Кристина Григорьян
Развитие навыков речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка,совершенствует ее и обогащается сама. Каждый ребенок старшего дошкольного возраста должен научится содержательно,грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой,непосредственной,выразительной. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным,преодолевать молчаливость и застенчивость,развивает уверенность в своих силах. Развитие связной речи дошкольника осуществляется как в повседневной жизни,так и в организованной деятельности.
Речевое творчество-самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний,создание собственных речевых конструкций.
Выделяются следующие виды речевого творчества:
1. Пересказ.
2. Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам.
3. Составление рассказов,сказок из личного опыта.
4. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.
5. Речевая импровизация-высказывания,самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием речевых умений.
Для работы в данном направлении существуют следующие методы:
-упражнения на уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением;
-придумывание историй с обязательными словами
-соединение сюжетов произведений разных жанров
-придумывание необычных окончаний к известным сказкам;
-подбор синонимов,антонимов,определений,характеризующих персонажа,его настроение,состояние,действия и поступки;
-составление сравнений;
-использование речевых игр и упражнений;
-выразительное чтение;
-скандирование;
-разучивание потешек,скороговорок;
-упражнения на постановку ударения,которое меняет смысл слова (пИли-пилИ,зАмок-замОк);
-иллюстрирование поговорок,сказок,пословиц,загадок;
-составление описательных рассказов;
-развивающая речевая среда в группе (наличие дидактических игр,детской художественной литературы,в том числе и познавательного характера,различных видов театра).
Для развития навыков речевого творчества детей следует в группе
1. Обогатить предметно-развивающую среду иллюстрациями и сюжетными картинками;
2. Собрать подборку художественного слова,физ. минуток,динамических пауз,сказок,загадок и т. д.
3. Использовать демонстрацию речевого творчества старших дошкольников для детей младших групп и родителей;
4. Организовать непосредственно-образовательную деятельность по темам:"Придумываем сказку", "Труд писателя и поэта", "День поэзии", "Может быть у сказки другой конец?";
5. Создать уголок ряженья для переодевания детей,для самовыражения пения,плясок,театрализованных игр;
6. Проигрывать сцены,соединение сюжетов произведений разных жанров,ролевые,творческие литературные игры,театрализованные игры:"Придумай загадку", "Оживи картинку", "Как звучит сказка", "Приключения колобка" и т. д.