МААМ-картинки

Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ

Ирина Дудко
Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из важнейших условий эмоционального благополучия ребенка в детском саду является его успешная адаптация к детскому образовательному учреждению.

Детский сад – первый и самый тяжелый период в жизни мамы и ребенка. Если вы решили, что пришло время отдавать ребенка в детский сад, то лучше готовить его к нему постепенно. Например, погуляйте рядом с садиком, расскажите про него как можно больше интересного, чтобы заинтересовать своего ребёнка.

Публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах

Чем меньше ребенок – тем ему легче будет адаптироваться. Но, конечно, в любом возрасте ребенку будет трудно и непривычно. Новая среда, новые люди, незнакомые дети, правила, режим и многое другое заставят его переживать и нервничать, а это плохо может отразиться на нежной детской психике [2].

Особенно актуальна тема адаптации в раннем возрасте, когда ребенок из семейной стабильной среды переходит в другую, подчас более агрессивную среду. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, где всё так незнакомо. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию [4]. В результате нарушаются сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, все это сопровождается соматическими заболеваниями, подчас переходящими в хронические. Именно поэтому, насколько быстро и менее болезненно пройдет процесс адаптации, настолько благополучным будет состояние ребенка и его здоровья.

Дети, которые первый раз приходят в детский сад, очень эмоциональны и впечатлительны, постоянно испытывают потребность в любви и поддержке.

В связи с этим, нами была разработана система по адаптации детей, поступивших в детский сад. Основной целью системы является ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию в детском саду :

1) когда родители приводят ребёнка в группу, воспитатель выходит навстречу, здоровается, обращается по имени и отчеству, представляется;

2) предлагает осмотреть группу, показывает игрушки и пособия, рассказывает, что с детьми будут проводиться занятия, они будут рисовать, лепить, петь и танцевать. Что ребёнок, если захочет, может принести из дома любимую игрушку;

3) обсуждает с родителями, как облегчить период адаптации.

Надо помнить, что первые контакты с ребёнком – контакты помощи и заботы. Ребёнок должен понять, что на воспитателя можно положиться, как на маму. Никогда нельзя кормить ребёнка насильно. Многие дети любят класть в постель любимые игрушки, если таковая есть, можно принести её в детский сад. Перед сном обязательно нужно посидеть с ребёнком, ласково погладить его. Можно потихоньку напеть колыбельную песню. Выбрать стиль общения индивидуально к каждому ребёнку, и не забывать, что ребёнок должен решить для себя, что воспитатель – как его вторая мама [1].

Дети уже многое умеют делать сами, а еще большему он может научиться делать с помощью взрослых. Поэтому перед нами стояли основные задачи адаптационного периода :

-охрана психического и физического здоровья детей;

- формирование способов общения со взрослыми и сверстниками;

- установление контакта с родителями, с целью полноценного развития ребенка [3].

Работа по индивидуальному сопровождению детей в процессе адаптации детей к ДОУ в нашем детском саду ведется по двум направлениям:

- взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации (разработана анкета для родителей, создан банк информации по проблеме адаптации, памятки);

- организация адаптационного периода (разработан индивидуальный лист адаптации на основе критериев адаптации детей к детскому саду, карта индивидуального сопровождения ребенка).

Мы поставили перед собой задачу осуществлять работу по предупреждению риска дезадаптации детей к условиям детского сада :

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

Работа с детьми в период адаптации :

1. Проведение мероприятий, направленных на поддержание и повышение иммунитета ребенка.

2. Индивидуальный режим ребенка.

- приход ребенка вместе с родителями во время прогулки;

- пребывание ребенка в группе в первые три дня по два часа, на четвёртый день-до двенадцати часов и далее оставляем на тихий час.

3. Организация развивающей предметно — пространственной среды: наличие уголков настроения и уединения, наличие ярких, интересных игрушек.

4. Создание благоприятного психологического климата в группе: называние детей по имени, которым его называют дома, использование тактильного контакта.

5. Организация детской деятельности: слушание музыкальных произведений, чтение потешек, чередование видов детской деятельности, создание у детей установок на предстоящие виды деятельности, спокойное проведение всех режимных моментов (нельзя заставлять детей что-то долго ждать, приучать детей активно участвовать в режимных моментах (все, что может ребенок выполнять сам, он выполняет самостоятельно, организовать совместную деятельность детей, особенно рисование, хороводные игры.

Работа с родителями.

- создание доверительных отношений с родителями;

- выработка единых требований к ребенку (со стороны родителей и педагогов);

- анкетирование родителей, с целью выявления индивидуальных особенностей и потребностей ребенка;

- индивидуальные беседы и консультации;

- оформление стендовой информации, памяток, буклетов.

Как мы видим, человеческий фактор преобладает над всеми остальными. Поэтому очень важно, чтобы родители и педагоги запаслись терпением и душевной теплотой. Именно от поддержки, внимания взрослых зависит, обретет ли ребенок свой первый полноценный опыт жизни в коллективе или и дальше будет сторониться людей.

В адаптационный период важно проявить максимум терпения ко всем просьбам и даже капризам ребёнка, заслужить его доверие, найти возможность индивидуального общения с каждым ребёнком, познакомить детей друг с другом и установить правила общения.

Ребёнку нравятся в воспитателях доброта и отзывчивость, весёлое и доброе настроение, богатая фантазия, ласковое обращение.

Список использованной литературы:

1. Ватутина, Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад [Текст]. – М. : Просвещение, 2003 – 231 с.

2. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ [Текст]. – М. : Практическое пособие, 2006 – 323 с.

3. Репина, Р. Б. Общение ребенка в детском саду и в семье [Текст]. – М. : Просвещение, 2001 – 134 с.

4. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция [Текст]. – М. : Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 295 с.

Публикации по теме:

Особенности детей раннего возраста (2–3 лет) Каждый родитель воспитывая своего ребенка, хочет знать «А правильно ли я его воспитываю, как правильно мне с ним общаться на понятном.

Консультация «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Особенности работы воспитателя.

Особенности социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ Тезисы к выступлению на областной научно-практической конференции руководителей и специалистов, реализующих адаптированные образовательные.

Аналитическая справка по итогам адаптации детей раннего возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №.

Особенности логопедической работы детей с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями. Логопедическая работа строится на подборе.

План адаптации детей раннего возраста СЕНТЯБРЬ - 1-я неделя «Здравствуй, малыш! Я хочу с тобой познакомиться!» ПОНЕДЕЛЬНИК Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми).

Программа адаптации детей раннего возраста Пояснительная записка. Детский сад – особое место, и особое не потому, что новое, а потому, что это целый пласт интересной, неповторимой.

Игротерапия как средство успешной адаптации детей раннего возраста 1 слайд тема игротерапия как средство успешной адаптации детей раннего возраста. 2 слайд. адаптация - это время привыкания для малыша к.

Занятие для детей раннего возраста по адаптации «Прогулка в осенний лес» Занятие для детей раннего возраста по адаптации на тему: «Прогулка в осенний лес» Задачи: > создать положительный эмоциональный настрой.

Занятие в период адаптации для детей раннего возраста Занятие № 1 в период адаптации детей. Цели: Создать у детей доброе, радостное настроение, положительный настрой, чтобы детки, приходящие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ
Опубликовано: 29 января 2016 в 06:03
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Дудко (УИ 398939) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД