Юлия Винокурова
Рабочая программа кружка «Маленькие фантазёры» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
Темочки:
У маленьких детей развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук. Вот и выходит, что лепка- это не только интересно, но и полезно. Кроме того, после подобных занятий ребенку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних слез и переживаний при подготовке к школе.
Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.
В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
«От простого — к сложному» - девиз данной программы.
На занятиях кружка «Маленькие фантазеры», осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия,связанный с развитием технических умений и навыков. Руководствуясь личностно - ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребенка, педагог на занятиях предусматривает решение следующих задач:
1. Создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи данной программы.
2. Побуждение детей к художественному творчеству путем постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.
3. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
4. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребенком, позволяющих создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребенка.
5. Вариативность творческих способностей.
Тестопластика выполняет следующие функции:
коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Новизна и оригинальность:
В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий из соленого теста - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома и т. д.
Организация образовательного n роцесса:
Программа кружка разработана для детей первой младшей группы, с учётом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей детей.
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала.
Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс изготовления работы, её особенности. В практической части занятия подготавливается материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Опора на практические действия вызывает у ребенка желание выполнить задание, способствует формированию соответствующих навыков и умений, а также самоконтролю на основе правил задания.
Для преодоления учащимися затруднений в процессе работы педагог оказывает в зависимости от интеллектуально-эмоциональных возможностей детей и разные виды помощи. Это:
- стимулирующая помощь (воздействие взрослого направлено на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления трудностей);
- эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка);
- направляющая помощь (организация умственной деятельности ребенка, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет действия ребенка).
В конце работы ребенок получает определенный вещественный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других детей.
Младшие дошкольники быстро утомляются. Чем младше ребенок, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Отдельные части занятия не должны быть затянуты по времени.
Педагог дает основы технологии изготовления простых работ из соленого теста, направляет деятельность учащихся на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.
Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленные знания, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В поделке должно ощущаться авторство самого ребенка.
Постоянно развивая интерес учащихся, педагог стремится выбирать такую форму занятий, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода к переработке моделей или созданию новых образцов.
Выполнение заданий в группе иногда проходит неравномерно. Поэтому руководитель проводит индивидуальную работу с учащимися, дополнительно объясняя задание, помогая его выполнить.
Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве - главное руководство в работе кружка.
Цель кружковой деятельности :
раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии
воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста.
Задачи кружковой деятельности :
воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом, развивать у детей эстетический и художественный вкус.
познакомить детей со способами и приемами лепки, развивать мелкую моторику рук.
учить техническим приемам работы с тестом и подручными инструментами.
Индивидуальная работа с детьми.
Развитие у детей творческих способностей.
Самым ближайшим социальным окружением для ребенка является для ребенка
семья и детский сад. В детском саду у ребенка впервые формируется правильное
отношение к трудовой и эстетической деятельности. Основными источниками детских эстетического содержания является игрушки, предметы быта, книжные иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного театра, общественные и семейные праздники, детские утренники и развлечения. Эти впечатления и связанные с ним переживания ребенок стремиться отразить в играх, рисунках, поделках. Чем полнее и содержательнее ведется эстетическая воспитательная работа на занятиях кружка, тем ярче и интереснее ребенок проявляет себя в индивидуальной творческой деятельности. В условиях детского сада руководитель кружка устанавливает контакт с каждым ребенком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и возможности. В детском саду ребенок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его труд - это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных задании ребенок принимает от педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла. Сам ребенок, должен уметь помогать сверстникам или малышам, в осуществлении их замыслов.
Формы и методы работы :
Занятия проводятся в любой форме по выбору педагога и желанию (возможностью) воспитанников (объяснение с привлечением детей, постановка и проведение экспериментов и т. д.)
Используется словесный метод: показ, беседа, рассказ, обсуждение, игра. Практическая работа является основной формой проведения занятия.
Используется наглядный метод - демонстрация образцов изделий на всевозможных выставках, конкурсах. Промежуточным и конечным итогом работы является занятие «творческая мастерская», где учащиеся выполняют индивидуальную, творческую работу.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Программный материал подобран так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Принципы построения работы :
От простого к сложному.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
Научность.
Доступность.
Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
Активность и самостоятельность.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Методические приемы:
показ технологических приемов;
рассматривание игрушек, скульптуры и т. д.
рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т. д. ;
игровые приемы (приход героя и др.);
упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т. д.)
Дидактический материал:
аудиозаписи;
использование образцов (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты);
использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Техническое оснащение:
дополнительный материал для создания выразительного образа (бусинки, ленты);
инструменты для лепки (стеки, перчатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров и др.).
В результате работы кружка :
сформируется общая осведомленность детей;
повысятся технические навыки и умения;
разовьется моторика рук;
дети будут проявлять творчество в процессе лепки;
станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.
Дети освоят следующие приемы лепки:
скатывание прямыми движениями;
скатывание круговыми движениями;
расплющивание;
соединение в виде кольца;
защипывание края формы;
присоединение части;
прижимание;
использование стеки, формочек для теста.
Работа с родителями.
В семье и коллективе ребенок впервые познает себя и мир вокруг. Важным моментом художественного развития детей является условия, при которых задается общее направление, согласованность воспитателя и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и в группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребенка, как бы они просты и наивны ни были. Проводя индивидуальную работу с родителями, педагог побуждает их быть более активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с детьми занятии по изготовлению поделок из самых разных по качеству и фактуре материалов.
Задачи работы руководителя кружка по взаимодействию с родителями:
установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;
объединить усилия для развития у детей художественного творчества;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
поддержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
Принципы взаимодействия руководителя кружка с родителями :
доброжелательный стиль общения педагога с родителями;
индивидуальный подход;
сотрудничество;
серьезная подготовка;
динамичность.
Темы консультаций для родителей:
«Первые шаги в работе с соленым тестом»
«Творите своими руками».