Ирина Дудко
Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших условий эмоционального благополучия ребенка в детском саду является его успешная адаптация к детскому образовательному учреждению.
Детский сад – первый и самый тяжелый период в жизни мамы и ребенка. Если вы решили, что пришло время отдавать ребенка в детский сад, то лучше готовить его к нему постепенно. Например, погуляйте рядом с садиком, расскажите про него как можно больше интересного, чтобы заинтересовать своего ребёнка.
Публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
Чем меньше ребенок – тем ему легче будет адаптироваться. Но, конечно, в любом возрасте ребенку будет трудно и непривычно. Новая среда, новые люди, незнакомые дети, правила, режим и многое другое заставят его переживать и нервничать, а это плохо может отразиться на нежной детской психике [2].
Особенно актуальна тема адаптации в раннем возрасте, когда ребенок из семейной стабильной среды переходит в другую, подчас более агрессивную среду. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, где всё так незнакомо. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию [4]. В результате нарушаются сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, все это сопровождается соматическими заболеваниями, подчас переходящими в хронические. Именно поэтому, насколько быстро и менее болезненно пройдет процесс адаптации, настолько благополучным будет состояние ребенка и его здоровья.
Дети, которые первый раз приходят в детский сад, очень эмоциональны и впечатлительны, постоянно испытывают потребность в любви и поддержке.
В связи с этим, нами была разработана система по адаптации детей, поступивших в детский сад. Основной целью системы является ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию в детском саду :
1) когда родители приводят ребёнка в группу, воспитатель выходит навстречу, здоровается, обращается по имени и отчеству, представляется;
2) предлагает осмотреть группу, показывает игрушки и пособия, рассказывает, что с детьми будут проводиться занятия, они будут рисовать, лепить, петь и танцевать. Что ребёнок, если захочет, может принести из дома любимую игрушку;
3) обсуждает с родителями, как облегчить период адаптации.
Надо помнить, что первые контакты с ребёнком – контакты помощи и заботы. Ребёнок должен понять, что на воспитателя можно положиться, как на маму. Никогда нельзя кормить ребёнка насильно. Многие дети любят класть в постель любимые игрушки, если таковая есть, можно принести её в детский сад. Перед сном обязательно нужно посидеть с ребёнком, ласково погладить его. Можно потихоньку напеть колыбельную песню. Выбрать стиль общения индивидуально к каждому ребёнку, и не забывать, что ребёнок должен решить для себя, что воспитатель – как его вторая мама [1].
Дети уже многое умеют делать сами, а еще большему он может научиться делать с помощью взрослых. Поэтому перед нами стояли основные задачи адаптационного периода :
-охрана психического и физического здоровья детей;
- формирование способов общения со взрослыми и сверстниками;
- установление контакта с родителями, с целью полноценного развития ребенка [3].
Работа по индивидуальному сопровождению детей в процессе адаптации детей к ДОУ в нашем детском саду ведется по двум направлениям:
- взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации (разработана анкета для родителей, создан банк информации по проблеме адаптации, памятки);
- организация адаптационного периода (разработан индивидуальный лист адаптации на основе критериев адаптации детей к детскому саду, карта индивидуального сопровождения ребенка).
Мы поставили перед собой задачу осуществлять работу по предупреждению риска дезадаптации детей к условиям детского сада :
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
Работа с детьми в период адаптации :
1. Проведение мероприятий, направленных на поддержание и повышение иммунитета ребенка.
2. Индивидуальный режим ребенка.
- приход ребенка вместе с родителями во время прогулки;
- пребывание ребенка в группе в первые три дня по два часа, на четвёртый день-до двенадцати часов и далее оставляем на тихий час.
3. Организация развивающей предметно — пространственной среды: наличие уголков настроения и уединения, наличие ярких, интересных игрушек.
4. Создание благоприятного психологического климата в группе: называние детей по имени, которым его называют дома, использование тактильного контакта.
5. Организация детской деятельности: слушание музыкальных произведений, чтение потешек, чередование видов детской деятельности, создание у детей установок на предстоящие виды деятельности, спокойное проведение всех режимных моментов (нельзя заставлять детей что-то долго ждать, приучать детей активно участвовать в режимных моментах (все, что может ребенок выполнять сам, он выполняет самостоятельно, организовать совместную деятельность детей, особенно рисование, хороводные игры.
Работа с родителями.
- создание доверительных отношений с родителями;
- выработка единых требований к ребенку (со стороны родителей и педагогов);
- анкетирование родителей, с целью выявления индивидуальных особенностей и потребностей ребенка;
- индивидуальные беседы и консультации;
- оформление стендовой информации, памяток, буклетов.
Как мы видим, человеческий фактор преобладает над всеми остальными. Поэтому очень важно, чтобы родители и педагоги запаслись терпением и душевной теплотой. Именно от поддержки, внимания взрослых зависит, обретет ли ребенок свой первый полноценный опыт жизни в коллективе или и дальше будет сторониться людей.
В адаптационный период важно проявить максимум терпения ко всем просьбам и даже капризам ребёнка, заслужить его доверие, найти возможность индивидуального общения с каждым ребёнком, познакомить детей друг с другом и установить правила общения.
Ребёнку нравятся в воспитателях доброта и отзывчивость, весёлое и доброе настроение, богатая фантазия, ласковое обращение.
Список использованной литературы:
1. Ватутина, Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад [Текст]. – М. : Просвещение, 2003 – 231 с.
2. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ [Текст]. – М. : Практическое пособие, 2006 – 323 с.
3. Репина, Р. Б. Общение ребенка в детском саду и в семье [Текст]. – М. : Просвещение, 2001 – 134 с.
4. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция [Текст]. – М. : Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 295 с.