Получи документы

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации»

Анастасия Антипина
Консультация для родителей «Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации»

Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации.

Адаптация означает «приспособление». Это универсальное средство всего живого, оно наблюдается и в растительном, и в животном мире.

Как формируется способность к адаптации у ребенка?

Публикация «Консультация для родителей „Особенности адаптации детей раннего возраста, Организация жизни детей в период адаптации“» размещена в разделах

1. Биологическая адаптация. Рождение ребенка является биологической адаптацией. Переход из условий внутриутробного к условиям внеутробного существования требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма – кровообращения, дыхания, пищеварения. К моменту рождения все эти системы должны быть готовы осуществить функциональную перестройку, т. е. должен существовать врожденный уровень готовности адаптационных механизмов.

2. Социальная адаптация. Возможности социальной адаптации развиваются только после рождения и неотъемлемы от развития системы ВНД и сложных психических функций человека. Рождаясь, ребенок попадает в среду. В результате воздействия взрослых и собственной активной деятельности у ребенка вырабатываются поведенческие реакции, наиболее адекватные для этой среды.

Характеристика детей раннего возраста в доме ребенка.

Для детей раннего характерна незрелость многих компонентов функциональной системы, что ведет к белее легкому возникновению состояний напряжения в системе адаптационных механизмов; дети из домов ребенка особенно легко впадают в состояние психического стресса. В домах ребенка дети имеют меньшие возможности для тренировки адаптационных механизмов, следовательно, и более низкий уровень социальной адаптивности. Дети постоянно пребывают в стереотипных условиях группы, ограничены контакты с внешним миром приводит к жестко закрепленным стереотипам поведения в статичных условиях. Поэтому всякое изменение условий жизни является сильным стрессовым фактором. К тому же у детей домов ребенка имеются отягощенный биологический и социальный анамнез, отклонения в развитии и состояния здоровья, что снижает выносливость нервной системы. Это сказывается на возможностях к социальной адаптации. Факторы, определяющие здоровье ребенка бывают неуправляемые либо трудно управляемые.

Этапы адаптации

1. Острый период, или период дезадаптации, на данном этапе прослеживается ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микро – социальной среды. В это время наиболее выражены сдвиги в поведенческих параметрах - взаимоотношения с взрослыми, детьми, речевой активности, игре и т. д. Существует ряд признаков, характеризующих нарушения в соматическом состоянии (уменьшение массы тела, снижение сопротивляемости к инфекциям и др).

2. Подострый период, или собственно адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие формы поведения. Уменьшаются отклонения в различных системах, но происходит это не синхронно. Быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней, более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния. Медленнее всего приходят в норму Игра и речевая активность (до 60 дней).

3. Период компенсации, или адаптированность к данным социальным условиям, когда жизнедеятельность организма нормализуется.

Классификация степеней адаптации; признаки адаптационного синдрома.

1. Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в поведении ребенка достигает 20 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита. Восстановление сна происходит за 7 – 10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются в течении 15 – 20 дней, иногда скорее. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены, двигательная активность не снижена. Ребенок не болеет в период адаптации. Легкая адаптация наблюдается у детей моложе 8 – 9 мес. или старше 1,5 полутора лет, с благополучным анамнезом, с хорошим исходным состоянием здоровья. У детей 3 г. жизни при поступлении уже имеется сформировавшаяся потребность в общении со сверстниками.

В условиях дома ребенка такая адаптация бывает при правильной организации всей воспитательно - оздоровительной работы в тех случаях, когда ребенок переводится из группы в группу, когда младенец попадает в дом ребенка из стационара, а также у подкидышей.

2. Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении ребенка более ярко выражены и более длительны. Нарушения сна, аппетита нормализуется через 20 – 30 дней; период угнетения ориентировочной активности продолжается в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается до 20 - 40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в течении месяца; значительная задержка двигательной активности: её восстановление происходит после 30 – 335 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения с взрослыми не нарушены.

3. Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и более месяцев) и тяжестью всех проявлений. Тяжелая адаптация протекает в двух формах:

3.1. При первой форме ребенок заболевает в первые 10 дней после поступления, а затем продолжает повторно болеть (от 4 до 12 и более раз) в течение первого года пребывания в детском учреждении. Некоторые дети практически не бывают здоровыми длительное время. Это не может отразиться на общем состоянии организма ребенка, его реактивности, на показателях физического и нервно – психического развития. На втором году пребывания в детском учреждении ребенок болеет реже и постепенно начинает адекватно реагировать на обстановку.

Тяжелая форма адаптации встречается у семейных детей первых полутора лет жизни, имеющих в анамнезе вредные воздействия биологического характера (токсикозы беременности у матери, осложнения родов, заболевания в период новорожденности) и неблагоприятное состояние здоровья ещё до поступления в детское учреждение.

3.2. Адаптационный синдром.

В доме ребёнка существует несколько критических ситуаций, провоцирующих адаптацию :

- Поступление ребёнка из больницы;

- Поступление из семьи;

- Переход из изолятора, приемно-карантинной группы в группу;

- Переход из группы в группу, сопровождающийся сменой обслуживающего персонала;

- Усыновление;

- Перевод в детский дом;

Особенности исходного состояния здоровья детей, воспитывающихся в доме ребенка, объективные и субъективные недостатки условий жизни и воспитания приводят к тяжелым формам адаптационного синдрома.

У детей в доме ребёнка чаще регистрируется вторая форма тяжелой адаптации – форма адаптационного синдрома.

Адаптационный синдром у детей характеризуется :

- Длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с патологическими состояниями;

- Длительное снижение аппетита, в отдельных случаях может возникать стойкая анорексия или невротическая рвота при кормлении;

- Сон нарушен на протяжении длительного времени; засыпание медленное (30 – 40 мин., сон чуткий, укороченный; засыпание и пробуждение сопровождается плачем.

- Снижена ориентировочная активность. Ребёнок стремится к уединению, избегает контактов с детьми или проявляет агрессивное к ним отношение, к взрослым отношение избирательное;

- Эмоциональное состояние длительно нарушено. Ребёнок либо плачет в течение бодрствования, либо плач и хныканье сменяется состоянием пассивности, безразличия.

- Состояние пассивности и повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга.

- Резко снижается двигательная и речевая активность.

- Изменения к лучшему происходят очень медленно. Улучшения неустойчивы, возможны рецидивы плаксивого и пассивного состояния.

- Темп НПР замедляется. Ребёнок начинает отставать на 1 – 2 эпикризных срока в развитии речи, игровой деятельности.

Легче всего реагируют на смену обстановки дети первого года жизни, поступившие из больницы, в особенности, если ребенок минует изолятор. После 1 г. жизни, когда у ребенка уже сформируется привыкание к условиям жизни, смена этих условий достаточно тяжела.

Требования к организации жизни детей в доме ребенка. Тренировка и формирование адаптивных возможностей детей.

Ребёнка не следует ограждать от социальной адаптации, а целенаправленно тренировать и формировать адаптационные возможности ребёнка.

1. Обеспечить оптимальное состояние здоровья и развития ребенка (режим дня).

2. Ограничить количество обслуживающего персонала для детей до 2 – х лет, чтоб обеспечить стабильность состава взрослых, которые постоянно общаются с детьми.

3. Начиная с 12 – 13 мес. необходимо знакомить ребёнка, через постоянно обслуживающего взрослого, с другими сотрудниками дома ребенка, а если можно, то и со старшими детьми, различными помещениями, животными, уличным транспортом и т. п. (прогулки, наблюдения).

4. На 3 г. жизни надо активно выводить детей за пределы дома ребенка. Находить средства, расширяющие познавательные возможности ребенка.

5. При переводе ребёнка из группы в группу надо заранее (1 – 2 мес.) знакомить его с интерьером новой группы, персоналом и детьми. Впервые дни в новой группе ребёнок нуждается во внимательном отношении, ласке. В течении адаптации нельзя менять режим, назначать прививки, закаливающие процедуры.

В листе адаптации или в дневнике группы (физио журнал) фиксировать качество сна, аппетита, особенности поведения, чтобы можно было точно определить окончание острого периода.

6. При приеме в дом ребёнка малыша из семьи всё организуется так же, как при поступлении в ДОУ. Однако, надо помнить, что резко меняются привычные условия для малыша, он теряет близких, чувствует себя ненужным.

Стрессовая ситуация выражена очень сильно и может возникнуть адаптационный синдром.

Задача персонала:

- Обеспечить, возможно, больший личностный контакт с ребёнком.

- Правильно и сдержано реагировать на те нарушения поведения, которые вызваны стрессовым состоянием, стараться облегчить ребёнку это тяжелое испытание.

- Имеет значение тот факт, что вновь поступивший ребёнок сначала помещается в изолятор, а потом переводится в группу. В таком случае он переносит двойную адаптацию, и это следует учитывать.

- Если условия пребывания в изоляторе таковы, что там недостаточно игрушек, да он и не умеет играть один, а взрослые часто меняются, то у ребёнка развивается белее выраженный адаптационный синдром, что может привести к острому респираторному заболеванию, либо к стойким невротическим реакциям.

- Ситуация, когда ребёнка отдают на усыновление. И вдруг оказывается, славный малыш превратился в озлобленного зверька: ничего не хочет, не ест, не спит, капризничает. И в конце концов заболевает или выдаёт выраженные невротические реакции, у него развивается тяжелый адаптационный синдром. Этого можно избежать:

- Будущие родитель должны в течение длительного времени (1 – 3 мес.) навещать ребёнка в доме ребёнка, наблюдать особенности его поведения в группе.

- Завязать с ребёнком личностные эмоциональные отношения, с тем, чтобы ребёнок радовался их приходу. При этом необязательно каждый раз приносить новую игрушку и сладости, надо больше общаться с ребёнком, играть, гулять, брать на руки, чтобы появилось чувство защищенности в присутствии именно этого взрослого.

- После того, как контакты станут достаточно привычными, можно брать ребё нка домой: с начала просто в гости, затем взять на субботу, воскресенье и только потом, когда ребёнок будет стремиться «домой» оставлять его на более длительный срок.

- Если в течение месяца пребывания дома ребёнок станет раздражительным, ка-призным, полезно поехать с ним в дом ребёнка в гости – это снимает напряжение.

Вывод.

Персонал дома ребё нка должен знать:

1. Характерные признаки адаптационного синдрома.

2. Те ситуации, которые утяжеляют привыкание ребёнка к новым для него условиям.

3. Чётко представлять систему мероприятий, предупреждающих тяжёлый адаптивный синдром.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Особенности работы воспитателя.

Взаимодействие с родителями в период адаптации детей раннего возраста Цель нашего взаимодействия создать в группе психологически-комфортную обстановку и условия для пребывания детей. Поступление ребенка в дошкольное.

Аналитическая справка по итогам адаптации детей раннего возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №.

Из личного опыта: «Форма работы с семьей в период адаптации детей 3-го года жизни» Из личного опыта: «Форма работы с семьей в период адаптации детей 3-го года жизни» Каждый человек хранит в себе память о детстве, отрочестве,.

Конспект интегрированного занятия по формированию положительных эмоций у детей раннего возраста в период адаптации Конспект интегрированного занятия по формированию положительных эмоций у детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ: «Прогулка.

Методические рекомендации для педагогов «Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Методические рекомендации для педагогов: Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Подготовила.

Организация работы с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации к условиям ДОО. Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни. Это, прежде всего, разлука с близкими ребенку людьми, изменение привычного.

Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ Одним из важнейших условий эмоционального благополучия ребенка в детском саду является его успешная адаптация к детскому образовательному.

План адаптации детей раннего возраста СЕНТЯБРЬ - 1-я неделя «Здравствуй, малыш! Я хочу с тобой познакомиться!» ПОНЕДЕЛЬНИК Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации»
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 15:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД