елена шилкина
Парциальная программа Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Парциальная образовательная программа «Математические ступеньки» Колесниковой Елены Владимировны более 15 лет используется воспитателями России. Длительное время она используется и у нас в детском саду. Она была незаменимой помощницей в условиях перехода с учебно-дисциплинарной модели на модель развивающего обучения, в период введения вариативности программ дошкольного образования. После принятия ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе в неё были внесены изменения.
Публикация «Парциальная программа Е, В, Колесниковой „Математические ступеньки“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Я думаю, что, в условиях работы образовательных организаций по ФГОС ДО она станет еще более востребованной, так как ФГОСы усилили роль парциальных программ и дали больше свободы образовательным организациям в части вариативной части программы.
Новизна программы «Математические ступеньки» заключается в следующем:
Программа :
• соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;
• строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возраст-ными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
Содержание Программы является составной частью образовательной области «Познавательное развитие» (ФГОС ДО).
Содержание программы :
- Количество и счет.
- Величина.
- Геометрические фигуры.
- Ориентировка в пространстве.
- Ориентировка во времени.
-0знакомление детей с цифрами и способами их написания (со средней группы)
Знакомство с тетрадью в клетку и способами работы в ней (со старшей группы)
Формы работы программы :
1) разрешение проблемных ситуаций;
2) побуждение к самостоятельному поиску ответа на поставленную учебно-игровую задачу;
3) обращение за помощью к сказочным героям.
4) система увлекательных игр и упражнений с числами, цифрами, математи-ческим знаками, геометрическими фигурами и т. д. ;
Участники программы дети- 3- 7 лет.
Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям к ней для детей дошкольного возраста и составляет:
– 1 раз в 2 недели младший возраст по 10-15 мин
-1 раз в неделю средний и старший возраст (5–6 лет – 20-25 минут, 6 - 7 лет 25 – 30 минут).
Основные применяемые технологии:
• Элементы системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова;
• Здоровьесберегающие технологии;
• Информационно-коммуникационные технологии;
• Личностно-ориентированное обучение;
• Игровые технологии
Методы обучения: наглядный, словесный, работа с книгой, практический.
Программа имеет 23 учебно-методических комплекта, который предусматривает развитие математических представлений детей с учетом принципа интеграции, взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое.
Наличие Учебно-Методического Комплекта обеспечивает:
• Сокращение времени на подготовку к занятиям.
• Эффективное прохождение Программы.
• Строгую последовательность всех шагов обучения.
• Использование современных подходов к обучению (проблемно-поисковый метод, метод моделирование, формирование предпосылок учебной деятельности).
• Личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребёнка с взрослым.
• Развитие математических способностей.
• Дифференцированный подход (как в занятиях, так и с помощью дополнительного комплекта) к детям в зависимости от уровня развития.
-Условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности.
-Рабочая тетрадь с диагностическими заданиями, с помощью которой определяется уровень усвоения программы каждым ребенком и степень эффективности данной методики.
На каждый возраст предлагается основной и дополнительный комплект.
Основной комплект: демонстрационный материал (на группу, учебно-методическое пособие (для воспитателя) и рабочая тетрадь (для каждого ребёнка).
Дополнительный комплект создавался в более позднее время (2004-2011). В его основу легли экспериментальные исследования (Г. С. Костюк, В. В. Давыдов, Л. В. Занков и др., опыт работы педагогов, и потребностью детей, способных усваивать более сложный материал.
Я считаю, что парциальная программа Колесниковой Е. В. «Математические ступеньки» позволяет педагогам использовать ее на протяжении многих лет, а ребенку достигать уровня математического развития для успешного обучения в современной школе.