Гульмира Джумагазиева
Парциальная программа Лыковой И. А. в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Парциальная программа Лыковой И. А. в 1 младшей группе.
Т. к. для 1-й младшей группы нет конспектов по изодеятельности авторов-разработчиков этой программы (только Комарова, неудовлетворяющая требования ФГОС, мы взяли парциальную программу Лыковой И. А. «Цветные ладошки».
Наш выбор обусловлен следующими моментами.
Темочки:
Все занятия взаимосвязаны, содержательны и направлены на реализацию задач художественно-творческого развития детей. Вместе с тем они оригинальны, увлекательны как для детей, так и для педагога.
В основу организации совместной деятельности, определён комплексно - тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности с детьми, а так же в самостоятельной деятельности детей. Общение с детьми в процессе совместной деятельности осуществляется в форме сотрудничества. Выбор приемов и методов определяется целями и задачами конкретной деятельности и ее содержанием.
Программа отвечает принципам ФГОС и календарно-тематического планирования, а именно:
- принцип сезонности - построение и корректировка познавательного содержания.
- принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
Дети самостоятельны, активны. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с материалами, инструментами (каран-дашами, кисточками, ватными палочками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Например: при создании коллективных работ- рисование пальчиками или ватными палочками «Дождик чаще кап-кап!»;отпечатки осенних листочков «Красивые листочки»;рисование на песке.
Мы используем дидактические игры и упражнения программы «Цветные ладошки»в режимных моментах. Например:дидактическая игра на развитие чувства цвета «Шарфики и шапочки» (детям предлагается подобрать шапочки для мишек по цвету их шарфиков).
Мы используем обучающие раскраски И. А. Лыковой для детей раннего возраста, выбираем материал, соответствующий нашему возрасту из сборника её дидактических игр и упражнений. (Первые раскраски 1 - 3 года «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Животные».Дидактические игры «Куклы-растрепки и цветные бантики», «Шарфики и шапочки», «Что нам стоит дом достроить!», «Всему свое место»).
Также предусматривается образовательная деятельность, осуществляемая воспитателем в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей, в условиях специально созданной предметно-развивающей среды. (Здесь мы проводим аппликацию по программе И. А. Лыковой)
Программа «Цветные ладошки» содержит 65 конспектов занятий лепкой, аппликацией и рисованием с детьми 2-3 лет. Из них 30 по рисованию, но нам с сентября по май необходимо 37 занятий. Исходя из этого, не хватает 7 занятий. По принципу И. А. Лыковой мы используем обучающие раскраски, дидактические игры и упражнения для детей раннего возраста и на основе этого составляем авторизованные конспекты для занятий.
Начинаются занятия очень часто с чтения потешек, стихов. Затем воспитатель показывает героев (если это теневой театр, либо красивые картинки с изображением того, что будут рисовать на занятии или силуэты животных с пояснением, задает вопросы, т. е вовлекает в деятельность.
Далее знакомит детей с материалом, техникой рисования. Дает детям возможность выбирать материал и инструменты для рисования и приступают к работе. Воспитатель помогает приемом «рука в руке», указательными и обрисовывающими жестами(«вот здесь», «вот так», «вот сюда», комментирует и хвалит детей.
После занятия, если позволяет время проводятся дидактические игры на подбор пар (по форме, цвету, например д/и «Найди игрушку», «Подбери пары» или оформление выставки, рассматривание коллективных композиций, свободное экспериментирование.
На занятиях изо деятельности широко используются такие художественные материалы как: краска, карандаши и фломастеры.
Дети в рисовании совершенствуют технику создания сюжета, композиции, применяя полученные знания и умения, Экспериментируют с различными изобразительными материалами, используют дополнительные элементы аппликации, лепки.
Подводя итоги проделанной работы, нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, полное исключение скованности и страха в выборе материала и техники выполнения работ на занятиях, в самостоятельной творческой деятельности. Ощутимо проявилось стремление детей экспериментировать в сочетании техник и доступного материала в рисовании. Дети всегда с нетерпением ожидают увлекательную изобразительную деятельность, интересуются: «А что мы сегодня будем делать?», «Когда будем рисовать?». И после этих слов понимаешь, что труды не прошли даром. Появляются новые идеи и желание наполнить мир детей чем-то интересным и увлекательным.
Всем желаю творческих успехов!