Ксения Нещеретная
Парциальная программа по социально-коммуникативному развитию «Волшебный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №8 комбинированного вида г. Татарск
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО:
На заседании заведующий
педагогического совета ___ /Е. А. Молодых/
от «___» сентября 2018г.
протокол № ___
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по социально-коммуникативному развитию
«Волшебный мир»
срок основания – 1 год
составители:
педагог-психолог
I квалификационной
категории
Ксения Алексеевна
Нещеретная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Парциальная программа по социально-коммуникативному развитию „Волшебный мир“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребёнка эта задача является ещё более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.
Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.
И именно психогимнастика – метод при котором участники проявляют себя без помощи слов; это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы,
Психогимнастика является эффективным средством оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на язык «тела» и пространственно-временные характеристики общения.
По выражению Ж. Лабрюйера, «в тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах».
В основу программы кружка по психогимнастике положена программа «Тропинка к своему Я», автор О. В. Хухлаева и «Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь», автор С. В. Крюкова.
Программа направлена на сохранение и формирование психологического здоровья, обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков саморасслабления.
Так как ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому реализация программы дополнительного образования осуществляется через погружение в игровое пространство.
Наблюдая за играми детей можно многое сказать об уровне развития ребёнка в целом. Кроме того, игра является действенной формой самопомощи ребёнка. Ведь в ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными.
В ходе работы дети не только изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевать азбукой выражения эмоций, но и опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создаёт условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Дети учатся преодолевать барьеры в общении лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, даёт возможность самовыражения. А обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребёнка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные взаимодействия.
Тем самым создаются оптимальные условия для сохранения психологического благополучия детей, их всестороннего, полноценного развития, формирования основных новообразований, успешной адаптации к меняющимся условиям.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Не вызывает сомнения тот факт, что практически все российские дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов.
Важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня – это нестабильность: экономическая, политическая, ценностная.
Следующее, на чём необходимо остановиться, это возрастающий информационный поток, в котором находятся дети. Многие психологи говорят, что современные дети отличаются от детей, которых изучали Ж. Пиаже Л. С. Выготский. В частности стали другими внешние формы активности, например, заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, распались многие социально-культурные механизмы, задававшие специфику детства (многопоколенная и многодетная семья, разновозрастное сообщество ребят в деревне и в городском дворе). Типичной становится однодетная семья, процесс социализации ребёнка в которой происходит при дефиците общения со сверстниками. Всё чаще мы видим ребёнка с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме.
Так что же понимать под психологическим здоровьем?
В научный лексикон термин «психологическое здоровье» ввела И. В. Дубровина. По её мнению «психологическое здоровье» предполагает интерес человека к жизни, свободу мыслей и инициативу, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности, творчество в самых разных сферах и деятельности.
Н. К. Смирнов определяет «психологическое здоровье» как высокий уровень социально-психологической адаптации, проявляющийся в гармоничных отношениях с окружающими, субъективным ощущением психологического комфорта и высоким потенциалом достижения благополучия в жизни.
Антропологическая теория рассматривает «психологическое здоровье» как состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. А индивидуальная норма психологического здоровья есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития.
Психологическому здоровью ребёнка соответствует сформированность основных возрастных личностных новообразований. При чём те или иные трудности в их сформированности свидетельствуют о нарушении здоровья.
Соответственно целью практической психологической работы с детьми должно стать психологическое здоровье.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Данной программы заключается в том, что через групповую работу, учитывая специфику дошкольного возраста обучить детей социально приемлемым способам самоутверждения и самовыражения, полноценному общению, положительному восприятию себя, адекватному поведению в соответствии с окружающими условиями и событиями, поддержанию положительного эмоционального фона, оптимистического настроя, воспитать доброжелательное отношение к окружающим, развивать способность к эмоциональному сопереживанию.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ЦЕЛЬ –развитие познавательной и эмоционально-личностной сфер путём обучения выразительным движениям, сохранить естественные механизмы развития ребёнка, чтобы предотвратить возможное их искажение и торможение, развивать фантазию, а так же создание условий для сохранения и поддержки психологического здоровья дошкольников.
ЗАДАЧИ:
1. Сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус;
2. Привлечь внимание и интерес ребёнка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт с друг с другом;
3. Дать ребёнку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путём подражательного повторения и действий педагога;
4. Тренировать ребёнка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;
5. Тренировать ребёнка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств;
6. Фиксировать внимание ребёнка на чужих эмоций, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявления этих эмоций;
7. Анализ и словесное описание проявления эмоций;
8. Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции;
9. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
10. Обучение рефлексивным умениям;
11. Формировать потребность в саморазвитии;
12. Содействовать росту и развитию ребёнка.
Дошкольное детство является наиболее оптимальным периодом для реализации данных задач, так как в этом возрасте, возможно, создать необходимые условия для развития способностей каждого ребёнка.
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Программа рассчитана для работы с детьми 4-5 лет.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:
1 год (средняя группа).
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
Занятия проводятся в групповой форме, в количестве 12 детей, что создаёт оптимальные условия для индивидуальной работы и обеспечивает вариативность общения.
Общее количество занятий 32, один раз в неделю в первой половине дня, продолжительность зависит от возраста детей: 4-5 лет – 20 минут.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
ребёнок будет знать своё имя, пол, возраст;
ребёнок будет уметь показать заданную эмоцию;
ребёнок будет иметь представление об основных эмоциональных состояниях (грусть, злость, обида, радость, забота);
у ребёнка будет сформирована способность к эмоциональному сопереживанию, состраданию, стремлению помочь другим;
у ребёнка будет сформировано положительное эмоциональное принятие других людей и уважительное к ним отношение;
ребёнок будет адекватно себя вести в соответствии с окружающими условиями и событиями;
ребёнок расширит представления о жизни животных, явлениях природы, взаимоотношениях между людьми;
у ребёнка будет сформирована познавательная активность;
ребёнок научиться утешать, приласкать тех, кто плачет, кого обидели, мирить поссорившихся;
ребёнок будет понимать своё эмоциональное состояние и состояние других людей.
У детей, прошедших курс занятий, вырабатываются положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои. У детей изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенность в своих силах и в себе, повышается самооценка. Дети знакомятся с правилами этикета, изучают приёмы и методы психомышечной релаксации и могут их применять.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
итоговые занятия;
открытые занятия для педагогов и родителей;
анализ диагностики психологического здоровья дошкольников, наблюдения за деятельностью, общением в повседневной жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
МЕСЯЦ
ТЕМА ЗАНЯТИЕ УПРАЖНЕНИЯ
СЕНТЯБРЬ 1 занятие «Кто Я?» «Я расту, изменяюсь» «Самое интересное летом»;
«Я-маленький. Я-большой»;
«Я расту»;
«Интервью»;
«Ручеёк радости»
«Я расту-изменяюсь» «Мысленная картинка»;
«Умел-умею-буду уметь»;
«Линия времени»;
«Театр»;
«Ручеёк радости»
октябрь «Я- мальчик, девочка» «Мысленная картинка»;
«Девочки и мальчики умеют»;
«Я люблю»;
«Я-мама»;
«Театр»;
«Ручеёк радости»
«Какие девочки-какие мальчики» «Мысленная картинка»;
«Какие девочки-какие мальчики»;
«Что любят мальчики, что любят девочки»;
«Кто кого обидел»;
«Мама делает, папа делает»;
«Театр»;
«Ручеёк радости»
2. «Я – хозяин своих чувств?» «Кто такой хозяин своих чувств?» «Мысленная картинка»;
«Собачка хочет ласки»;
«Хозяин чувств»;
«Стоп, кулак!»;
«Танцы для пальцев»;
«Театр»;
«Ручеёк радости»
«Я учусь не драться» «Мысленная картинка»;
«Оживи картинку»;
«Не хозяин своих чувств»;
«Стоп, кулак! А как?»;
«Сказочная страна»
«Я учусь не обзывать других» «Мысленная картинка»;
«Кто больше знает обзывалок»;
«Обзывалки, стоп!»
«Оживи картинку»;
«Акулы-рыбки»;
«Театр»;
«Ручеёк радости»
ноябрь «Я учусь не обижаться» «Мысленная картинка»;
«Хозяин своих чувств»;
«Какими чувствами нужно уметь управлять?»;
«Обида, стоп»;
«Волк-волчишко, пусти переночевать»;
«Театр»;
«Ручеёк радости»
«Можно ли обидеться на маму?» «Мысленная картинка»;
«Хозяин своих чувств»;
«Обида, стоп!»;
«Работа со сказкой «Можно ли обидеть маму?»;
«Театр»;
«Ручеёк радости»
«Ты обиду не держи, поскорее расскажи» «Мысленная картинка»;
«Простучи обиду на барабане»;
«Работа со сказкой «Сказка про лисёнка, который обиделся»;
«Чтоб не обижаться, надо расслабляться»;
«Театр»;
«Ручеёк радости»
«Страх» «Мысленная картинка «Кто-то очень страшный»;
«Руки-звери»;
«Я страшилок не боюсь, в кого хочешь -превращусь»;
«Работа со сказкой «Верь в себя»;
«Театр»;
«Ручеёк радости»
декабрь 3 занятие: «Страх» «Кто живёт в темноте?» «Мысленная картинка»;
«Тёмная комнатка»;
«Грустная темнота»;
«Фу, убирай!»
«Сказка по кругу»;
«Театр»;
«Ручеёк радости»
«Злость» «Мысленная картинка»;
«Злая Чёрная рука»;
«Как Злую Чёрную Руку превратить в Добрую Белую Руку»;
«Работа со сказкой «Как злость Танечку и Ванечку в плен поймала»;
«Превращаем Танечку, превращаем Ванечку»;
«Театр»;
«Ручеёк радости»
«Злость» «Мысленная картинка очень-очень добрая 2»;
«Подыши как…»;
«Кто больше всего боится злого»;
«Кто меньше всех боится злого?»;
«Работа со сказкой «Сказка о храбрых зайчатах, которые думали, что они трусливые»;
«Волшебное животное»;
«Театр»;
«Ручеёк радости»
«Любовь. Я люблю маму – мама любит меня» «Погодный массаж»;
«Ехал Грека…»;
«Работа со сказкой «Сказка о букашке Сашке»;
«Как я люблю мою маму»;
«Театр»;
«Ручеёк радости»
январь «Я люблю папу – папа любит меня» «Погода на спине»;
«Я очень хорошая киска»;
«Угадай, кто зарычал»;
«Папа и две сестры»;
«Как я люблю моего папу»;
«Театр»;
«Ручеёк радости»
«Я люблю мою семью – моя семья любит меня» «Кидаемся словами»;
«Хочу – не хочу»;
«Ручеёк волны»;
«Я люблю свою семью, потому что…»;
«Имя моей мамы похоже…»;
«Не думай, что мы тебя не любим»;
«нарисуем свою семью в виде цветов»;
«Театр»;
«Ручеёк радости»
«Я люблю моих друзей – мои друзья любят меня» «Разговор частей тела»;
«Бинарная гимнастика»;
«Звериное пианино»;
«Я знаю пять имён своих друзей»;
«Твоё имя похоже на …»;
«Кто сильнее любит»;
«Ручеёк радости»
«Я люблю всех людей» «Поругаемся руками»;
«Массаж чувствами»;
«Кто пришёл?»
«Пусть всегда будет…»;
«Большой круг – маленький круг»;
«Все кого я люблю»;
«Ручеёк радости»
«Герой и подвиг» «Передай чувство»;
«Чьи колени»;
«герой и его подвиг»;
«Рисунок героя»;
«Ручеёк радости»
февраль «Я люблю мою Землю – Земля любит меня» «Вулкан»;
«Работа со сказкой «Как зайчик свой дом искал»;
«Кто живёт в нашем общем доме»;
«Украшаем Землю»;
«Ручеёк радости»
«Страна «Хорошо» «Что будет, если…»;
«Бабочки»;
«Страна «Хорошо»;
«Ручеёк радости»
«Что значит быть счастливым» «Счастье – это…»;
Работа со сказкой «Хочу быть счастливым»;
«Медитация»;
«Ручеёк радости»
«Счастье – это уметь летать» «Портрет в рамочке»;
«Крылья»;
«Счастливый сон»
«Ручеёк радости»
март 4 занятие «Трудное чувство – дружба» «Что такое дружба?» «Приветствие»;
«С кем я дружил летом»;
«Работа со сказкой «Незабудка не смогла подружиться»;
«Волшебник»;
«Всем-всем до свиданья»
«Дружба -это помощь» «Мысленная картинка»;
«Помоги другу, ли самая дружная пара»;
«Пересядьте все, кто…»;
«Паровозик»;
«Кого укусил комарик»;
«Всем-всем до свиданья»
«Кто такой настоящий друг?» «Мысленная картинка»;
«Миша – настоящий друг, потому что…»;
«Настоящий друг в нашей группе»;
«Мои дорогие друзья»;
«Всем-всем до свиданья»
«С кем я хочу дружить» «Мысленная картинка»;
«Я хочу с тобой подружиться»;
«Я не хочу подружиться»;
«С кем я подружился»;
«Работа со сказкой «Смелый Бобердулик»;
«Всем-всем до свиданья»
апрель «Какие чувства мешают дружить» «мысленная картинка»;
«Вспомним чувства»;
«Какие чувства мешают дружить»;
«Сердитый мальчик – весёлая девочка»;
«Цветок дружбы»;
«Коровы, собаки, кошки»;
«Всем-всем до свиданья»
«Дружба» «Мысленная картинка»;
«Работа со сказкой «Особенное растение»;
«Всем-всем до свиданья»
5 занятие «Как можно изменить чувства другого человека «Как помочь грустному человеку» «Мысленная картинка»;
«Грустная Маша»;
«Весёлые обезьянки»;
«Обезьянки уснули»;
«Всем-всем до свиданья»
«Как помочь сердитому человеку» «Мысленная картинка»;
«Миша рассердился»;
«Мама рассердилась»;
«Ласковое имя»;
«Всем-всем до свиданья»
май «Баба-Яга» «Мысленная картинка»;
«Конкурс на самую страшную Бабу Ягу»;
«У Бабы Яги заболели зубы»;
«У Бабы Яги нет друзей»
«Баба Яга» «Мысленная картинка»;
«Когда Баба Яга была маленькой»;
«Мы потерялись»;
«Бабе Яге грустно»;
«Всем-всем до свиданья»
«Баба-Яга»» «Забывчатая Баба Яга»;
«Танец Бабы Яги»;
«Бабе Яге надоело быть строгой»;
«Рисунок «Баба Яга в нашем детско саду»;
«Всем-всем до свиданья»
«Змей Горыныч» «Мысленная картинка»
«Конкурс «боюсек»
«Самый страшный Змей Горыныч»
«Один день из жизни Змея Горыныча»
«Смешной Змей Горыныч»
«Всем – всем до свидания»
В процессе работы с детьми по данной программе используются приёмы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы.
Ролевые игры построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Они предполагают принятие ребёнком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным. Ролевые методы можно разделить на две подгруппы: ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевые образы) и психодраму. Ролевая гимнастика с детьми среднего возраста – походить как кошечки, зайцы, волки; помяукать как испуганный котёнок, как злой котёнок, как радостный котёнок.
Релаксационные методы.
В психогимнастических играх у детей формируются:
принятие своего имени;
принятие своих качеств характера;
принятие прошлого, настоящего, будущего;
принятие своих прав и обязанностей.
Коммуникативные игры:
игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»;
игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
игры обучающие умению сотрудничать.
Игры и задания, направленные на развитие воображения :
игры вербальные;
невербальные;
«мысленные картинки»
Задания с использованием терапевтических метафор: у ребёнка формируется «механизм самопомощи» : ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдёшь и наверняка сможешь победить трудности.
Эмоционально-символические методы:
Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса, при этом используются детские рисунки, выполненные на темы чувств.
Направленное рисование, то есть на определённые темы.