результатов в преодолении речевых нарушений, одних занятий с логопедом, пусть даже и замечательным, не достаточно. Ведь логопед может уделить каждому ребенку не более 15 – 20 мин в день. Речевое недоразвитие наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей.
Родителям необходимо правильно относиться к речевому нарушению у ребенка :
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься с ребенком, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, фразе. Но, если домашних занятий будет недостаточно, то заметных продвижений дальше может и не быть. Появляется так называемая «кабинетная речь» - это когда ребенок говорит правильно только в кабинете логопеда, а выйдя из него, продолжает говорить так, как привык. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Важно и качество речевого окружения ребенка дома. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Ваша речь воспринимается ребенком как норма.
Чаще читайте детям. У ваших детей должна быть детская библиотека. Предпочтения лично мои,это произведения К. Чуковского, С. Я. Маршака, Н. Носова, произведения Мамина-Сибиряка, Пришвина, Чарушина, стихи Агнии Барто, сказки Братьев Гримм и т. др.
Не секрет что в наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или обучающие игры на компьютере не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.
Используйте для общения с ребенком время, когда идете из сада домой. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Разговаривать с сыном или дочкой нужно ласково, весело, вызывая ответные положительные эмоции. Стихи, потешки читайте выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении обычно веселых, радостных потешек, стихов, малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать подражать взрослому, отвечать на вопросы.
В конце своей консультации я хотела бы демонстрировать Вам,уважаемые родители приемы артикуляционной гимнастики, которые в данный момент выполняют дети для подготовки к постановке звуков:
- Улыбка - Мостик
- Трубочка -Иголочка
- Лопатка - Грибок
- Чашечка - Маляр
Родители выполняют самостоятельно упражнения под руководством логопеда.
Дидактические игры по развитию речи:
«У кого кто?»
(Единственное и множественное число имен существительных)
у утки — утенок, утята, много утят; у гусыни —. , у индюшки —.
«Кто чем питается?»
(Употребление творительного падежа имен существительных)
кошка — молоком, корова — травой, коза —. , собака —. , лошадь —. .
«Назови разные слова»
Взрослый называет слово, а ребенок придумывает к нему как можно больше признаков (какой? какая? какое? какие, Например, «собака» : большая, лохматая, добрая, старая, веселая…
«Назови ласково»
(Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)
мяч — мячик, кукла —. ; белка —. ; стул —. ; ворона —. .
«Исправь ошибку»
(На логическое мышление) :
Лыжнику нужны санки. (Нет, лыжнику нужны лыжи) Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
«Из чего — какой?»
(Образование относительных прилагательных)
из ситца — ситцевый, из льна — льняной, из шелка — шелковый, из шерсти —. , из меха —. , из пуха —. , из резины —. .
«Пересчет различных предметов»
(Согласование числительных с существительными)
один автобус, 2 автобуса, 3 автобуса, 4 автобуса, 5 автобусов; один воробей, 2 воробья, 3 воробья, 4 воробья, 5 воробьёв; одна липа, 2 липы, 3 липы, 4 липы, 5 лип; один стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стульев; одно ведро, 2 ведра, 3 ведра, 4 ведра, 5 вёдер.